Создание заинтересованности в предмете черчение
Александрова Лариса Ивановна,
учитель черчения и изобразительного искусства
ГБОУ СОШ №667 Невского района Санкт-Петербурга
При изучении черчения в школе у учителя возникают проблемы объяснения нужности предмета черчения в нашей повседневной жизни. Вначале многие учащиеся опрометчиво считают, что в их дальнейшей деятельности предмет черчения им не понадобится вовсе. Поэтому перед изучением предмета черчения на начальных уроках учителю необходимо ознакомить учеников с исторической справкой о черчении, с примерами практического применения и использования черчения в нашей повседневной жизни. Необходимо объяснить учащимся, что предмет черчения является основопологающим при общении людей из разных стран в различных областях архитектуры и дизайна, строительства, промышленности, военной техники, при создании новых механизмов и машин, устройств, приборов и медицины.
Основой развития любого общества всегда было создание устройств, развивающих возможности человека. Как известно, одно из званий великого итальянского художника XV века Леонардо да Винчи было звание инженера. Его многочисленные великие открытия стали возможны после представления им проектов во всех областях, в том числе в механике и архитектуре. Человечество смогло познакомиться с этими проектами с помощью чертежей, которые Леонардо да Винчи после себя оставил последующим поколениям.
Любой проект невозможен без графического представления его внешнего вида, которым стал международный язык инженера - чертеж. Только представление учащимся этой мысли позволит заинтересовать их в изучении предмета черчения. Без основ черчения мы не смогли бы ознакомиться с чертежами знаменитых русских механиков, таких как Кулибин, Ползунов, кораблестроительными чертежами эпохи Петра I и другого.
Исследуя деятельность учеников при изучении черчения, обнаруживается их заинтересованность предметом уже после того, как они начинают представлять, что чертеж позволяет им увидеть объемное изображение целого предмета. Сейчас это с легкостью можно сделать на уроках черчения при помощи компьютера в программе «Компас». Сначала учащимся предлагается плоское изображение предмета, после чего уже представляется макет всего изделия.
Любое грандиозное изделие первоначально может быть изображено элементарно просто.
Затем постепенно учащиеся подготавливаются к детальному изучению способов изображения, в основе которых лежат общие правила. Понимание учащимися того, что с помощью элементарных общих положений, изученных на уроках черчения, возможно создание нового изделия, понимание изделия, созданного другими людьми только на основе чертежа, дает стимул учащимся к изучению этого предмета ими в дальнейшем.
Итак, заинтересованность на начальном этапе изучения черчения учащимися окончательно формирует их интерес лишь после практического использования предмета черчения на уроках в девятых классах, а затем в ВУЗах при изучении ими других дисциплин. И конечно, никогда не надо забывать о таких важных вещах, как создание и поддержание доверительной позитивной атмосферы на каждом уроке, несомненно способствующей укреплению заинтересованности в предмете; постоянное поддержание авторитета учителя; изложение материала в интересной форме (ярко, красочно, с множеством примеров, использование элементов занимательного черчения, игр, викторин, тестов, работ учеников в группах, решение кроссвордов и так далее); индивидуальном подходе к каждому учащемуся и обязательная похвала ученика (учитель должен стараться найти, за что похвалить ученика). У каждого ученика должно возникнуть желание прийти на урок черчения снова и снова за новыми интересными знаниями.
Литература
Советский энциклопедический словарь,
Москва «Советская энциклопедия», 1990 г, стр. 711.