Процесс формирования личности невозможно представить без воспитания любви к Родине, своему городу, школе, семье. Поэтому детям необходимо знать их историю.
Я использую различные формы работы в этом направлении. Это и беседы, и чтение , и обсуждение статей, игры - викторины, сбор краеведческого материала и, конечно, экскурсии.
Наша школа находится в центре Ораниенбаумского комплекса, поэтому я начала знакомство ребят с его достопримечательностями. Предложив на первом уроке учебного года написать письмо своему другу о родном городе, я убедилась, как мало о нем знают дети.
Мы отправились на экскурсии в парк, в выставочный зал, где познакомились с работами Ломоносовского объединения «Колорит». На картинах А.Петрова, Слепухина, Серебрякова, Петрова-Гринева ребята по-новому увидели поэтичные уголки Ломоносова, может быть, их просто открыли для себя.
После чтения в «Балтийском луче» статьи «Тайны Большого Дворца» мы посетили Японский павильон. А потом открыли свою тайну. Оказывается, один раз в год перед Пасхой в Пантелеймоновской церкви Меншиковского дворца проходит праздничная служба. Мы оказались ее свидетелями. Торжественно, празднично и необычно. Прошлой весной я предложила ребятам, объединившись в группы, самостоятельно подготовить экскурсию «Творения Ринальди». Подготовка заняла не один день, а потом мы провели экскурсию для ребят. Юные экскурсоводы прекрасно справились с заданием, очень интересно рассказывали не только об архитектуре, но и о владельцах дворцов, результате появились кроссворды «Достопримечательности Ораниенбаума», самодельные открытки «Любимый уголок парка» и интересная выставка книг о городе Ломоносове. Это были и огромные подарочные книги с цветными фотографиями, и скромные издания по истории города и его художественных ценностях, подержали в руках ребята и книгу А.А.Плаксина и тонкую брошюру Вячеслава Шанаева об улицах нашего города.
Знакомились мы и с архитектурой Санкт-Петербурга. Запомнились нам и экскурсия «Мосты повисли над водами», «Площади Петербурга», «Легенды и тайны старо Петербурга». Посетили краеведческие музеи города Ломоносова, где ребята узнали войне на нашей земле, о подвигах земляков, о фронтовой дружбе.
Интересны были и встречи с ветераном Иваном Дмитриевичем Петровым. Его рассказы оставили неизгладимое впечатление, ребята навещают ветерана, помогают ему хозяйству, поздравляют с праздниками, ухаживают за ним во время болезни.
Ребята приняли участие в акции «Помоги памятникам родного города», все как один вышли на благоустройство мемориального кладбища «Малая Пискаревка». Во время оформления его паспорта ребята работали в краеведческом музее, собирали материал в библиотеке, записывали рассказы людей, живших в то время в Ораниенбауме.
Я считаю, все эти дела стали для ребят школой уважения к ветеранам.
Знакомились мы и с предприятиями города. Посетили хлебозавод, типографию, объединение «Парус».
Знакомились с улицами города и именами людей, живших здесь. В прошлом веке в Ораниенбауме насчитывалось 3 тысячи жителей, а в округе было расквартировано до тысяч военных. Из морского порта уходил в плавание фрегат «Паллада», у нас находилась артиллерийская офицерская школа. С нашим городом тесно связана жизнь оружейников Филатова, Дегтярева, Токарева. Говорили мы об этом на классном часе «Город воинской славы».
Обращаюсь я и к истории школы, составляли родословное древо семьи.
Знания, которые ребята получают на внеклассных мероприятиях, желание творчес ки работать, умение гордиться деяниями предков создают основу для формирования у них активной гражданской позиции, чувства патриотизма и любви к Родине.