Статья
Что значит А.С. Пушкин для нас, людей XXI века?
Савватеева Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №147
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Вряд ли можно назвать истинным патриотом человека, не знающего своей истории, культуры, искусства, не интересующегося литературой. По словам Д.С. Лихачева: «Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации».
Научить ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться перед подвигами людей, чьим мужеством рождена слава России, воспитывать нравственные качества в человеке призвана художественная литература, изучаемая на уроках и во внеурочное время.
Обратимся А.С. Пушкину, который о своей принадлежности к России заявляет:
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
А Н.В. Гоголь подчеркнет в поэте: «…в нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер…».
Что значит Пушкин для нас, людей, живущих в ХХI веке?
Пушкин - это лучшее, что есть в каждом из нас. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви к своему Отечеству. Любое из человеческих чувств - любовь, печаль, гнев, грусть - он поднимал в своей поэзии до высочайшей точки. Его поэзия облагораживает нашу жизнь.
Тайна безмерного обаяния Пушкина в его слове, русском слове.
Рассказы бабушки, Марии Алексеевны, о былых временах, яркая речь няни Арины Родионовны, сердечность дворового «дядьки» Никиты Тимофеевича Козлова открыли Александру, прелесть русского простонародного мира, интерес к русской старине и родному языку.
В бабушкиной комнате он блаженствовал. Там пахло травами: шалфеем, чистотелом, укропом. Старые портреты - большие, нарядные - висели на стенах. Маленький Пушкин слушал семейные предания; в ее устах они были захватывающе интересны, невероятны. Она видела и легендарного прадеда - арапа Петра Великого, он был отцом ее мужа.
С крепостным дядькой Никитой Козловым его отпускали гулять по Москве. Любимым местом был Кремль. Он побывал во всех кремлевских закоулках и даже поднимался на колокольню Ивана Великого. Московские холмы, утопающие в садах, окружали Кремль. Множество куполов монастырей и храмов: золотые, синие со звездами, зелено-алые, витые, как турецкая чалма, зеленые, как трава, мелкие - с луковку - и огромные, как шелом богатыря. Высились дворцы, а рядом ютились деревянные домики с мезонином, и это узнал бы он и на краю света.
Это была его родина, его земля, земля отцов, дедов - отечество. Он не скоро встретится с ней - с матерью российский городов. Но всегда, до конца жизни, он будет любить в ней город своего детства: переулки, часовенки, холмы, покрытые садами, низкие берега Кукуя, Яузы, гордые стены Кремля.
Любил и Михайловское. Деревня представляла поэту не один лишь простор, и тишину, и возможность сосредоточиться. Здесь прежде всего были целые пласты живой человеческой речи. Любил он деревенские песни на вечерней заре. Oн с жадностью слушал и впитывал и деревенский северный говор, и складную, теплую речь своей няни Арины Родионовны.
Так эти нянины сказки и крестьянские песни, история, летописи - все это как раз и восполняло его воспитание, бывшее с детства почти исключительно книжно-французским, а няня, деревенские бабы и мужики, с которыми запросто он разговаривал, - вот кто теперь заменил ему светскую нерусскую речь. И было все спокойно, широко, просто, мерно, свежо и так же ему необходимо, как воздух. Многое из этого ляжет и на бумагу.
Пушкин любил бывать в Святогорском монастыре, расположенном в верстах четырех от Михайловского. Любил не тишину под церковными сводами, где мертво пахнет ладаном, а обширный, монастырский двор, запруженный толпой в праздничные дни. Летом к монастырю со всех соседних уездов съезжались на ярмарку.
День открытия ярмарки обставлялся торжественно. Как только солнечные лучи начинали золотить зубчатый гребень темного бора, над крышей братского корпуса Святогорского монастыря появлялся ярмарочный флаг. Все приходили в движение. В слободских домах стучали засовы, на гостином дворе суетились балаганщики, раскладывали товары купцы, между торговыми рядами шныряли верткие мальчишки, молодежь толпилась в ожидании открытия карусели.
Кругом много простого народа: мужики, аккуратно подстриженные, а на затылках подбритые обломком косы, с густо промасленными деревянным маслом расчесами, бабы и девки, в лентах и бусах, жались друг к другу. Песни пели, хороводы водили.
Пушкин чрезвычайно любил святогорские ярмарки. Невзирая на ужас Арины Родионовны и к общему веселью всей девичьей, Пушкин на ярмарку отправился так, как иногда обряжался только у себя дома. Он был в ситцевой рубахе, подпоясанной поясом, и в соломенной шляпе, вывезенной им еще из Одессы. Взяв свою палицу, он отправлялся этаким настоящим богомольцем. Простолюдин с виду, в простой крестьянской рубахе, он бродил среди телег и коновязей, прислушиваясь к говору народа и пению нищих. Рука, заложенная за спину, держала дощечку с бумагой, на которой он записывал впрок дивные слова песен и сказаний. Пословицы и поговорки, народную разговорную речь.
По рассказам многих очевидцев, Александр Сергеевич большую часть времени проводил на ярмарках среди нищих-слепцов, странников и юродивых, к которым на Руси, как известно, было особое отношение. Пушкин любил слушать нищих слепцов у монастырских ворот. Они волновали и своим напевом и словами.
Вот этому народу, который по праздникам заполнял монастырские дворы своим говором, судил и рядил о вековечных своих нуждах, о мирской правде и неправде, и гулял, и пел, и слагал свои вдохновенные песни. Вот этому самому народу, который два с половиной века назад, вооруженный чем попало, сам своей волей стягивался к Москве гнать захватчиков за рубежи, как это повторилось тринадцать лет назад с наполеоновской армией. Именно этому народу принадлежит история.
Через «Историю» Карамзина Пушкин познакомился с русскими летописями и, читая их, много думал об образе русского летописца.
И одновременно Пушкин чувствовал большую любовь к себе русских людей, все растущую популярность его имени. Между тем он вынужден был жить в чуждой ему великосветской среде, где всегда чувствовал себя униженным, пренебреженным.
Пушкин! Кто дал силу его дивным словам? Народ, русский народ - творец своего могучего языка, свободолюбивый, неукротимый в своем движении. Жизнь народная подсказала ему его мысли и чувства, которые облек он в слова неслыханной красоты, и щедро, до конца отдал своему же народу.
«Все должно творить в этой России и в этом русском языке».