Министерство образования РФ
Комитет по образованию администрации Санкт- Петербурга
Информационно-методический центр
администрации Санкт-Петербурга
ГБОУ гимназия №66 Приморского района Санкт-Петербурга
Учебно-методическое пособие
Использование медиауроков
для развития мышления младших школьников
Разработчик:
Лукашова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2012г.
Пояснительная записка
В развитии интеллектуальных способностей младшего школьника особую роль играет мышление.
Мышление– это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. В возрасте 7–10 лет дети осваивают следующие виды мышления:
наглядно-действенное (операции с предметами);
наглядно-образное (операции со словами, числами);
логическое или абстрактное (операции со знаками).
Каждый учитель самостоятельно выбирает способ использования упражнений для развития учащихся. Кто-то проводит дополнительные занятия, работает по печатным тетрадям для развития мышления, но главной формой взаимодействия учителя и ученика остаётся по-прежнему урок.
В данной статье описан опыт использования медиауроков для развития мышления младших школьников на уроках математики, русского языка, чтения, ознакомления с окружающим миром.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков.
Медиаурок- использование средств мультимедиа. В данном случае описан опыт использования компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint. Можно отметить методические возможности и преимущества медиурока:
повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
развитие наглядно-образного мышления.
Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. Остановимся на некоторых из них подробнее.
Сравнение – приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. При выделении свойств очень важно, чтобы признаки были названы. Например: красный – синий (по цвету).
Задания:
“Найди отличия”.Сравнить два рисунка, назвать отличия. Слайд 1
“Сравни фигуры”.Сравнить пары фигур по цвету, форме, размеру. Слайд 2
“Найди общее и особенное”Что общего и особенного в следующих парах: пальма-ель; волк-рысь и т.д. Слайд 3-4
“Выдели общее”.Выбрать общие признаки двух предметов из предложенных вариантов. Слайд 5-8
“Выдели отличия”.Выбрать отличия двух предметов из предложенных вариантов. Слайд 9-10
“Подбери слово “наоборот”.Подбирать антонимы к словам. Слайд 11-12
Аналогия илисмысловое соотнесение – мысленное сопоставление предметов или явлений по их смыслу – функциям, назначению, другим внутренним свойствам и признакам (часть - целое; противоположность функций; принадлежность к одному виду; и т.д.).
Задания:
“Подбери пару”. Предлагается пара предметов или слов, как образец. К третьему нужно подобрать пару с таким же смыслом из 3-5 предметов или слов. Слайд 13-14
“Подбери слово”. Подбор однокоренных слов по образцу (глаголов). Слайд 15
“Объясни как образовались сложные слова”. Слайд 16
“Проверяй орфограммы в словах по правилу”. Слайд 17
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Для выполнения этой операции детям нужно знать как можно больше обобщающих слов.
Задания:
“Назови общим словом”.Нужно подобрать обобщающее слово. Слайд 18-19
“Что лишнее? Кто лишний?”.Слайд 20-22
“Придумай название”.После чтения текста с пропущенными словами, необходимо по ключевым признакам определить о ком или о чём рассказ, затем озаглавить рассказ. Слайд 23-25
Формулировка понятий. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений.
Например: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Задания:
“Дай определение”.Предложить детям дать наиболее точное определение известному предмету. Обращать внимание на то, что определение правильно составлять из двух смысловых частей: обобщающее слово и отличительный признак. Слайд 26
“Что это такое?”Детям предлагается не само понятие, а его определение. Поэтому определению дети должны угадать, о чём идёт речь. Слайд 27-28
Внутренний план действий– способность действовать в уме, умение планировать свои действия в уме, строить программу действий без каких-либо внешних опор.
Задания:
“Восстанови сказку”. Слайд 29
“Как из жёлудя построить дом?”Слайд 30
“Как росло дерево?” Слайд 31
В данных заданиях необходимо мысленно продумать алгоритм событий, а потом алгоритмом.
“Ребусы”.Решение ребусов отличная тренировка логического мышления и способности действовать в уме. Слайд 32-33
“Кресс-кросс”.Предлагается найти в таблице спрятанные слова по вертикали и горизонтали. Слайд 34-36
Сериация– упорядочивание объектов по степени одного или нескольких признаков.
Задания:
“Продолжи ряд”.Детям предлагается продолжить ряд чисел, букв или рисунков в определённой последовательности. После выполнения задания желательно, чтобы дети формулировали принцип упорядочивания объектов. Слайд 37
“Построй ряды слов”.Необходимо упорядочить объекты ряда по определённому признаку (усиление, уменьшение действия). Слайд 38
“Заполни матрицу” или “Волшебный квадрат”.Внутри матрицы 3х3 имеются рисунки, расположенные по определённой закономерности. Одного из изображений не хватает, их нужно выбрать из предложенных вариантов. Слайд 39