Методы повышения эффективности создания
итогового индивидуального проекта
Солнцев Андрей Викторович
Методы повышения эффективности выбора и создания продукта. Стоит выделить несколько аспектов данной проблемы
- Первичный выбор продукта.
- Реализация создания продукта на практике
Позитивную роль в ознакомлении с данной проблематикой может сыграть участие в таких установочных занятиях представителей 10-11-х классов, которые уже прошли через данный этап и обладают необходимым опытом создания продукта, которым они смогут поделиться.
Помимо этого, перспективной выглядит идея проведения выставок в начале учебного года, на которой будут представлены итоговые продукты из прошлого учебного года. Такие мероприятия станут наглядной демонстрацией возможных вариантов создания продукта для тех учащихся, кто впервые сталкивается с деятельностью подобного рода, возможно повысят мотивацию при работе над продуктом, так как для детей подросткового возраста крайне важна оценка сверстников и они будут пытаться удивить представителей школьного сообщества своими талантами. Также проведение выставки обогатит школьную жизнь и станет отличной возможностью для общения между представителями различных школьных групп, таких учителя и администрация с одной стороны и ученики с другой, в менее формальной обстановке.
В качестве итога размышлений о данном пункте приведу примерный перечень возможных продуктов: веб сайт, атлас, видеофильм, выставка, газета, журнал, игра, карта, коллекция, костюм, посуда, макет-модель, музыкальное произведение, праздник, публикация, справочник, сценарий, сказка, серия иллюстраций, учебное пособие, чертёж экскурсия, газета, путеводитель, стенд, прибор, программное обеспечение, квест.
Следующей проблемной позицией является поиск и отбор информации. Здесь также выделю несколько аспектов:
- Объём информации, который необходимо проанализировать и обработать
- Недостаток времени при дополнительных больших нагрузках
Большинство детей посещают внешкольные учреждения, имеет какое-либо хобби или увлечение. Я считаю, что данные обстоятельства должны учитываться на подготовительном этапе. Если ученик занимается музыкой, то стоит почему бы ему не использовать свой опыт при создании проекта? Если у ребенка есть способности к языкам, то это преимущество тоже следует использовать. На подготовительном этапе научный руководитель должен выделить сильные стороны своего подопечного и показать ему возможности их применения в проектной деятельности. Таким образом не придётся вести работу с нуля даже при первом опыте создания проекта. Так как подросток сможет применить свой, хоть и не очень большой, багаж знаний, которые он подчерпнул из тех источников и литературы, с которыми он уже успел ознакомиться в средней школе.
Также предложу следующую идею. Это создание общешкольной предметной базы источников и литературы, которую использовали учащиеся прошлых лет. Это позволит избежать траты времени на поиск качественной литературы.
Последним в списке самых трудных этапов работы над проектом стоит подготовка к защите. Из диалогов с учениками мне стало известно, что основную трудность здесь вызывает волнение за результат, а также страх перед публичными выступлениями. Какие же методы преодоления этого страха можно выделить? Прежде всего это увеличение количества публичных выступление. Приобретенный опыт со временем трансформируется в уверенность и умение держать себя во время важных социальных мероприятий. Для приобретения такого опыта, необходима практика выступлений в стрессовых ситуациях. В каких ситуациях человек испытывает стресс? Когда он сталкивается с чем-то новым.
С начальных классов дети учатся выступать перед одноклассниками. Постепенно они привыкают к такому формату и чувствует себя достаточно спокойно при уже давно знакомых лицах. Начиная со средней школы участие в школьных конференциях или выступление в другом классе станет хорошей практикой презентации себя и своих знаний в непривычной обстановке.
Помимо этого, крайне полезным методом для подготовки к защите является составление плана своего будущего выступления. В завершении анализа данного пункта приведу образец такого плана:
- Почему была выбрана данная тема (постановка проблемы)
- Какова цель исследования
- Какие задачи были поставлены
- Какие гипотезы проверялись
- Какие методы и средства использовались
- План работы над основной частью
- Какие результаты были получены
- Выводы по итогам проекта
- Перспектива дальнейшей работы над проектом