Реализация компетентностного подхода
в профессиональном обучении
в профессиональном обучении
Клементьева Елена Николаевна
Под действием существующих обстоятельств в мире, таких как глобализация и интеграция изменяется роль современного человека и его основные потребности. В связи с этим происходит трансформация не только стиля жизни человека, но и системы образования, так как именно от образовательных учреждений зависит становление подготовленной к самостоятельной жизни всесторонне развитой личности, готовой модернизировать пространство вокруг себя и заниматься развитием образования, медицины и других важных областей.В настоящее время в социально-педагогической ситуации главным направлением обучения и воспитания является стимулирование учащихся к самостоятельной деятельности в различных областях (самообразование, постановка целей, самоконтроль, работа с документацией и т.д.)
Происходит переход от технократической к гуманистической парадигме, и соответственно меняются методы обучения и результаты образования.
Главная задача современного образования – это раскрытие индивидуальных способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, готового привнести в него новые веяния, сохраняя верность старым традициям.
Какими же качествами должен обладать современный человек? Как мне кажется самое главное, что должно быть в каждом члене общества это способность к самообразованию на протяжении всей жизни и самоорганизации как своего рабочего дня, так и траектории развития компетенций. Кроме этого он должен быть инициативным человеком, способным самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, а так же обладать развитыми коммуникативными и созидательными способностями, быть толерантным и проявлять эмпатию к другим членам общества.
По моему мнению применение в образовании компетентностного подхода позволяет удовлетворить все существующие потребности современного человека и сформировать активного субъекта деятельности.
Использование компетентностного подхода в системе профессионального образования позволяет увеличить конкурентоспособность специалистов, наладить взаимодействие с рынком труда и потенциальными работодателями, модернизировать образовательные программы, обновить их содержание, методологию и применять современные образовательные технологии и методы обучения.
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Ключевые компетенции которыми необходимо обладать современному человеку: социально политическая и гражданская компетенция, социальная и коммуникативная компетенция, грамотность и знание нескольких языков, компетентность в области науки, техники и инженерии, умение учиться на протяжении всей жизни.
Но что же такое компетенция и что значит обладать компетентностью?
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Основные компоненты компетенции: знание, методология применения этих знаний и практический навык применения. Знания и навыки формируются одновременно важно, чтобы ученик обладал не только теоретической основой, но умел использовать ее в практической деятельности. Это требует применение новых методов и технологий обучения.
Компетентностный подход отличается от традиционного целями и задачами которые стоят при обучении. Самое главное не просто передать знания ученикам, а научить их самостоятельно добывать эти знания и находить их применение на практике.
Основные педагогические технологии которые применяются в данном подходе: проблемное обучение, деятельностный подход, практико-ориентированное образование, метод проектов, модульное обучение, индивидуальные образовательные маршруты.
По моему мнению использование компетентностного подхода в профессиональном обучении повышает его качество, потому что образование нацелено не только на профессиональное развитие личности, но и на ее социальное становление, общее развитие, освоение основ жизнедеятельности, кроме этого данный подход формирует у обучающихся навык самоанализа и самооценки, что позволяет очнику самостоятельно выбрать образовательный маршрут и развитие и данный навык поможет человеку в будущей профессиональной деятельности.