Рекомендации педагогу по организации взаимодействий
между учащимися в классном коллективе
Суворова Оьга Александровна
Социализация включает в себя не только сознательное усвоение детьми ценностей, норм, стереотипов, но и формирование через межличностные отношения со взрослыми и сверстниками самостоятельного образа жизни и субъективного социального опыта.Межличностными называются чисто личные отношения и связи между отдельными членами группы, независимо от условий и характера их совместной деятельности. В основе такого отношения лежат эмоциональные переживания, которые один ее член вызывает у другого.
Основой межличностных отношений является своего рода оценка одного человека к другим.
Межличностные отношения включают несколько компонентов. Каждый из этих компонентов имеет богатое психологическое содержание. Поведенческая составляющая включает в себя результаты и действия, мимику и жесты, то есть, все, на что люди могут смотреть. Эмоциональный компонент включает в себя все, что связано с состоянием личности, а гностический характеризуется активностью личности, принимающей и перерабатывающей информацию.
Межличностные взаимодействия становятся общением лишь тогда, когда есть взаимный обмен мыслями и чувствами. Есть мнение, что статус ребенка в системе межличностных отношений является важнейшей предпосылкой для формирования его личности.
В социальной педагогике есть два типа межличностных взаимодействий: функционально-ролевые и эмоционально - межличностные.
- Функционально-ролевое взаимодействие возникает в сферах познания, предметно и духовно-практической деятельностей, организованной игры, и имеет целью их обслуживание.
- Эмоционально-межличностное взаимодействие возникает в сфере общения и направленно на удовлетворение потребности субъектов в эмоциональном контакте.
Не каждый класс в реальной жизни действует как единая команда. Появление у его членов чувства общности, является результатом благоприятного развития класса и создает условия для идентификации ребенка с классом.
На развитие класса непосредственно влияет организация процесса обучения. Формами организации работы на уроке являются фронтальная, индивидуальная и групповая.
При фронтальном обучении учитель направляет всю учебно-познавательную деятельность на решение единой для класса задачи. При этом определяется единый для всех тип работы.
Индивидуальное обучение направлено на самостоятельную работу каждого ученика и учет его особенностей. Такая форма не предполагает контакта с другими учениками в классе и применяется в основном в программированном и компьютерном обучении.
Групповое обучение предполагает, прежде всего, сотрудничество учеников. Будь то бригадные, звеньевые, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые формы. Бригадная форма является временной, и группа ребят собирается на определенный срок для решения определенной задачи. Звеньевыми являются группы, сформированные на постоянной основе. При кооперативно - групповой форме ученики выполняют лишь часть объемного задания. При дифференциально – групповой учитель формирует группы с учетом учебных способностей, возможностей и навыков ребят.
В современной педагогике все большее внимание уделяется групповому взаимодействию, через которое эффективнее реализуется субъектная позиция учащегося. Данное взаимодействие предполагает совместное решение учебных задач при непосредственном контакте двух или более учащихся и имеет как личную, так и коллективную значимость. Работа в группе направлена на повышение творческой самостоятельности и познавательной активности учащихся. Это позволяет укрепить у них положительную мотивацию учения. Учитель же при определении групп может учитывать темп работы отдельных учеников, их склонности и уровень подготовки. Групповая работа позволяет формировать более плодотворные межличностные отношения среди сверстников, которые, в свою очередь, чувствуют себя более комфортно как в коллективе, так и в школе. Эмоциональный фон совместной деятельности приобретает положительный окрас.
При решении развивающих и воспитательных задач учителю необходимо подобрать грамотную методологическую базу для проведения урока.
Учащимся предоставляется возможность, в ходе выполнения специальных заданий проблемно-поискового или творческого характера, активно использовать свои знания и умения.
Очень важны вопросы комплектования групп учащихся для участия в совместной работе. В одну группу должны входить учащиеся с различной степенью успеваемости, что, с нашей точки зрения, позволяет повысить эффективность учебного процесса. Дело в том, что ученики с более высоким уровнем успеваемости в групповой работе могут взять на себя руководящую роль.
Организация пространства, где участники одной группы будут находиться рядом друг с другом, создает эмоциональную готовность участвовать в групповом взаимодействии, что позволяет сократить время, необходимое им для переключения с одного режима работы на другой.
Самостоятельная деятельность помогает достичь одну из ведущих дидактических целей урока - активизацию учения. Активная деятельность характеризуется, прежде всего, высоким уровнем мотивации, которая создается потребностью результативности обучения.
Активизация реализуется в процессе взаимодействия и учителя с учеником и учеников между собой.
И фронтальная, и индивидуальная, и групповая формы работы на уроке являются традционными. Все они предполагают деятельность преподавателя по передаче информации. Но для активизации учащихся необходимо создавать ситуацию их взаимодействия между собой. Методы, необходимые для этого, в современной педагогике называются интеркативными. Интеракционизм предполагает развитие личности в рамках социального взаимодействия, в основе которого лежат межличностные отношения и рефлексия общения.
В традиционной педагогике учитель является субъектом, а ученик объектом обучения. При интерактивном методе обучения активность педагога уступает место активности ученика, который занимается самостоятельным поиском информации. Учащийся взаимодействует с учебной средой, учебным окружением.
Харханова Г.И. трактует интерактивное обучение как процесс взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме специальных учебных игр. Данный процесс гарантирует педагогически эффективное познавательное общение. Ведущей же является активная деятельность ученика по изучению и усвоению новых знаний.
Известно, что в настоящее время в педагогике не существует единой классификации интерактивных форм обучения. Тем не менее, есть схожие позиции по этому вопросу, так некоторые авторы делят интерактивные формы по целям и задачам учебного процесса на:
1) неимитационные, они используются в традиционных формах учебной деятельности (лекции, занятия и т.д.);
2) имитационные (игровые и не игровые), в учебном процессе используются новые формы обучения
В неимитационных занятиях отсутствует имитационная модель изучаемого явления или процесса. Это более традиционный вид занятий.
На неимитационных занятиях используются: дискуссия, метод «круглого стола», метод «проектов», метод «мозговой атаки»
Дискуссия – это коллективное мышление, где каждый из учеников продумывает свою позицию относительно какого-либо вопроса и обосновывает ее. При этом развиваются навыки конкретного мышления и умение выступать публично.
В методе «круглого стола» используется активный обмен мнениями учащихся по определенному вопросу в процессе межличностного взаимодействия. Участникам заранее предлагают тематику подготовки к мероприятию. Задача педагога – подготовить участников к свободному обмену мнениями.
Метод «проектов» позволяет учащимся приобретать навыки ориентирования в информационном пространстве, самостоятельно организовывать свою деятельность и интегрировать знания.
Метод «мозговой атаки» - это метод «генерирования идей». Учащиеся учатся абстрагироваться от конкретных условий, и сосредотачиваться на достижении определенной цели.
Особенность имитационных занятий – имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности. Имитация индивидуально-профессиональной деятельности практически не учитывает взаимодействие с коллегами по работе и поэтому является неигровой.
К игровым имитационным занятиям относятся:
- Разыгрывание ролей – учащимся сообщается задача, им выдаются роли в соответствии с задачей. При этом в процессе решения задачи участники взаимодействуют в соответствии со своей ролью.
- Более сложная в исполнении деловая игра. Это своеобразное имитационно-игровое моделирование. Форма воспроизведения содержания будущей профессиональной деятельности. У учащихся вырабатываются не только профессиональные навыки, но и умение отстаивать свои убеждения, а следовательно у них формируется социальная позиция.
- Организационно – деятельностной игра. Происходит коллективная работа над проблемами, способы решения которых не известны ни участникам, ни организаторам.
Педагог должен оказывать методологическую поддержку учащимся во время процесса взаимодействия. Среди основных положений этой поддержки можно выделить следующие:
1. В ситуациях взаимодействия не стоит требовать полной тишины в классе, ведь ученики должны обмениваться мнениями, прежде чем подавать «продукт» совместной работы.
2. Развитие у учащихся навыков эффективного участия в групповых взаимодействиях должно проводиться последовательно и систематически.
3. Перед включением ученика в групповое взаимодействие необходимо оценить его эмоциональное состояние. Нежелательно включать в такую работу ребенка в состоянии глубокого эмоционального дискомфорта, так как ему потребуется много энергии, а в таком состоянии это может быть сложно.
4. Наказывать ученика лишением участия в групповом взаимодействии нельзя.
5. Обязательно должна присутствовать оценка успешности контретного ученика или группы в целом. Это может проводиться и педагогом на уровне всего класса и внутри каждой группы обособленно.
6. Педагог является своеобразным гарантом безопасности (помогает детям преодолеть неуверенность в новой для них ситуации; в случае необходимости, преподаватель может вмешаться в ситуацию);
7. Педагог может выступать в качестве репортера (он не вмешивается в процесс, но может направлять ребят, задавая уточняющие вопросы);
8. Педагог все же остается экспертом (информирует о правилах и положениях эффективного взаимодействия);
9. Педагог является главным генератором идей (предлагает на выбор альтернативные курсы действий, побуждает учеников выбирать наиболее конструктивные из них);
10. Педагог должен правильно организовать пространственную среду, в которой ребята будут наиболее комфортно взаимодействовать друг с другом.
11. Если комплектует группы педагог, то он должен учитывать склонности учеников и уровень их знаний. Это могут быть группы, где отстающие ученики сотрудничают с преуспевающими, последние, в свою очередь, задают темп работы. Либо в группах могут находиться ученики с одинаковыми способностями;
12. В ситуациях группового взаимодействия учащихся педагог должен свободно перемещаться от одной роли к другой в соответствии с складывающимися условиями.
Межличностными отношениями называются личные отношения отдельных членов группы. Они характеризуются позицией личности в группе, социально-психологическим климатом, системой ценностей деятельности группы. При групповом взаимодействии межличностные отношения складываются на основе взаимного познания, взаимных оценок и сотрудничества. Все это происходит в процессе совместной деятельности. Межличностные отношения особенно важны при организации групповых форм процесса обучения. Для активизации учащихся используются интерактивные методы обучения, как имитационные, так и неимитационные. Активная позиция при таких методах принадлежит ученику. Учитель при этом должен являться наставником и организатором группового взаимодействия (пространства и самой работы). Помогать ребятам справляться с дискомфортом перед публичными выступлениями. Таким образом, ученик в процессе группового взаимодействия является не объектом, а субъектом обучения. А педагог, следуя определенным рекомендациям, помогает учащимся формировать и отстаивать свои убеждения.
Список используемой литературы
- Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С.227.
- Братчикова Ю.В. Организация групповых взаимодействий учащихся на уроке как способ реализации их субъектной позиции [электронный ресурс] / сайт НП «СибАК» - заочные научно-практические конференции для ученых, студентов и школьников, коллективные и авторские монографии. – Екатеринбург: 15 мая 2010 – Режим доступа: http://sibac.info/11895
- Бехтерев В.М. - Избранные работы по социальной психологии. – М.:Наука, 1994
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991
- Жуков, Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. Введение в практическую и социальную психологию. - М.: ИНФРА, 2004.
- Знаков В.В. Оценка общения / В.В. Знаков // Вопросы психологии. 2002. - №3. - С.125.
- Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005.
- Налимова О. О. Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного обучения / О. О. Налимова // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 69-72.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива (вопросы теории). – М., 1978
- Радугин, А.А., Радугина, О.А. Социальная психология. - М.: Эксмо, 2006. – С. 23.
- Харханова, Г. С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников / Г.С. Харханова: дис. … канд. пед. наук. – Калининград, 1999.