Развитие одаренных детей через
предметы филологического цикла
Козлова Алла Витальевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №141
Санкт-Петербург - город-миллионер, и каждый год его население увеличивается. Если еще 5 лет назад в среднем в одном классе училось 25 человек, то сейчас 33-38 ребенка в классе становится нормой. В рамках урока бывает сложно раскрыть потенциал и возможности одаренных детей, а упускать таких детей нельзя. Тогда возникает вопрос, а что же делать?учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №141
В современных школах появилась возможность работать с одаренными детьми на внеурочной деятельности и в школьных научных сообществах.
В нашей школе эти два звена работают сообща. Сначала ребенок приходит на внеурочное занятие, находит совместно с педагогом близкую ему тему, начинает исследование, а научное сообщество является методической опорой, которая помогает довести его работу до нужного уровня.
Крайне важно, что ребенку оказывают поддержку сразу несколько педагогов, помогая ему по-разному посмотреть на его работу, также в научное сообщество входят ребята из разных классов, которые могут оказать моральную поддержку, а бывает и присоединиться к исследованию, т.е. найти единомышленников. Ежегодно в сентябре педагоги нашей школы берут себе в наставничество несколько учеников, с которыми готовятся к школьной, а затем районной конференции. Стоит отметить, что педагогу важно рассчитывать силы, поскольку более 3-5 человек качественно подготовить достаточно сложно. Начиная с 2022 года в нашей школе ввели обязательный элективный курс: «Проектная деятельность», которая помогает помочь ребятам и педагогам с оформлением работы, тогда как роль учителя становится чистое наставничество. После выбора наставника необходимо выбрать тему и считаю, что педагог должен заранее набросать несколько тем из предметной области, особенно важно чтобы темы соприкасались с жизнью обучающегося, а не только программой. Приведу несколько примеров из тем, которые заинтересовали обучающихся и получили высокие награды в районе: «Стилистические ошибки в рекламе», «Новые слова в обиходе», «Составляем новый современный словарь». Конечно, чаще всего это исследовательские работы, однако возможно и выполнять проекты, например
в начале года, когда дети только приходят с каникул, начинается осенний сезон и это интересная возможность исследовать осень в произведениях классиков. Так обучающиеся 9 класса составляли «осенний квиз». Наш квиз выполнялся в виде презентации, было несколько тем, таких как: «Эти знакомые строчки..», там нужно было по строчкам понять стихотворение какого поэта перед ними. Второй тур тур назывался «Фото-тур», на экране перед обучающимися выводили иллюстрацию к какой-то книге или из книги, а им по картине нужно было написать название произведения. Третий тур «Кино-тур», в нем были использованы сцены из экранизаций кино или киносериалов по знаменитым произведениям, а обучающимся нужно было написать какое это произведение. Как правило обучающиеся увлечены интерактивом и создавать такие презентации-игры им нравится, а если еще изучать предмет, то это вдвойне приятно для них.
В зимний период можно использовать так же тему времен года или традиционных зимних праздников, таких как новый год, рождество или крещение, а еще масленицу. В целом квиз это достаточно рабочий инструмент, а его создание не монотонно, что важно для современных обучающихся с их клиповым мышлением.
Так же на внеурочной деятельности мы разрабатывали неделю русского языка и литературы. Обучающиеся придумали конкурсы для каждой параллели, например на переменах включали песни, где использованы строчки из различных стихов, например «Jony -комета». Для 5-6 классов был организован конкурс газет, где необходимо было сделать газету с новостями, которые сопровождают сюжет какого-либо произведения. Для 7-8 классов был проведен квиз, о котором я написала выше. На следующий год обучающиеся сделали игру по станциям, где каждая станция была посвящена отдельному поэту или произведению, это зависит от класса и целей педагога, поскольку сколько бы не была богата фантазия обучающихся, но педагог должен направлять их. Еще один вариант внеурочной деятельности, это костюмированные сцены. Такую работу мы вели сообща со школьным театром и помощью родителей. Выбирается дата к которой приурочен костюмированный день и выбирается произведение (хотя возможно и не ограничивать обучающихся) когда обучающиеся готовят костюмы, учат речь из произведения какого-то автора-юбиляра, а в день памяти этого автора на переменах играют сцены в коридоре, ознакомлявшая младших школьников. У нас проводился такой день-театра и литературы для начальной школы, ребята приходили ко 2-3 классу с небольшими спектаклями, точнее даже ценами из них. Для многих обучающихся, как они сами отметили это еще и возможность развития творческих способностей и коммуникативных навыков, а для кого-то и профориентация, ведь многие обучающиеся заинтересованные литературой позже пробуют себя при поступлении на факультет журналистики или пытаются поступить в театральное училище.
Еще одним подспорьем при работе с одаренными обучающимися являются ежегодные олимпиады. Подготовить обучающихся к олимпиаде во время уроков достаточно сложно, поэтому в цикле внеурочной деятельности у нас есть углубленное изучение предметов для олимпиады. Базой для таких подготовок прежде всего являются архивы олимпиад за прошлые года, причем используем, как районный, так городской и даже всероссийский уровень. Однако, тут важно использовать задания, соответствующие возрасту обучающихся. Таким образом внедрение внеурочной деятельности, активная исследовательская и проектная деятельность способны развить интерес у обучающихся и помочь одаренным обучающимся лучше понять и узнать предметы филологического цикла. Так же не забывайте о межпредметном взаимодействии и если интегрировать технологию, театр и наши предметы, то пользу от такого союза получат все стороны этого союза.