Энциклопедия проектной деятельности: от ФГОС НОО к ФГОС ООО
Калинкина Светлана Юрьевна
Исследовательской и проектной деятельности младших школьников уделяется большое внимание. И не случайно. Одним из важнейших требований ФГОС НОО является формирования у обучающихся личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Именно в процессе проектной и исследовательской деятельности происходит их комплексное формирование.Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Проектная и исследовательская деятельность, это разные виды деятельности, и главное их отличие – это цель. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей. Для младших школьников эти виды деятельности тождественны.
То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Всю работу по организации исследовательской и проектной деятельности я делю на три взаимосвязанных направления:
1. Непосредственная работа с обучающимися на уроках.
2. Работа с обучающимися во внеурочной деятельности.
3. Работа с родителями обучающихся.
С проектной и исследовательской деятельностью младших школьников знакомлю постепенно, начиная с первого класса, в рамках внеурочных занятий «Учусь создавать проект» по программе Сизовой Р.И. Каждое занятие помогает ученикам овладевать алгоритмом построения проекта и правилами его представления. Вначале – это доступные творческие задания, проведение опытов выполняемых на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии. Начиная, со 2 класса организую групповые проекты, проводимые во внеурочное время. Уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя.
Также организую индивидуальные консультации для родителей и детей.
К концу 4 класса дети овладевают этапами проектной и исследовательской деятельности.
№ этапа | Название | Цель |
1этап | Актуализация проблемы | выявить проблему и определить направление будущего исследования. |
2 этап | Определение сферы исследования | сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти |
3 этап | Выбор темы исследования. | обозначить границы исследования |
4 этап | Выработка гипотезы | разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи |
5 этап | Выявление и систематизация подходов к решению. | выбрать методы исследования |
6 этап | Определение последовательности проведения | исследование |
7 этап | Сбор и обработка информации | зафиксировать полученные знания |
8 этап | Анализ и обобщение полученных материалов | структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы |
9 этап | Подготовка отчета | дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования |
10 этап | Доклад | защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы |
11 этап | Итоги | Обсуждение итогов завершенной работы |
Энциклопедия универсальна, так как она создана для всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей, с той целью, чтобы помочь каждому в работе над проектом.
Энциклопедия содержит следующие разделы: Введение, Основы проектной и исследовательской деятельности, Учитель, Ученик, Родители, Список рекомендуемой литературы.
В первом разделе «Основы проектной и исследовательской деятельности» – находится теоретический материал, показано значение проекта для каждого участника образовательного процесса, типы проектов, этапы работы над проектом.
Во втором разделе «Учитель» – находится материал, который был получен за многолетний опыт работы по данной теме. Памятка этапы работы над проектом, методическая разработка родительского собрания, которое провожу в 1-м классе по теме «Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте», примерные темы проектных работ, которые я разделила на группы: о семье, о природе, о комнатных и лекарственных растениях, о цветах, о грибах, о животных, о насекомых, о рыбах, по экологии, по учебным предметам, критерии оценивания успешности обучающегося в работе над проектом.
В третьем разделе «Ученик» – находится памятка, советы и рекомендации по каждому этапу работы, требования к содержанию и оформлению исследовательского проекта и презентации, и лист самооценки, который ученик заполняет по окончанию работы над проектом.
В четвёртом разделе «Родители» - находится памятка для родителей, этапы проектной или исследовательской работы, советы и рекомендации « Как помочь ребёнку в работе над проектом».
Представление проектов происходит не только в рамках урока или внеурочных занятий, но и на различных очных и заочных конкурсах, где обучающиеся занимают призовые места.
Проектная и исследовательская деятельность – это работа не одного дня и первые результаты можно увидеть не сразу, но как сказал известный художник и учёный Леонардо да Винчи «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы»