Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Энциклопедия проектной деятельности: от ФГОС НОО к ФГОС ООО

Калинкина Светлана Юрьевна
Исследовательской и проектной деятельности младших школьников уделяется большое внимание. И не случайно. Одним из важнейших требований ФГОС НОО является формирования у обучающихся личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Именно в процессе проектной и  исследовательской деятельности происходит их комплексное формирование.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Проектная и исследовательская деятельность, это разные виды деятельности, и главное их отличие – это цель. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей. Для младших школьников эти виды деятельности тождественны.
То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Всю работу по организации исследовательской и проектной  деятельности я делю на три взаимосвязанных направления:
1. Непосредственная работа с обучающимися на уроках.
2. Работа с обучающимися во внеурочной деятельности.
3. Работа с родителями обучающихся.
С проектной и исследовательской деятельностью  младших школьников знакомлю  постепенно, начиная с первого класса, в рамках внеурочных занятий «Учусь создавать проект» по программе Сизовой Р.И. Каждое занятие помогает ученикам овладевать алгоритмом построения проекта и правилами его представления.  Вначале – это доступные творческие задания, проведение опытов выполняемых на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии. Начиная, со 2 класса организую групповые проекты, проводимые во внеурочное время. Уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя.
Также организую индивидуальные консультации для родителей и детей.
К концу 4 класса дети овладевают этапами проектной и исследовательской деятельности.
№ этапа Название Цель
1этап Актуализация проблемы выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2 этап Определение сферы исследования сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти
3 этап Выбор темы исследования. обозначить границы исследования
4 этап Выработка гипотезы разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи
5 этап Выявление и систематизация подходов к решению. выбрать методы исследования
6 этап Определение последовательности проведения исследование
7 этап Сбор и обработка информации зафиксировать полученные знания
8 этап Анализ и обобщение полученных материалов структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы
9 этап Подготовка отчета дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования
10 этап Доклад защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы
11 этап Итоги Обсуждение итогов завершенной работы
В 5 классе дети продолжают работу над проектами под руководством учителей-предметников. Помощь в этой работе может оказать энциклопедия проектной и исследовательской  деятельности младших школьников, которая стала результатом моей работы по данной теме.
Энциклопедия универсальна, так как она создана для всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей, с той целью, чтобы помочь каждому в работе над проектом.
Энциклопедия содержит следующие разделы: Введение, Основы проектной  и исследовательской деятельности, Учитель, Ученик, Родители, Список рекомендуемой литературы.
В первом разделе «Основы проектной  и исследовательской деятельности» – находится теоретический материал, показано значение проекта для каждого участника образовательного процесса, типы проектов, этапы работы над проектом.
Во втором разделе  «Учитель» – находится материал, который был получен за многолетний опыт работы по данной теме. Памятка этапы работы над проектом, методическая разработка родительского собрания, которое провожу  в 1-м классе по теме «Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте», примерные темы проектных работ, которые я разделила на группы: о семье, о природе, о комнатных и лекарственных растениях, о цветах, о грибах, о животных, о насекомых, о рыбах, по экологии, по учебным предметам,  критерии оценивания успешности обучающегося в работе над проектом.
В третьем разделе  «Ученик» – находится памятка, советы и рекомендации по каждому этапу работы, требования к содержанию и  оформлению исследовательского проекта и презентации, и лист самооценки, который ученик заполняет по окончанию работы над проектом.
В четвёртом разделе  «Родители» - находится памятка для родителей, этапы проектной или исследовательской работы, советы и рекомендации « Как помочь ребёнку в работе над проектом».
Представление проектов происходит не только в рамках урока или внеурочных занятий, но и  на различных очных и заочных конкурсах, где обучающиеся занимают призовые места.
Проектная и исследовательская деятельность – это работа не одного дня и первые результаты можно увидеть не сразу, но как сказал известный художник и учёный  Леонардо да Винчи «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы»
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»