Особенности взаимодействия с одаренными обучающимися
Ленина Оксана Сергеевна
Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять,
выпестовать в каждом ученике его
неповторимо-индивидуальный талант —
значит, поднять личность на высокий уровень
расцвета человеческого достоинства.
выпестовать в каждом ученике его
неповторимо-индивидуальный талант —
значит, поднять личность на высокий уровень
расцвета человеческого достоинства.
В.А. Сухомлинский
В настоящее время большое внимание уделяется развитию детской одаренности и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, проявляющих способности в разных областях. Не исключением стали одаренные дети, обучающиеся в кадетском военном корпусе. Что нужно знать и делать педагогам (преподавателям, командирам учебных рот, командирам взводов), чтобы не только увидеть способного ребенка, заметить его одаренность, а может быть и талант во время обучения в кадетском военном корпусе, но и помочь развиваться дальше? Какой же он, одаренный кадет? С какими трудностями сталкивается, обучаясь в кадетском военном корпусе?
Безусловно одаренному, способному воспитаннику зачастую бывает трудно жить и развиваться в строгих рамках устава и регламентированного распорядка дня кадетского корпуса. Часто такие обучающиеся задают много «неудобных» вопросов своим командирам в повседневной деятельности, демонстрируя ярко, порою «бунтарским» образом свое мнение. При этом они логично аргументируют свое несогласие с теми или иными требованиями, правилами обучения в кадетском корпусе, предлагая свои решения по улучшению, преобразованию жизни в корпусе.
На учебных занятиях они быстро справляются с заданием, работают на опережение, такие воспитанники предлагают много идей, нестандартных решений задач, свободно высказывают свою точку зрения, спорят с преподавателями, отстаивая свое мнение, стремятся к самовыражению. Они обладают богатой фантазией и развитым чувством юмора, видят юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. Такие кадеты выделяются своим любопытством, их увлечение порою не знает границ, они готовы заниматься, изучать любимый предмет бесконечно, забывая или не выполняя другие обязанности обучающегося. В общении с окружающими часто проявляют эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
Часто, у таких кадет проявляется отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов они схватывают суть проблемы, желание прерывать и поправлять собеседника, забывая о субординации во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах. Им присуще стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и нежелание идти на компромисс.
Все эти черты характера одарённого ребёнка, которые являются продолжением его достоинств, могут приводить к конфликтным ситуациям как со сверстниками, так и с взрослыми. Очень часто такие воспитанники увлечены ни одним делом, им интересно многое. Они желают участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях сразу по многим учебным предметам. И не всегда способный воспитанник может реально оценить свои силы и возможности. Это может привести к тому, что, участвуя «во всем и везде», «распыляя» свои силы, кадет не достигает высоких результатов, что приводит к разочарованию, апатии, выгоранию и усталости.
Помочь одаренному воспитаннику сделать правильный выбор, расставить приоритеты нужности, важности участия в той или иной олимпиаде, конференции и т. п. должен взрослый (преподаватель, воспитатель, педагог-психолог, родитель), который для одаренного воспитанника является личностью. Педагог, работающий с одаренным ребенком, должен обладать определенными качествами: быть эмоционально стабильным, собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами, уметь спокойно реагировать на нестандартное поведение воспитанников и воспринимать критику.
Педагог должен иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений, а также стремление к постоянному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, заниматься самообразованием и саморазвитием, обладать чувством юмора. Взаимодействие педагога кадетского корпуса с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие его способностей, иметь характер помощи, поддержки, не быть директивным. Взрослый не должен заниматься наставлениями.
Не стоит ожидать педагогу и особой благодарности от одаренного кадета за то, что он затратил на него гораздо больше времени и труда, чем на других. Скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого. В работе с одаренными детьми в первую очередь нужно учитывать интересы, способности, желание, силы ребенка, ребенка и только ребенка, а не собственные интересы. Учитывая направленность деятельности и военную составляющую обучения в кадетском военном корпусе это не всегда легко сделать. Безусловно, работа с одаренными кадетами должна строится по специальному плану, в тесном сотрудничестве преподавателей с командиром роты, командирами взводов, педагогом-психологом и родителями. Совместно разрабатывать индивидуальный маршрут обучения и сопровождения одаренного воспитанника (с учетом его психологических особенностей, увлечений, эмоциональным состоянием, здоровьем и др.). По словам известного советского генетика В.Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами, взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем".
Список литературы:
1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
3. Крущельницкая О.Б. «Одаренный школьник в глазах сверстников и педагогов». Образование. 2001 - № 4.
4. Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности. Образование. № 1; 2000 г.