Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сопровождение проектной деятельности учащихся

Андреева Татьяна Юрьевна,
методист ГБОУ гимназии № 92
Выборгского района Санкт-Петербурга
            Деятельность учащихся на уровне среднего общего образования по разработке и представлению индивидуального проекта целесообразно обеспечить тьюторским сопровождением. Тьюторское сопровождение данного процесса можно осуществлять в рамках внеурочной деятельности, для чего следует разработать соответствующую рабочую программу, которая будет развивать практическую часть учебного курса «Индивидуальный проект», входящего в обязательную часть учебного плана, и способствовать реализации требований федерального государственного образовательного стандарта к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, обеспечивая формирование универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования. Данная программа будет носить нелинейный характер.
На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры. Учащийся самостоятельно формулирует предпроектную идею, ставит цели, описывает необходимые ресурсы и пр. Роль учителя – тьютора – поддержка и консультирование.
Презентацию результатов проектной работы возможно проводить не в образовательном учреждении, а в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался. Если это социальный проект, то его результаты могут быть представлены местному сообществу или сообществу благотворительных и волонтерских организаций. Если бизнес-проект — сообществу бизнесменов, деловых людей. Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: исследовательское, инженерное, прикладное, бизнес-проектирование, информационное, социальное, волонтерское, игровое, творческое.
Итогами проектно-исследовательской деятельности следует считать не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие, рост компетентности обучающихся в выбранной для проекта/исследования сфере, формирование умения самостоятельно работать.
В результате практической деятельности под руководством тьютора обучающиеся получат представление о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных             методах,         применяемых            в          исследовательской   и проектной деятельности; о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках; об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий; о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.).
Обучающийся сможет решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач; использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе реализации учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; находить         различные      источники      материальных и        нематериальных ресурсов,       предоставляющих    средства         для      проведения исследований   и реализации проектов в различных областях деятельности человека; вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); адекватно оценивать дальнейшее             развитие         своего             проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Организацию тьюторского сопровождения, отраженную в рабочей программе, целесообразно строить по этапам в соответствии с выбранной спецификой и направлением проекта.
На подготовительном этап осуществляется выбор формы проекта, его темы и целей, определяется конкретное направление: проект связан с учебным предметом, несколькими учебными предметами, социальной, волонтерской, творческой деятельностью. Анализируется опыт обучающихся, полученный ими в ходе проектно-исследовательской деятельности на уровне основного образования, происходит выбор темы, осуществляется и корректируется ее формулировка.
Следующий этап - планирование работы, здесь происходит определение источников информации, способов сбора и анализа информации, формы итогового продукта.
Источники информации определяются в соответствии со спецификой проекта/исследования. Учитель-тьютор в ходе групповой и индивидуальной работы направляет поиск источников информации. Прогнозируется не только, какой может быть продукт проекта/исследования, но и как будет осуществляться его защита.
Определяются акции и мероприятия в случае реализации социальных, волонтерских, творческих проектов; круг связей, которые необходимо установить, материальное и иное обеспечение реализации проекта.
Следующий этап - «Введение» (реализация вводных мероприятий): изучение материалов по теме, выделение ключевых и/или спорных моментов или того, на чем будет строиться система мероприятий, акций социального, творческого или волонтерского проекта.
Под руководством учителя-тьютора осуществляются обзор и отбор материалов по теме, выделяется основное или практически необходимое. При реализации социальных, творческих и волонтерских проектов отбираются и систематизируются практически значимые материалы, которые станут основой или будут использованы при осуществлении акций и мероприятий.
При реализации исследовательского проекта/исследования осуществляется практическое преломление теоретических понятий об исследовании в рамках реализации возможностей осуществления индивидуального исследования.
Далее - реализация (создание) основного этапа проекта/исследования. Проводятся мероприятия социальных проектов, создаются продукты проектов разных типов, в т.ч. через изучение материалов объекта с высказыванием своей оценки, точки зрения, интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала; проведение и анализ экспериментов, посещение экскурсий, участие в поездках
            На заключительном этапе осуществляется анализ промежуточных выводов, сделанных в исследовательском проект; на их основании подводятся итоги проведенного исследования в целом, формулируются выводы и подводятся общие итоги, которые  сопоставляются с целями и задачами, поставленными перед данным исследованием. Результаты оцениваются с точки зрения научной новизны, теоретической и практической значимости.
Также на данном этапе происходит подведение итогов проведения акций и мероприятий в рамках реализации проектов социальной, волонтерской или творческой направленности. Составляются отчеты о проведении акций и/или мероприятий, их анализ, оценка, подведение итогов: реализованы ли цели проекта, принес ли он ожидаемый результат/пользу, имел ли предполагаемую значимость и т д.
            На последнем этапе тьютор помогает учащемуся подготовить представление результатов проекта.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»