Аспекты проектной деятельности ученика,
требующие особого внимания куратора
Во-первых, подготовьте общие требования к работе. Лучше всего иметь электронный документ, где будут указаны необходимые шрифт, размер, интервал, объем работы. Нужно рассказать, как оформлять титульный лист, содержание, список использованной литературы и отсылки к ним, как подписывать рисунки. Важно сообщить необходимые части работы: объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотезу и методы исследования, теоретическую и практическую часть. Ученик должен знать, что такое приложение и где оно должно находиться. Если у куратора есть подробный и понятный документ, он наполовину облегчает себе работу. А если есть еще и образец проектной работы (в электронном виде), тогда и вопросов по оформлению работы у ученика, скорее всего, не возникнет.
Итак, начать работу над проектом нужно с вопроса, что ученику интересно, какую тему он будет изучать. Конечно, придать научную формулировку ученик сам не сможет - это нужно сделать педагогу. Затем стоит обсудить предмет и объект исследования, продумать гипотезу, определиться с методами работы. Стоит сразу продумать практическую составляющую. В некоторых работах эта часть требует длительной и серьезной подготовки. Определитесь, что получит ученик в конце своей проектной деятельности. Наиболее ценятся проекты, имеющие практическую ценность: памятка для учеников определенного возраста, советы взрослым, публикация в газете или журнале и т.д. Первых этап позади, ученик собирает теоретическую информацию. В случаях затруднения, стоит помочь ребенку с выбором источников. Напомните, чтобы ученик не забывал сразу указывать, откуда он берет тот или иной материал, чтобы потом расставить правильные отсылки к списку литературы. Эту часть учитель обязательно должен проверить на плагиат. Сделать это можно бесплатно на любом сайте, который предложит поисковик. Следующий этап - работа над практической частью. Здесь нужна серьезная помощь педагога: как и где провести урок, опыт, эксперимент; как сформулировать вопросы для анкетирования, как обработать и проанализировать полученные результаты, как пользоваться программами в этой деятельности. Рекомендую для анкетирования использовать опросы от Гугл, а распространять ссылку среди детей очень удобно через Гугл-класс. Обязательно нужно проверить, соответствует ли вывод гипотезе. К сожалению, ученики часто допускают орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Нужно предельно внимательно перепроверить работу и, если это возможно, обратиться к учителю русского языка за помощью. В работе над проектом очень важен регулярный контроль. Лучше всего назначить определенное время раз в неделю, когда ученик будет отчитываться о проделанной работе. Это не позволит ребенку затянуть и халтурно выполнить проект.
Ну и несколько общих советов:
• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.
• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.
Если все эти правила и советы будут реализованы - вы получите отличную проектную работу, с которой можно поучаствовать во всевозможных конкурсах, ведь это дает дополнительные баллы к аттестату ученика.