Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Аспекты проектной деятельности ученика,
требующие особого внимания куратора

Кравчук Светлана Борисовна
Каждый ученик сталкивается с написанием проектной работы. Происходит это в 11 классе, а в некоторых школах и еще раньше - в 9ом. Эта работа вызывает большое количество вопросов и у ученика, и у начинающего куратора проектной деятельности. Хочу поделиться своим опытом: на что нужно обращать внимание, чтобы упростить работу себе и ученику.
Во-первых, подготовьте общие требования к работе. Лучше всего иметь электронный документ, где будут указаны необходимые шрифт, размер, интервал, объем работы. Нужно рассказать, как оформлять титульный лист, содержание, список использованной литературы и отсылки к ним, как подписывать рисунки. Важно сообщить необходимые части работы: объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотезу и методы исследования, теоретическую и практическую часть. Ученик должен знать, что такое приложение и где оно должно находиться. Если у куратора есть подробный и понятный документ, он наполовину облегчает себе работу. А если есть еще и образец проектной работы (в электронном виде), тогда и вопросов по оформлению работы у ученика, скорее всего, не возникнет.
Итак, начать работу над проектом нужно с вопроса, что ученику интересно, какую тему он будет изучать. Конечно, придать научную формулировку ученик сам не сможет - это нужно сделать педагогу. Затем стоит обсудить предмет и объект исследования, продумать гипотезу, определиться с методами работы. Стоит сразу продумать практическую составляющую. В некоторых работах эта часть требует длительной и серьезной подготовки. Определитесь, что получит ученик в конце своей проектной деятельности. Наиболее ценятся проекты, имеющие практическую ценность: памятка для учеников определенного возраста, советы взрослым, публикация в газете или журнале и т.д. Первых этап позади, ученик собирает теоретическую информацию. В случаях затруднения, стоит помочь ребенку с выбором источников. Напомните, чтобы ученик не забывал сразу указывать, откуда он берет тот или иной материал, чтобы потом расставить правильные отсылки к списку литературы. Эту часть учитель обязательно должен проверить на плагиат. Сделать это можно бесплатно на любом сайте, который предложит поисковик. Следующий этап - работа над практической частью. Здесь нужна серьезная помощь педагога: как и где провести урок, опыт, эксперимент; как сформулировать вопросы для анкетирования, как обработать и проанализировать полученные результаты, как пользоваться программами в этой деятельности. Рекомендую для анкетирования использовать опросы от Гугл, а распространять ссылку среди детей очень удобно через Гугл-класс. Обязательно нужно проверить, соответствует ли вывод гипотезе. К сожалению, ученики часто допускают орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Нужно предельно внимательно перепроверить работу и, если это возможно, обратиться к учителю русского языка за помощью. В работе над проектом очень важен регулярный контроль. Лучше всего назначить определенное время раз в неделю, когда ученик будет отчитываться о проделанной работе. Это не позволит ребенку затянуть и халтурно выполнить проект.
Ну и несколько общих советов:

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

 

Если все эти правила и советы будут реализованы - вы получите отличную проектную работу, с которой можно поучаствовать во всевозможных конкурсах, ведь это дает дополнительные баллы к аттестату ученика.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»