Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика разработки коллекции декоративных
тканей с учетом мирового опыта

Ольнева Эльвира Ивановна
           Декоративные ткани занимают важное место в нынешнем искусстве  и  являются значимым художественным элементом. И связано  с тем, что батик и роспись на шелке имеют широкое поле деятельности, - от реализма, где роспись начинает спорить с живописью и графикой, - до орнамента, где она становится тканью.  И для  художников, которые занимаются расписыванием ткани, одним из шагов на творческом пути становится разработка своей собственной коллекции, так как она  может стать жемчужиной  портфолио каждого художника или творческого коллектива. Любой процесс разработки коллекции не обходится без идеи. Большинство актуальных идей в области разработки коллекции текстиля конца XX начала XXI вв. связано с западным искусством 1950 - 1960-х годов. Принципы и методы, сформировавшиеся в этот период, лежат в основе нынешней методики и творческой деятельности зарубежных и отечественных дизайнеров текстиля. Темы, заимствованные из западного искусства 60-х годов XX века не копировались, а значительно перерабатывались, часто дополнялись растительными мотивами, теряли свою агрессивность, становились более лиричными, камерными. В настоящий момент автоматизированное проектирование декоративной ткани не исключает полностью «ручной» работы. «Ручное» и «компьютерное» совместно развиваются, взаимно обогащая друг друга технологическими и творческими новациями. Каждый художник вырабатывает индивидуальные методы. Одни работают с фотографическими изображениями. В их творческом процессе фотография является исходным материалом. Другие применяют мануальное эскизирование, которое может быть выполнено в разных техниках: тушь, акварель, темпера, пастель. После выполнения эскиза мотив переводят в электронный вид. На начальном этапе изображения дорабатываются — «чистятся», и формируются завершенные мотивы. Для их разработки и орнаментации фона в компьютерных программах есть набор графических средств. В программах встречаются также «библиотеки» текстур, кистей и клипартов, которые содержат готовые элементы и фактуры. Можно заглянуть в эти «библиотеки», чтобы увидеть широкий спектр рисунков, заимствованных из 1950 - 1960-х годов. Предлагаемые рисунки, средства заполнения мотивов и разработки фона широко востребованы в текстиле. Поэтому профессиональный рост будущего мастера в сфере  декоративного текстиля, его конкурентоспособность и востребованность зависят от умения проявлять инициативу, решать нестандартные задачи по разработке коллекций текстиля различного назначения и ассортиментных групп. Алгоритм решения таких задач включает этапы, связанные как с художественным, так и с техническим творчеством, и является основой преобразовательной деятельности. Профессиональная сфера будущего художника направлена не только на адаптацию нужных решений, но и особенно на создание нового ранее не существовавшего продукта. Уникальность  мастера определятся содержанием многостороннего образования, объемом и системой усвоенных теоретических знаний, практических умений, опытом творческой деятельности.
            Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах 17 столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что  означает рисование и письмо. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются 5 веком н.э. И первые упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500г. до н.э. Изобретение шелка также приписывают китайцам. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому – то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути [12].  Всего сто пятьдесят – двести лет назад рисунок печатали или «набивали» на ткани при помощи особых деревянных досок с вырезанным на них орнаментом и силуэтом животного или птицы. Ткани, полученные таким способом, получили название «набоек». Родиной этого древнейшего искусства считается Индия. К концу 17 века индийская цветная набивная ткань (ситец) произвела революцию в европейской моде, и более поздний европейский текстиль был лишь слабой имитацией индийских образцов [5]. Та техника росписи  тканей, история которой берет  начало в глубине веков в странах  древнего Востока. Искусство текстильного орнамента является частью единого культурного контекста и находится в тесной взаимосвязи с общими художественными процессами, чутко реагируя на новые тенденции в их развитии.  Орнамент тканей эволюционировал, на смену одним мотивам, приемам и техникам приходили другие, порой в одном рисунке объединялись несколько стилей. Искусство 1950 - 1960-х сломало рамки канона традиционного искусства и позволило использовать в творческом процессе принципы «цитатности» и «интертекстуальности» [18, с. 143], благодаря чему дизайнеры сегодня имеют широчайший арсенал художественных средств и стилистических приемов.  История научного исследования текстиля насчитывает более 150 лет. У истоков научного изучения текстильного орнамента стояли крупные исследователи: В.В. Стасов (1872), Ф.И. Буслаев (1885) в России, X. Стольпе (1882) (Швеция), К. фон Штейнен (1897), П. Эренрейх (1890), А. Хаддон (1894) (Великобритания) за рубежом. Специальные вопросы набойки и ситцепечатания освещаются также в трудах И.А. Алпатовой. Большой вклад в теорию и практику отечественного текстильного орнамента внесли работы Н.П. Бесчастнова (1990, 1993, 2003, 2010). В 1960-х годах выходят книги М.Н. Никитина (1964), В.М. Шугаева (1969). В 1980-х годах издаются учебные пособия В.Н. Козлова (1981), C.А. Малаховой (1984), исследования Т.А. Журавлевой (1984), Е.В. Морозовой (1988). Взгляды историков и теоретиков на орнамент в костюме и интерьере отражены в трудах М.Н. Мерцаловой (1972), В.Н. Козлова (1988), Т.В. Козловой (2005) и др. Важные сведения содержатся в работе Е.А Заболотской «Художественное проектирование рисунка для текстильных материалов с учетом особенностей зрительного восприятия орнамента в костюме» (1998). В ней значительное место уделено анализу эффектов зрительных иллюзий в текстильном рисунке. Выявлению особенностей развития орнамента стиля модерн в европейском и отечественном орнаментальном искусстве посвящена диссертация А.Р. Коржуевой «Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн» (2006). Зарубежный опыт проектирования текстильного орнамента 1950 -1960-х годов освещается в работах известных искусствоведов: Marnie Fogg (2008, 2010) и Lesley Jackson (1991, 2000, 2001). Сравнительно сложно сделать целую коллекцию ни от чего, не отталкиваясь и ни чем не вдохновляясь. Свой мир художники создают сами, наполняя его тем, чего ждут от него. Так в истории мировой культуры ни одна эпоха, ни один народ не обошли в  своем искусстве животных, от ритуально-магического изображения  зверя в доисторические времена  до монументальных и декоративных произведений второй половины XX столетия прослеживается непрерывная линия развития анималистической темы. Многообразный животный мир – это значительная часть окружающей нас природы, с которой тесно связана жизнь человека… Все зависит от национальных традиций, народных верований, обычаев и почитаний [45]. В авторской коллекции наиболее существенными признаками является художественное и образное осмысление темы, композиционная целостность, оригинальность и новизна формы. Разработка авторской коллекции позволяет ее создателю пройти путь решения задачи разработки с момента зарождения идеи до ее воплощения в реальных образцах. Единый процесс творческой разработки коллекции – это совокупность художественного и технического аспектов. В этом комплексном процессе  техническая сторона разработки создает декоративные ткани с функциональной целесообразностью, а художественная сторона формирует их эстетическую и потребительскую ценность. Поэтому учащийся должен пройти основные этапы творческого процесса на примере разработки авторской коллекции:
•        разработка авторской концепции;
•        эскизирование-разработка в эскизах новых идей;
•        воплощение новой идеи в материале;
•        представление коллекции;
•        изучение научно-технической информации,  отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований и анализ информационных исходных данных для разработки коллекции декоративных тканей;
•        формулирование текущих и конечных целей коллекции, нахождение оптимальных технических и дизайнерских способов их достижения и решения;
•        проведение технико-экономического обоснования коллекции;
•        разработка коллекции с учетом утилитарно-технических, художественно-эстетических, экономических параметров;
     На этапе разработки авторской концепции определяется направление творческого поиска новых решений будущей коллекции. Разрабатывая эскиз, обучающийся для создания образа часто обращается к источнику творческого вдохновения. Ознакомление студентов с различными видами творческих источников, приемами их переработки в идею, концепцию и образ коллекции является главной задачей приобщения художников к преобразовательной деятельности. В качестве творческого источника могут быть выбраны любые объекты и явления, произведения искусства, биологические и растительные формы, объекты материальной и духовной культуры человеческого общества. Этот этап предполагает анализ творческого источника: вычленение основных характеристик и признаков объекта и стадий его развития. Выделенные характеристики и признаки соотносятся, синтезируются в новые, до сих пор не встречающиеся комбинации. Вместе с тем с выбором и разработкой творческого источника осуществляется осмысление названия коллекции или ее девиза. Многие авторы учебников по обучению разработке текстиля  выделяют большое многообразие методов художественного проектирования текстиля. Совокупность приобретенного опыта работы с творческими источниками посредством методов художественного проектирования, широкого кругозора и сформировавшегося мировоззрения, может стать в дальнейшем определяющим моментом в создании уникальной коллекции на уровне озарения и интуиции автора. Нахождение решения текстиля может быть выражено: новой формой, конструкцией, художественно-колористическим оформлением материалов и т.п. Далее разрабатываются эскизы коллекции, которые являются начальным этапом в разработке эскиза коллекции. Это первоначальные наброски идеи, в которых отображаются либо вся форма изделия, либо его фрагмент. Они выполняются живо, без привязки к какому-либо материалу и конструктивно-технологическому решению, в черно-белой или цветной графике. Важно, что при их разработке необходимо руководствоваться перспективным направлением моды, чтобы не ошибиться в выборе форм, линий, цветовой гаммы, пропорциональных членений, отделки. На основе эскизов осуществляется эскизная разработка коллекции. Она отличается от эскиза большим размером, более подробной проработкой формы и его составляющих элементов, выявлением композиционных и конструктивных линий, цвета, её материального воплощения и функциональной направленностью. Как правило, изначально прорабатывается эскиз коллекции, в которой должна угадываться связь с источником творчества. Затем необходимо продумать средства формообразования, материал, тщательно проработать цвет, фактуру и отделку. На данном этапе важным является осуществление художественно-образного и эстетического развертывания содержания коллекции средствами композиции. Творческий эскиз коллекции, представляющий собой многофигурную графическую композицию на фоне, отражающем некую условную среду, должен содержать изображения текстиля, дополняющих образ коллекции. В процессе работы над эскизом автору необходимо прослеживать художественную и образную разработку, новизну и стилистическую ясность комплектов в рамках источника творчества, композиционную связь в коллекции, наличие сюжетного плана. Апробация замысла, изложенного в творческом эскизе коллекции и перевод его решения из плоскостного в объемное, как правило, проводится посредством макетирования. Макетирование – это поиск, дающий представление о будущей форме изделия. При макетировании отрабатываются форма, уточняются необычные конструктивные решения, идет поиск композиционного решения, определяются детали и отделка, их величина, местоположение и пропорции. Важным этапом в разработке коллекции является обоснование выбора материалов. Известно, что материал является определяющим фактором в создании форм и конструкций. Однако часто в авторских коллекциях подбирают текстильные материалы и их сочетания с целью отразить и подчеркнуть идею и образ коллекции. Подбор материалов выполняют с учетом различных факторов (художественный замысел, многообразие решений, экономия материальных средств). Выбирая те или иные материалы с определенными поверхностными характеристиками (фактура, цвет) необходимо учитывать конкретные условия, при которых изделия коллекции будут восприниматься при демонстрации (значительная удаленность от зрителя и характер освещения: угол, яркость, цвет). Следующим этапом в создании коллекции является конструкторская часть. Экономическое обоснование коллекции (калькуляция себестоимости тканей, возможно на примере одной ткани) во многом определяет финансовую реальность воплощения коллекции. Разработка сценарного плана демонстрации коллекции текстиля, создание завершенного образа для показа – это все составляющие творческого процесса разработки коллекции. Представление эскизной разработки коллекции может осуществляться на планшете. И на рабочем поле должна содержаться следующая информация: название, идея и концепция коллекции; эскиз или фотография готовых тканей коллекции; краткая аннотация; коллаж основных и дополнительных материалов; экономические показатели реализации коллекции в материале. Перспективной формой развития профессиональных компетенций является разработка коллекции различных видов. Главной задачей разработки коллекции является раскрытие и демонстрация потенциальных возможностей учащегося, его способности мыслить образами, видеть перспективы развития текстиля.  Процессу создания коллекций следует обучать целенаправленно, систематично и планомерно при изучении специальных дисциплин на протяжении всего четырехлетнего срока обучения. При обучении делается акцент на методы и приемы построения графического изображения, основные законы и правила черно-белой и цветной графической композиции. Изучение истории создания декоративного  текстиля предусматривает усвоение знаний о формировании механизма моды на основе анализа эстетики форм и конструкций исторического текстиля в хронологическом аспекте той или иной эпохи для применения этих знаний в проектной деятельности. Студенты должны уметь разрабатывать серии и коллекции текстиля с учетом характерных черт стилевых направлений, в стилистике знаменитых дизайнеров, а также с элементами исторического или по мотивам национального текстиля. Композиция позволяет сформировать знания о законах, принципах, компонентах и средствах композиции при разработке декоративных тканей, применять методы и приемы гармонизации текстиля. Эта учебная дисциплина является одной из ведущих по обучению будущих художников алгоритмам разработки промышленных и авторских коллекций текстиля на основе овладения методами художественного проектирования текстиля с учетом ранее усвоенного содержания всех специальных дисциплин. Включение в содержание заданий по разработке коллекций на основе различных источников вдохновения, по сути, соответствует деятельности дизайнера, и направлены как на формирование базы для дальнейшей созидательной деятельности, так и для раскрытия потенциальных творческих способностей будущих художников. Важное место в профессиональной подготовке будущих дизайнеров имеют курсовые и выпускные квалификационные работы, которые носят характер проектной разработки с элементами исследования и новизны, нацелены на использование всей системы специальных профессиональных знаний. В их основе лежит самостоятельная творческая деятельность студента по решению актуальных конструкторско-технологических проблем разработки коллекции текстиля. Вид коллекции определяется ее назначением и концептуальным содержанием. В современной практике различают следующие основные виды коллекций: перспективные коллекции, промышленные коллекции, авторские коллекции и коллекции специального назначения. Перспективные коллекции разрабатываются домами мод, институтами, дизайнерскими бюро, которые отслеживают общемировые тенденции развития моды и дают рекомендации к их использованию в промышленном производстве. В процессе обучения будущие дизайнеры изучают, анализируют перспективные коллекции, выявляют и характеризуют направления в моде. Этот опыт в дальнейшем используется студентами при разработке своих коллекций. Промышленной коллекции всегда отвечают требованиям моды текущего или предстоящего сезона, они технологичны, функциональны, реальны для массового производства. Разработка изделий начинается с проектирования базовой формы, в основу которой заложена структура, исходная для всех последующих вариаций. Это дает возможность разрабатывать серии моделей, таких как модифицированный ряд, на одной конструктивной основе, рациональные ассортиментные серии и др. Современное производство является серийным с различной мощностью, которое осуществляется с использованием стандартизированных узлов и унифицированных деталей. Такой подход к проектированию изделий является экономически выгодным предприятиям, так как экономит сырье, снижает себестоимость продукции и вместе с тем позволяет выпускать большое количество разнообразных модных изделий, удовлетворяющих потребности населения. В связи с этим разработка промышленных коллекций позволяет студентам приблизиться к решению проблем текстильного производства и разрабатывать конкурентоспособные товары при прохождении практики на производстве декоративных тканей. Изучение научно-технической информации,  отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований включает в себя анализ тенденций моды, моделей-аналогов, свойств материалов. Аналогами могут быть, прежде всего, лучшие изделия, которые отвечают требованиям перспективных стандартов и по своим показателям соответствуют лучшим отечественным и зарубежным образцам.  В работе компаний, занимающихся разработкой коллекции декоративных тканей сегодня, можно выделить два основных направления, показывающих особенности использования текстильных орнаментов 1950 - 1960-х годов:
  • Дословное копирование рисунков, появившихся в 50 - 60-е годы XX столетия.
  • Использование приемов стилизации, средств художественной выразительности, цветовых сочетаний, свойственных дизайну декоративного текстиля 50 - 60-х годов XX века.
     В текстильном дизайне XXI века активно применяются принципы проектирования текстильного орнамента 1960-х годов: обобщение, уплощение и геометризация изобразительных форм. Особой популярностью пользуются графические монохромные узоры в стиле оп-арт: круги, сферы, квадраты и прямоугольники с округленными краями, рисунки с эффектом наложения светофильтров, геометрические рисунки в виде цветных плоскостей разного масштаба и т.д. Графический орнамент в стилистике 1960-х годов можно встретить на обивке диванов, пальто, купальниках и т.д. «Текстильные композиции с иллюзорными эффектами «движения», «пространства», «мерцания» и т д. имеют широкое применение как в костюмно-платьевом ассортименте, так и в оформлении интерьера» [26]. Художники обращаются к абстрактным и стилизованным мотивам, простым и элегантным формам и композиционным построениям 1960-х годов. «Оптические иллюзии и геометрические орнаменты являются ведущими и в коллекциях «Prada», «Louis Vuitton», «Versus», «Diane von Furstenberg», «Emilio Pucci», «Diane von Furstenberg», «Kenzo» сезона 2012 года» [25, с. 164]. «Абстрактные орнаменты представлены во многих международных журналах мод. Для этих рисунков характерна «отвлеченная» форма мотивов, психоделические сплетения цвета и линий. На иллюстрации показаны ткани в версии журнала «International Textiles» с выставок «Premiere Vision» 2006-2008 года. На рисунках можно видеть характерные абстрактные линии и плоскости иногда с включением оптических иллюзий. Современное прочтение психоделических рисунков в стиле 1960-х годов сегодня включает элементы, созданные с помощью компьютерной графики. Вибрирующие оттенки цветов создают остроту и выразительность» [44, с. 20-21]. Рисунки тканей с этническим орнаментом наиболее часто включают орнаменты, созданные под влиянием культуры стран Юго-Восточной Азии (Индии, Малайзии, Индонезии), доколумбовской Америки, африканской культуры. Часто изображаются мотивы, вызывающие ассоциации с этническими символами, нередко используются имитации ручных техник пэчворк, батик и т.д. Таким образом, дизайнеры XXI века активно используют орнаментальные мотивы, принципы проектирования, стилизацию и колорит текстильного орнамента 1960-х годов.   
            Успех новой коллекции зависит от степени проявления  деятельности художника,  часто от  его умения находить в творчестве художников 50 - 60-х годов XX века созвучные ему эстетические принципы, выраженные в особой пластике и трактовке орнаментальных форм, в слиянии разноплановых изображений, в пикантной легкости, с которой художники обращались с орнаментом.  Исследовательская работа по разработке коллекции развивает чувство стиля, обостряет видение гармонии линии и формы, развивает фантазию и художественную интуицию, пробуждает творческий потенциал, оттачивает системность мышления профессионала – необходимые составляющие для работы в  искусстве создания  текстиля. Именно период 50 - 60-х годов XX века запомнился неординарными текстильными орнаментами, сформировавшимися под значительным влиянием господствующих направлений в искусстве и дизайне, открытий в области микрофотографии, естественных наук, покорения космоса, в русле экономического развития и политических преобразований. Инновационные технологии позволяют создавать квинтэссенцию этих орнаментов, интерпретировать их при разработке коллекции новых декоративных тканей. Применение новых конструкторских решений, инициативная работа с информацией в области моды, владение компьютерными технологиями способствует повышению качества разработки коллекции. Работа над разработкой коллекций, особенно авторских, обеспечивает универсальность специалиста, поскольку направлена на повышение мобильности, компетентности, расширение его деятельности в пользу инноваций и творчества, создает условия для полноценной реализации возможностей студента и профессионального становления будущего дизайнера.
 
 
Список литературы.
 
1.Алпатова И.А. Поэзия ткани. Творчество Н.В. Кирсановой.// Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1962, № 7, с.10-14.
2. Алпатова И.А. Ткани «Трехгорки».//Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1961, № 10, с.33-36.
3. Алпатова И.А. Новое в тканях.//Декоративное Искусство СССР - М.: Советский художник, 1961, №5, с. 9.
4. Алпатова И.А. О композиции текстильного рисунка.//Декоративное Искусство СССР -М.: Советский художник, 1964, №2, с. 15-19.
5. Барадулин. Основы художественного ремесла. М.: 1978г.
6. Бесчастнов Н.П. Становление методов художественного проектирования печатного рисунка в России: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1993.-17 с.
7. Бесчастнов Н. П. Графика текстильного орнамента (Печатный рисунок). -М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2004. -431с., ил.
8. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента: Учебное пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2010.-335 с; 32 с. ил.
9. Бесчастнов Н.П., Журавлева Т.А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка. Учебное пособие. - М.:МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. - 294 с.
10. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. - М.: ВЛАДОС, 2004. -176 с.
11. Виноградова. Современное прикладное искусство Китая. М.: 1959г.
12. Дашкевич В., Декоративно – прикладное искусство Китая. – М.: Восточная литература, 1959
13. Жоголь Л.Е. декоративное искусство в современном интерьере.- Киев: Будiвельник, 1986г.
14. Журавлева Т. А. Художественное проектирование рисунков тканей промышленного производства с использованием ЭВМ: дис. ... канд. техн. наук. - М.-.МТИ, 1984. - 182 с.
15. Заболотская Е.А. Художественное проектирование рисунка для текстильных материалов с учетом особенностей зрительного восприятия орнамента в костюме : дис. ... канд. техн. наук. -М.,1998. - 192 с.
16. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: Учебник для вузов. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 264 с.
17. Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования. М.: Совьяж Бево, 2005.-380 с.
18. Коржуева А. Р. Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт: дис. ... канд. искусствоведения. - М.: 2006. - 448 с.
19. Красильникова Т.В. "Современный стиль" в советском декоративно-прикладном искусстве периода оттепели: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М.,2004. - 20 с.
20. Малахова С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 203 с.
21. Малахова С.А., Журавлева Т.А., Козлов В.Н. Художественное оформление текстильных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1988. - 304 с.
22. Мерцалова М.И. История костюма. - М.: Искусство, 1972. - 195 с.
23. Морозова Е. В. Композиционная структура раппортного рисунка. - М.: МГТУ, 2011.-32 с.
24. Морозова Е.В. Оформление тканей в различные периоды развития текстильной промышленности.//Текстильная промышленность. - 1985, №8.
25. Михайловская О. Вспомнить все.// Vogue. - сентябрь 2000, № 9.-152 с.
26. Нешумов Б.В. и др. Художественное проектирование. М.: Просвещение, 1967. -176 с.
27. Никитин М.Н. Теория ткацких переплетений на математической основе.-М.,: Легкая индустрия, 1964. - 454 с.
28. Стриженова Т.К. Наталья Васильевна Кирсанова. - Л.: Художник РСФСР, 1976.- 188 е., ил.
29. Стриженова Т.К. Профили. Наталия Жовтис.//Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1965, № 3, с.22-25.
30. Стриженова Т.К. Узоры московских тканей.// Декоративное искусство СССР -М.: Советский художник, 1971, № 1, с.46.
31.  Стриженова Т.К. Первая ситценабивная.//Декоративное искусство СССР -М.:Советский художник, 1969, № 9, с.36-39.
32. Стриженова Т.К., Алпатова И.А. Текстиль.- В кн.: Советское декоративное искусство 1917-1945: Очерки истории. -М.: Искусство, 1984, с 135-147.
33. Стриженова Т.К. Текстиль. - В кн.: Советское декоративное искусство, 19451975: Очерки истории. -М.: Искусство, 1989. - с 45-54.
34. Темерин С. Принципы декоративности в оформлении тканей.//Деко-ративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1958, №5, с. 41-48.
35. Шугаев В.М. Орнамент на ткани (теория и методика построения). - М.: Легкая индустрия, 1969. - 88 с.
36. Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI - XVII вв. - М.: Издание Государственного Исторического музея, 1954. - 23 с.
37. Jackson, Lesley. Revolutionary Fabrics and Furniture 1957-1980. Shirley Craven and Hull Traders. Published by ACC Editions in association with the Ferens Art Gallery, Hull Museums, 2009. - 220 p.
38. Jackson, Lesley.The New Look: Design in the Fifties. London: Thames & Hudson, London, 1991. - 160 p.
39.  Jackson, Lesley. Robin & Lucienne Day: Pioneers of Contemporary Design. New York: Princeton Architectural Press, 2001.- 192 p.
40. Jackson, Lesley. The Sixties: Decade of Design Revolution// Phaidon Press Ltd, 2000. - 240 p.
41. Jackson, Lesley. Twentieth-Century Pattern Design// Princeton Architectural Press,2007.- 224 p.
42. Marnie Fogg. 1950s Fashion Print.- London : Batsford, 2010.- 186 p. :col. ill.
43. Marnie Fogg. 1960s Fashion Print.- London : Batsford, 2008. -191 p. :col. ill.
44. Premiere Vision. Пять тенденций сезона весна-лето2008. Компьютерная психоделика.// International Textiles. - 2007. - №3(26). - с. 20.
45. http: //www. PTattoo_Ru П — Птица

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»