Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Soft skills для будущего офицера Российской Армии

Макунин Игорь Олегович
Образование в современном мире играет одну из главных ролей, поскольку является основным источником генерирования, совершенствования и развития человека. В связи с постоянным и быстрым развитием технологий, главным образом информационных, а также различного рода изменений в социально-экономической сфере, наблюдается постоянные новшества в системе образования как в Российской Федерации, так и во всем мире. В условиях нелинейности и неопределенности социально-экономических процессов в мире главной целью современного образования, помимо приобретения знаний, становится выработка у подрастающего поколения навыков и компетенций, которые позволят им максимально эффективно жить в стремительно изменяющейся среде. Такие навыки педагогическое сообщество определило как навыки soft skills.
Soft skills – это умственные и межличностные компетенции, которые в отличие от hard skills (навыков, связанных с профессиональными умениями) не поддаются количественному измерению или сертификации. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. К soft skills относятся: организованность, любознательность, хорошая память, умение планировать и договариваться, работать с информацией, и др.
В данной статье мы проанализируем возможность использования технологии проектной деятельности для формирования тех навыков, которые лежат в основе военных профессий. Приведем несколько рекомендаций, которые в ходе практической работы с воспитанниками дают хорошие результаты.
Для развития soft skills у воспитанников кадетского корпуса мы опираемся на возрастные, психолого-физиологические характеристики школьников.  Организуем работу в «зоне ближайшего развития» кадетов. Анализируем имеющийся опыт в применении знаний и умений, которые есть у воспитанников. Предлагаем обучающимся краткосрочные проекты, для реализации которых нужно приобретать новые компетенции и те качества будущего офицера, которые необходимо развить. Это сильная воля, твердость характера, храбрость, энергия, настойчивость, уверенность в себе, душевный подъем, стремительность, мужество, дисциплина, ясность сознания, хладнокровие, душевное равновесие, терпеливость, воодушевление, бодрость, готовность жертвовать собою для общего дела.
Для достижения учебного результата, мы предлагаем с одной стороны, решение нетипичных ситуаций: именно они становятся источником наиболее ценного развивающего опыта, с другой – решение нужной и полезной проектной задачи, иначе у ребят не будет мотивации тратить на него время, всерьез прикладывать усилия и преодолевать себя. Примером такого проекта может служить проект «Подвиг сержанта», посвященный 100-летию со дня рождения героя Советского Союза Виктора Мирошниченко, сержанта железнодорожных войск. Виктор Мирошниченко ценой собственной жизни выполнил приказ Родины: подготовить мост к взрыву. Кадеты выполнили стендовый доклад для библиотеки кадетского корпуса о биографии героя и его подвиги. В ходе работы над проектным заданием воспитанники выдвигали идеи для поиска информации и оформления презентации, работали в группах, используя, полученные на опыте других навыки.
Важным элементом совместной работы является умение договориться, отстоять свою точку зрения, систематизировать работу над решением проектной задачи, принятие своевременного и оптимального решения на основании проведенной аналитической работы. Обязательным элементом развивающего проекта является рефлексия. После окончательного решения, анализируете его последствия - насколько удачным оказалось решение, все ли значимые факторы были учтены, что необходимо было сделать иначе или изменить в перспективе. С этой целью кадетам с помощью техники сенквейн предлагалось подумать над тем, что и почему удается, а что не вполне.
Проявление компетенций в ходе работы над развивающим проектом умение:
  • собирать необходимую информацию о проблеме, используя несколько разных достоверных источников;
  • определять, какой информации не хватает для решения проектной задачи;
  • систематизировать собранную информацию и эффективно ее представить в виде графиков, диаграмм, схем;
  • анализировать собранную информацию и выделять факторы, влияющие на решения проектной задачи;
  • выделять объективные критерии, которым должно удовлетворять решение;
  • оценивать возможные риски и последствия выбранных решений.
Таким образом, проектная работа позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект имитирует реальную работу в профессиональном коллективе, где есть командиры, солдаты и другие роли. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»