Роль предмета «Технология» в формировании основ
исследовательской культуры учащихся
Михайлова Наталья Константиновна
Основной задачей, стоящей перед современной школой, является создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося. Одним из наиболее эффективных педагогических средств, обеспечивающих личностное развитие, является исследовательская деятельность.Образовательная область «Технология» отвечает объективно существующей в обществе потребности в исследовательской и проектной деятельности учащихся как неотъемлемой части образования.
Анализ опыта работы учителей технологии показывает, что в своей образовательной практике педагоги довольно часто используют элементы исследовательской деятельности. Но недостаточная адаптированность их к условиям преподавания технологии, отсутствие грамотного научно-обоснованного подхода не позволяют достигнуть должной результативности.
Таким образом, в результате анализа были выявлены противоречия между:
- потребностью общества в личностях, способных самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, выбирать жизненные ценности, цели, осуществлять личный свободный выбор и состоянием готовности выпускников школ к осуществлению исследовательской деятельности;
- потребностью учащихся к развитию интеллектуальных и творческих способностей с последующим их использованием в самостоятельной работе и отсутствием соответствующей образовательной поисковой среды;
- необходимостью организации учебно-воспитательного процесса в образовательной области «Технология» в соответствии с востребованностью исследовательской деятельности учащихся и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования основ исследовательской деятельности учащихся при изучении отдельных разделов технологии, в частности раздела «Проект».
Организация поиска решения проблемы строилась в соответствии с гипотезой, согласно которой формирование основ исследовательской культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе будет эффективным, если:
- определить и соблюдать педагогические условия, необходимые для формирования основ исследовательской культуры учащихся;
- организовать учебный процесс поэтапно, с учетом субъектно-объектного преобразования личности;
- стимулировать потребность учащихся в совершенствовании проектной деятельности и выполнении работ исследовательского характера, используя совокупность традиционных и нетрадиционных методов обучения, в том числе и метод проектов;
- обеспечить систематический мониторинг сформированности структурных составляющих исследовательской культуры учащихся.
Цель исследования: определить педагогические условия формирования основ исследовательской культуры учащихся на уроках «Технологии» и разработать механизмы их реализации на практике.
Объект исследования: учебный процесс на уроках технологии в 8 классе.
Предмет исследования: роль предмета «Технология» в формировании основ исследовательской культуры учащихся.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- Провести анализ психолого–педагогической литературы по проблеме формирования основ исследовательской культуры учащихся, в том числе при использовании метода проектов.
- Определить содержание исследовательской деятельности учащихся, т. е. системы знаний, умений, процедур творческой деятельности, ценностных ориентаций, позволяющих корректно осуществлять учебные исследования.
- Обозначить роль предмета «Технология» в формировании основ исследовательской культуры учащихся.
- Сформулировать и реализовать педагогические условия, способствующие формированию основ исследовательской культуры учащихся.
- Разработать методические рекомендации учителям, выступающим в качестве руководителей и консультантов исследовательских работ учащихся.
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных исследований, анализ учебных программ, пособий и других материалов в соответствии с проблемой исследования;
- изучение и анализ педагогической практики, в том числе и собственного опыта работы, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперименты;
- статистические - качественная и количественная обработка результатов, их анализ.