Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль предмета «Технология» в формировании основ
исследовательской культуры учащихся

Михайлова Наталья Константиновна
   Основной задачей, стоящей перед современной школой, является создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося. Одним из наиболее эффективных педагогических средств, обеспечивающих личностное развитие, является исследовательская деятельность.
Образовательная область «Технология» отвечает объективно существующей в обществе потребности в исследовательской и проектной деятельности учащихся как неотъемлемой части образования.
Анализ опыта работы учителей технологии показывает, что в своей образовательной практике педагоги довольно часто используют элементы исследовательской деятельности. Но недостаточная адаптированность их к условиям преподавания технологии, отсутствие грамотного научно-обоснованного подхода не позволяют достигнуть должной результативности.
Таким образом, в результате анализа были выявлены противоречия между:
  • потребностью общества в личностях, способных самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, выбирать жизненные ценности, цели, осуществлять личный свободный выбор и состоянием готовности выпускников школ к осуществлению исследовательской деятельности;
  • потребностью учащихся к развитию интеллектуальных и творческих способностей с последующим их использованием в самостоятельной работе и отсутствием соответствующей образовательной поисковой среды;
  • необходимостью организации учебно-воспитательного процесса в образовательной области «Технология» в соответствии с востребованностью исследовательской деятельности учащихся и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования основ исследовательской деятельности учащихся при изучении отдельных разделов технологии, в частности раздела «Проект».
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему, заключающуюся в необходимости определения и разработке механизма реализации педагогических условий, которые бы в наибольшей степени содействовали формированию основ исследовательской культуры в процессе изучения «Технологии» проектным методом.
Организация поиска решения проблемы строилась в соответствии с гипотезой, согласно которой формирование основ исследовательской культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе будет эффективным, если:
  • определить и соблюдать педагогические условия, необходимые для формирования основ исследовательской культуры учащихся;
  • организовать учебный процесс поэтапно, с учетом субъектно-объектного преобразования личности;
  • стимулировать потребность учащихся в совершенствовании проектной деятельности и выполнении работ исследовательского характера, используя совокупность традиционных и нетрадиционных методов обучения, в том числе и метод проектов;
  • обеспечить систематический мониторинг сформированности структурных составляющих исследовательской культуры  учащихся.
Актуальность, теоретическая значимость, и вместе с тем недостаточная практическая разработанность рассматриваемой проблемы,  послужили основанием для определения темы исследования: «Роль предмета «Технология» в формировании основ исследовательской культуры учащихся».
Цель исследования: определить педагогические условия формирования основ исследовательской культуры учащихся на уроках «Технологии» и разработать механизмы их реализации на практике.
Объект исследования: учебный процесс на уроках технологии в 8 классе.
Предмет исследования: роль предмета «Технология» в формировании основ исследовательской культуры учащихся.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
  1. Провести анализ психолого–педагогической литературы по проблеме формирования основ исследовательской культуры учащихся, в том числе при использовании метода проектов.
  2. Определить содержание исследовательской деятельности учащихся, т. е. системы знаний, умений, процедур творческой деятельности, ценностных ориентаций, позволяющих корректно осуществлять учебные исследования.
  3. Обозначить роль предмета «Технология» в формировании основ исследовательской культуры учащихся.
  4. Сформулировать и реализовать педагогические условия, способствующие формированию основ исследовательской культуры учащихся.
  5. Разработать методические рекомендации учителям, выступающим в качестве руководителей и консультантов исследовательских работ учащихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
  • изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных исследований, анализ учебных программ, пособий и других материалов в соответствии с проблемой исследования;
  • изучение и анализ педагогической практики, в том числе и собственного опыта работы, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперименты;
  • статистические - качественная и количественная обработка результатов, их анализ.
Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций в адрес учителей технологии по формированию основ исследовательской культуры учащихся при работе методом проектов.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»