Проектная деятельность на уроках литературы
Коллегова Евгения Александровна
Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию, формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий. Использование данного метода позволяет успешно решать воспитательные цели:
- воспитание инициативы, активности и самостоятельности обучающихся;
- формирование способности к творческому сотрудничеству с осознанием ответственности за результаты общего труда;
- воспитание ответственного отношения к продуктам интеллектуальной деятельности других людей.
- принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей;
- принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта;
- деятельностный подход;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем;
- комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- принцип уважения к иной точке зрения;
- принцип обеспечения ответственности за результат.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
3.Отличительная черта проектной деятельности — поиск информации,
4.Результатом работы над проектом,
По доминирующей деятельности обучающихся (Сергеев Е. С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005 г.) использую:
1.исследовательские проекты;
2.информационные проекты;
3.творческие проекты.
Информационные проекты
Данный вид проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Чаще всего информационные проекты использую на уроках литературы и МХК в 10-11 классах. Например, при изучении биографии писателя, школьники выполняют следующие проекты: «Дневники Л.Н.Толстого», «Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии», «Русская литературная эмиграция», «История создания романа «Тихий Дон», «История донского казачества», «А.Солженицын. Жизнь. Судьба. Творчество»; на уроках обобщающего характера: «Образ Базарова в оценке критиков», «Романтические герои в русской литературе первой половины XIX века», «Образ Луки на русской сцене», «Серебряный век как социокультурное явление» ,на уроках МХК: «Древнегреческие драматурги и их «открытия», «Великие гуманисты Возрождения», «История одной выставки», «Русские сезоны» в Париже» и др. Такие проекты представляют собой информационно-иллюстрированные слайды, буклеты, брошюры, листовки, выполненные (чаще в парах) в программах PowerPoint и Publisher.
Творческие проекты
Из опыта работы мы знаем, что с большим увлечением ребёнком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим. Обучающиеся 5-7 классов – народ увлекающийся, творческий, незакомплексованный, они с удовольствием сочиняют, рисуют, рассказывают, разыгрывают сценки. Им очень важна оценка не только педагога, но и товарищей по классу. Поэтому в этих классах активно использую творческие проекты, которые не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Наиболее популярные среди моих учеников жанры: инсценировки, поэтические вечера, литературно-музыкальные композиции, конкурсы чтецов, выставки, видеоролики.
Авторы учебника «Литература» (п/р В.Я.Коровиной, М. «Просвещение») после изучения темы предлагают обучающимся творческие проекты, которые они с удовольствием выполняют. Так пятиклассники подготовили и защитили следующие работы: электронная книга «Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина», электронная книга «Иллюстрации к басням И.А.Крылова», электронная книга «Русские пейзажи в живописи и поэзии XIX века», книги авторских рисунков к изученным произведениям. Обучающиеся 6 класса выполняют более сложные проекты. Они самостоятельно образуют группы, распределяют в них роли, выбирают предложенные темы, подбирают литературный, иллюстративный и музыкальный материал, готовят костюмы, реквизит. В 2016-2017 учебном году ученики 6Г класса подготовили следующие творческие проекты: конкурс чтецов «Русские поэты XIX века о природе», экскурсия «Уголок дедушки Крылова», мини-спектакль «Сказочный мир А.С.Пушкина». Старшеклассники, которые лучше владеют ИКТ, в первую очередь стремятся реализовать свой интеллектуальный потенциал, поэтому предпочитают другие формы: создание видеороликов, написание сценариев литературно-музыкальных композиций, литературных гостиных. Так в процессе работы над понятием «тургеневская девушка» (по повести И.С.Тургенева «Ася») ученики 8А класса предложили тему проекта: «Лики женской красоты». В ходе работы создано три проекта: информационный «Образ женщины: от античности до наших дней» (форма – презентация PowerPoint), исследовательский «Что есть женская красота»? (форма– доклад, презентация PowerPoint), творческий «Современная девушка: какая она»? (форма – видеоролик). Ученики 9, 11 классов в рамках праздничных и юбилейных дат представили творческие проекты: видеоролик «Слово о солдате», литературная гостиная «У войны не женское лицо», литературно-музыкальные композиции: «Болдино в жизни А.С.Пушкина», «Анна всея Руси» (по творчеству А.А.Ахматовой), «А я серебрюсь и сверкаю» (по творчеству М.И.Цветаевой).
Е.А.Коллегова