Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие творческих способностей через проектную
исследовательскую деятельность,
как средство реализации ФГОС

Анфалова Ольга Владимировна
Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно. Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса учащегося к творчеству, где важная роль отводится урокам технологии. Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков. 

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.

Что такое творческая деятельность? Какие задачи мы ставим перед собой и детьми? Это воспитание нестандартного и оригинального мышления, способность к генерации новых идей. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;

  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;

  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу при котором приобретается приобретения опыт творчества.

Организация исследовательской деятельности учащихся по технологи проходит на разных уровнях образовательного процесса и в различных организационных формах.

Прежде всего, это урочная деятельность. В качестве творческих заданий учащимся предлагается подготовка сообщений, написание рефератов, защита презентационных материалов.Самое главное для исследовательской деятельности - создание условий для включения учащегося в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности вполне осуществимо через урок, защиту проектов и рефератов. В исследовательской деятельности могут принимать участие не только сильные дети, но и отстающие. Просто уровень исследования будет иным. По мере взросления цели исследования ставяться перед учащимися более сложные. Здесь подход к исследовательской деятельности становится творческим. Прежде всего, это задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока учитель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на муниципальный уровень.

Проект является основной формой исследовательской деятельности учащихся, он связывает теорию и практику, что имеет очень большое значение в образовании личности.

Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Основные требования к использованию метода проектов:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

- самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)

Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт учащегося, его собственный путь искания, преодоления затруднений, является одним из эффективных средств организации исследовательской деятельности на уроках технологии. Можно выполнять и мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть. В основном большинство таких проектов выполняется в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения мы оцениваем усвоение учащимися определенного учебного материала. Важным стимулом для развития личности учащегося, является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Основная форма исследовательской деятельности - проект, органически связывающий теорию и практику, что имеет большое значение для профессионального самоопределения учащихся. Навыки, полученные в работе над проектами, помогают уверенно чувствовать себя научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.

В заключение хочется сказать, что проектная деятельность в школе - это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»