Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектно-исследовательская деятельность учащихся
по русскому языку в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Зеленцова Александра Ивановна
 
Обучая других, обучаешься сам…
Ян Коменский

Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека,
 которому ты пишешь все лучшее, 
что накопилось у тебя на душе и на сердце. 
Тогда придут сильные и свежие слова.
К. Паустовский
 
Введение ЕГЭ и ОГЭ повлияло на популярность учебно-исследовательской работы. Интерес к индивидуальному проекту очень важен и сложен, представлен на качественно новом уровне и позволяет получить новое качество образования, является важным условием подготовки к итоговой аттестации. Каждый индивидуальный или групповой  проект   содержит исследование, а большое или малое – зависит от целей и задач проекта. Сегодня все школы должны   научить школьников научному творчеству, встретиться с вызовами всей нашей жизни и невероятной сложностью управленческих решений для достижения успеха, и учеником, и учителем, и школой, и системой образования. Управление организацией и сопровождением индивидуального учебного проекта школьников в старших классах может быть представлено как система задач, каждая из которых требует решения определенной проблемы.
Исследование – один из основных видов деятельности. Исследовательский метод – метод привлечения обучающихся к самостоятельным  наблюдениям, на основе которых  устанавливаются связи предметов и явлений, делаются выводы, познаются закономерности. 
Исследовательский метод обеспечивает:
  • глубинное понимание, а не просто знание материала;
  • овладение методами научного познания;
  • наличие творческой деятельности;
  • мотивацию, активизацию всех участников процесса.
  • Актуальность проблемы  исследования определяется потребностью в разработке  научно обоснованного подхода  к речевому развитию школьников, который  направлен на решение задач духовно-нравственного становления личности, преодоления фрагментарности мышления современного ученика,  формирования речевых способностей ребенка, развития чувства  на более осознанном и рефлексивном уровне.
  • Объект исследования – процесс речевого развития учащихся 5 – 11 классов основной и профильной школы на основе освоения базовых концептов русской культуры, формирующих мировоззренческие основания языковой личности школьника.
  • Предмет исследования – закономерности, условия и методы речевого развития школьников в условиях реализации ФГОС.
  • Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность речевого развития учащихся может быть достигнута путем реализации ФГОС , который обеспечит изучение языка и овладение речью  путем координации всех уровней владения языком.
  • Методологической основой исследования являются:   концепция единства языка, мышления и речи, ценности в гуманитарном знании;   учение о роли языка в становлении сознания и формировании картины мира.
  • Проект представляет собой   комплексное  исследование содержания и процесса речевого развития школьников на разных этапах обучения.
  • Метод проектов и обучение в сотрудничестве   находят все большее распространение в системе образования, помогает учащимся успешно подготовиться к итоговой аттестации.
Причин тому несколько:  
o   необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
o   значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами (собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения).
Исследовательские проекты часто основаны на интеграции знаний из разных областей и ориентированы на практическую деятельность.
 
Компетенция  — это одна из характеристик, служащая для определения степени соответствия  поставленным задачам.  Для того чтобы учащиеся в полном объеме могли овладеть  компетенциями, целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи детей надо начинать с самого начала пребывания в школе. Это позволит обеспечить преемственность в обучении русскому языку при переходе из начальной школы в среднюю, из средней в старшую.  Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности школьника.  
Целью обучения становится не просто усвоение суммы знаний и формирование умений, но и развитие личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций, мотивов, интересов. Формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней заключается залог успешного формирования социально активной личности. Таким образом, выделяются цели и задачи, которые нужно решать в первую очередь, чтобы добиться высокого уровня развития языковой компетенции:
·         создать условия для развития познавательной активности учащихся через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения;
·         содействовать развитию устной и письменной речи школьников посредством активных форм обучения;
·         способствовать раскрытию и реализации творческого потенциала каждого ученика.
·         совершенствование языковой компетенции, включающей овладение богатством самого языка, владение всеми нормами литературного языка, включая нормы правописания.
Самоорганизация учебной деятельности должна начинаться, как правило, с самопознания — процесса постижения школьником сущности, способностей и возможностей своего «Я». Самопознание включает следующие методы: самоанализ, самонаблюдение, самохарактеристика. Самоанализ рассматривается как рациональное исследование человеком своих состояний и качеств.
 Метод самоконтроля имеет интегрированный характер, он включает следующие операции: осознание учеником потребности в работе, постановка цели, планирование, реализация программы действий, коррекция результатов. Необходимо помнить, что при всем стремлении учащихся самостоятельно организовывать процесс учения требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учеников к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность. Индивидуальный проект-исследовательская работа, направленная на развитие познавательной активной деятельности учащегося. Учащемуся вместе с научным руководителем (учителем) необходимо собрать необходимую информацию, научиться выдвигать гипотезы, аргументы, делать выводы. Проектная деятельность направлена на достижение общего результата, включая осмысление и рефлексию результатов деятельности.
 Индивидуальный проект может выполняться в течение года или в течение двух лет и может быть представлен в виде завершенного учебного исследования под руководством учителя по выбранной теме. Тема должна быть интересна, понятна, актуальна. Цель исследования-результат, которого хотел бы достичь учащийся. Это способствует самосовершенствованию, самовоспитанию, развитию творческого потенциала учащегося, помогает успешно подготовиться к итоговой аттестации. Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе образования. Основной формой представления проекта являются презентация, реферат, видеоролик и.т.д.
 Эффективным средством обучения и развития инновационной системы, как исследовательская деятельность, является открытие новых знаний и способов деятельности, углубление и систематизация изученного; поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления учащихся. Таким образом, школа может привить потребность к постоянному пополнению знаний, научить самостоятельно добывать знания и активно использовать их в жизни. Если познавательная активность у учащегося не развита, то познание нового никогда не будет приносить ему радости. А без радости познания не появится интереса.
 
Обучение рефлексивному слушанию при написании сжатого изложения.
    Известно, что примерно 70-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет – занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и её созданием. Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества в целом как средства передачи знаний и опыта, накопленного человечеством, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга.
 Приведённая  таблица представляет содержание и логику обучения школьников слушанию текста и написанию сжатого изложения.



 
Этапы учебной деятельности Содержание учебной деятельности Процесс учебной деятельности
Первое чтение текста
1. Этап определения темы текста Ответ на вопрос: «О чём текст?» Как определить тему?
- по началу текста;
- по ключевым словам;
- по ключевым эпизодам;
- по поступкам или размышлениям героев (автора);
- по заглавию текста.
2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Этап определения идеи текста.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответ на вопросы: «Зачем автор написал текст?» «Какую мысль хотел выразить?» «Чему учит текст?»
 
 
 
 
 
 
 
Что помогает сформулировать идею?
- общая тональность звучания текста;
- настроение, которое вызывает прочтение текста;
- отношение автора к событиям, героям;
-наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).
3.
 
 
 
 
 
 
 
 
Определение структуры текста.
 
 
 
 
 
 
 
Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль текста. Формулирование тезиса – один из приёмов сжатия текста.
4. Определите стилистическую принадлежность текста. Определить стиль текста и тип речи.
 
 
 
 
 
Способы:
- в повествовании - по началу событий, ходу событий, кульминации, концу текста;
- в описании – по предмету речи и его значимым, существенным признакам;
- в рассуждении – по общему положению, аргументам, доказательствам, выводу.
 
 
 
Второе прочтение текста
5.
 
 
 
 
 
 
 
 
Этап абзацного членения текста: определение микротем как частей общей темы.
 
 
 
 
Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего. Определите микротему каждого абзаца. Запишите её кратко. Абзацы пронумеруйте. Как определить микротемы текста?
- по ключевым словам и ключевым предложениям абзаца;
- по выделению главной мысли в абзаце;
- по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью.
6.
 
 
 
 
 
 
 
 
Этап работы с микротемами.
 
 
 
 
 
 
 
Отметьте в каждой микротеме  существенное и дополнительное.
 
 
 
 
 
 
Как это сделать?
- по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения).
7. Этап моделирования сжатого изложения. Соедините микротемы в текст, сохраняя абзацное членение. Как это сделать?
- использовать лексические и лексико - грамматические средства соединения  частей текста:
- лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;
- лексико-грамматические: местоимения, союзы и союзные слова, частицы.
 
    Таким образом, рефлексивное слушание состоит в установлении обратной связи слушателя с говорящим. Слушатель не только внимательно слушает, но и сообщает,   как он его понял. Говорящий оценивает это понимание и при необходимости вносит поправки, стремясь добиться точного понимания слушателем.
   Серьёзное внимание нужно уделять культуре поведения при слушании. Ученики должны знать, что умение слушать не менее важно, чем умении говорить, что слушание и говорение одинаково важны в межличностном  общении.  Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствует установлению контактов между людьми. Человек, который умеет слушать, не перебьёт другого и легче его поймёт, он не будет спорить по пустяку, не разобравшись в сути дела. В умении слушать проявляется воспитанность собеседника, уважение к другому человеку.
 
Основные требования к сжатому варианту изложения
1. Учащийся понимает тему и идею (общий смысл текста).
2. Учащийся понимает основное содержание текста, выделяет главное в нем, умеет исключать второстепенное.
3. Выделяет главные мысли основных микротем, которые развивают тему речи.
4. Проявляет умение найти факты, которые можно обобщить, 
 выразить более кратко.
5. Содержание излагает последовательно. Проявляет умение логично и связно строить высказывание.
6. Учащийся умеет заменять синтаксические конструкции синонимичными (например, однородные члены обобщающим словом).
7. Работа соответствует требованиям нормативности и правильности речи.
 
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства.
2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
3. Выделить в тексте все части.
4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?
5. Составить план сжатого изложения.
6. В каждой части текста отметить главное.
7. Отметить то, что можно объединить.
8. Подобрать обобщающие слова и предложения.
9. Изложить сжато каждую часть.
10. Подумать, как связать части между собой.
11. Перечитать написанное изложение.
 
1 Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности. Среди приёмов обучения русскому языку можно использовать на уроках русского языка следующее: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификацию и дифференциацию, лингвистический эксперимент, создание проблемной ситуации и использование наглядности. Они играют определённую роль в приобретении знаний учащимися.
Анализ и синтез являются необходимыми элементами всякого действия, направленного на рассмотрение любого языкового явления. Например, чтобы дать учащимся понятие о лексическом значении числительного одиннадцать, работу можно начать с морфемного анализа. Затем проанализированные части слова объединяются и делается вывод, что в данном случае лексическое значение слова складывается из значений составляющих его морфем. Это индуктивный путь познания, обеспечивающий большую активность класса и потому наиболее часто используемый в практике.
Сравнение и сопоставление. «Приём сопоставления, - отмечает А. В. Пикучев, - буквально пронизывает всю работу по русскому языку, всю её методику». При изучении темы «Имя числительное» учащимся можно предложить сравнить, сопоставить, сделать выводы о количественных и порядковых числительных, их склонении.
Классификация и дифференциация. Выделяя общее в языковых фактах и явлениях, а вместе с тем вскрывая и различие между ними, ученик получает возможность распределить их по группам, объединить в отдельные классы. Обычно в систему приводятся уже известные сведения. Например, можно дать задание ученикам: распределить в группы числительные и слова с числовым значением; распределить по группам разряды числительных.
Создание проблемной ситуации. Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляется препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может.
Проблемная ситуация создаётся даже такими простыми на первый взгляд заданиями, как, например:
1) разберите по составу числительные двое, пятеро, двухтысячный;
2) правильно ли употребление сочетания «двое учениц»?
Использование наглядности- один из эффективных приёмов обучения русскому языку. Зрительное восприятие материала уже само по себе облегчает его запоминание. Наглядные пособия помогают организовать поиск, вынуждают учеников мыслить, делать самостоятельные открытия. На уроках используются зрительные наглядности (таблицы, схемы, картины (рисунки) . Например, таблица «Ь знак в середине и конце числительных». 
Проблемное обучение - фактор интеллектуального развития школьников. Каждый урок должен быть направлен не только на изучение теоретического материала и формирование умений, но и на организацию умственной деятельности учащихся, которая способствует интеллектуальному развитию. 
Цель исследования:
Создание методической системы, направленной на интеллектуальное развитие учащихся на основе организации различных видов самостоятельной деятельности при изучении русского языка.
Объект исследования:
образовательно–воспитательный процесс по русскому языку с акцентом на самостоятельную деятельность как средство интеллектуального развития учащихся.
Предмет исследования:
выявление влияния различных способов организации самостоятельной деятельности на интеллектуальное развитие учащихся.
В соответствии с целью исследования была выдвинута рабочая гипотеза: если в основу методической системы изучения языку, образующим выделить самостоятельную деятельность с целью их мотивации, то это будет способствовать повышению уровня общей информированности, развития памяти, интеллектуальных умений.
Практическое значение исследования состоит в том, что разработать систему работы, направленную  на интеллектуальное развитие учащихся при изучении русского языка и работы с текстом.
Цель: -  научить использовать приобретенные теоретические знания в практической деятельности:
              создании текстов различных типов, стилей и жанров;
-             развивать навыки диалогического и монологического высказывания
 «Типы речи. Рассуждение»
Целевые установки: -  показать учащимся отличие рассуждения от повествования и описания, познакомить с планом-схемой рассуждения,
- научить строить текст-рассуждение по плану,   развивать связную речь и коммуникативную активность учащихся.
ХОД УРОКА.
Типы речи:  (Повествование, описание, рассуждение).  В нашей жизни нам часто приходится рассуждать, что-то доказывать. Чтобы убедить другого человека, необходимо свое высказывание строить логично, последовательно.
В этом нам поможет план (на плакате):

В любом рассуждении есть две части: в первой части содержится тезис (мысль, которую нужно доказать), во второй части приводятся доказательства (доводы, примеры, аргументы). В рассуждении бывает третья часть – вывод (доказанная мысль).
Работа с текстом. Все вы знаете сказку “Царевна – лягушка”. Прочитайте текст на доске. (Учащийся громко читает).
Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки, поэтому и получила такое прозвище.
Ответьте на вопросы:
1. Найдите мысль, которую нужно доказать.
2. Укажите доказательства и примеры.
3. Какое предложение в тексте будет выводом?
Итак,  в отличие от описания и повествования, рассуждение строится по- иному, так как его содержание – связи между предметами и явлениями,  которые устанавливает сам человек, а не окружающая действительность, как при описании и повествовании. Следовательно, будет отличаться и план. (План дан на доске).
План.
1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).
2. Доказательства (доводы, примеры):
а)_________________________,
б)_________________________,
в)_________________________.
3. Вывод (доказанная мысль).
Запишите план в тетрадь.
                                                       Работа над языковым оформлением рассуждения.
Обычно тезис и доказательства связываются союзами  потому что, так как. Это обосновано вопросом, на который мы отвечаем – почему? Вывод присоединяется словами поэтому, следовательно, таким образом, так как мы отвечаем на вопрос: что из этого следует?
Прочитайте на доске слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения.
(Ученик громко читает).
Я считаю, что..., докажем это.., это можно доказать так.., обобщим все сказанное.., следовательно.., по моему мнению.., это объясняется следующим…
Задание.
1. Запишите слова, с которых можно начать первую часть - тезис? (Я считаю.., по моему мнению…)
2. Какие слова используются для связи тезиса и доказательств? Запишем их. (Докажем это.., это можно доказать.., это объясняется следующим).
3. Какие слова связывают доказательства и вывод? Запишем их. (Обобщим все сказанное.., следовательно.., таким образом…)
Рассуждение может входить в другие типы речи, например, в повествование.
Вывод.
. Осмысление.а) Работа с определением.
“Рассуждение” – это объяснение или доказательство какой-то мысли. Изложение содержания этой мысли (основной тезис) является главной частью рассуждения. Ей может предшествовать часть, в которой формулируется вопрос, ответом на который является тезис. Основное место в рассуждении занимают сообщения, в которых приводятся доказательства или опровержения тезиса. В заключительной части обычно формулируется вывод о правильности или ошибочности тезиса. В любом рассуждении имеются две части. В первой части содержится тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.
Схема полного рассуждения

 Схему рассуждения записать в тетрадь.
Задание. Определить тип каждого текста. Найти среди них рассуждение, доказать, используя определение, схему.
                                                                                                                      Живая метель
Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он велел мне идти вперед и обещал вскоре догнать. Я потихоньку вышел к озеру.
На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем над водой бушевала метелица! Легкие хлопья носились в воздухе, опускались, опять взмывали вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а плыли по поверхности.
Я ничего не понимал. Но вот одна снежинка опустилась рядом со мной. Я осторожно взял ее и ахнул: да ведь это крохотная бабочка! Что же за беда приключилась? Почему гибнут бабочки?
За моей спиной послышались шаги. Это был лесник. Взглянув на реку, он сказал: “Поденка!” И объяснил, что эти водяные бабочки живут всего один день.
Я понял, что никакой беды не случилось. Но купаться почему-то расхотелось, и я долго сидел на берегу, молча наблюдая за живой метелью.
 
Поденка
Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как легкие снежинки, кружатся они над водой. То одна, то другая замирает в полете, плавно опускается на воду и плывет по течению.
Если возьмешь бабочку в руки и внимательно посмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот рта у поденки нет совсем.
Поденка живет всего один день. Она появляется из личинки, взмывает вверх, а потом, опустившись на воду, откладывает яички и погибает. За свою короткую жизнь бабочка не успевает даже проголодаться.
Странное имя
Однажды в жаркий день я увидел над рекой множество крохотных бабочек. “Поденка”, – сказал знакомый лесник. “Что за странное название?” – подумал я и спросил у своего спутника, не знает ли он, почему так назвали этих легкокрылых бабочек.
Оказывается, это имя дали не случайно.
Поденка живет всего один день. Появится из личинки, покружится над водой опустится на нее, отложит яички – и погибает. У нее даже рта нет. За свою короткую жизнь она не успевает проголодаться.
“Да, точное имя у этой беззаботной крохи”, – подумал я.
 Рефлексия.
 Задание. Написать небольшое рассуждение на одну из тем (индивидуально).
 
  Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обосновать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргументов «от рождения», высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку выступает как определенная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения.
Аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в композиции текста.
Пример - это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.
Пример представляет собой не просто факт, а типический факт, т.е, факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для  обобщения. Типизирующая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.
Чтобы пример воспринимался не как обособленное высказывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.
                                   Проблемы
Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать
 Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной  части сочинения). Примеры, которые могут быть использованы для аргументации  тезиса.
Любая общественная проблема сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все многообразие человеческих проявлений. Поэтому, говоря, например, о необходимости беречь природу, мы должны говорить и о любви к Родине, и о нравственных качествах человека.
 «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»

1. Проблемы
Нравственные качества настоящего человека 
Судьба человека 
3.Гуманное отношение к человеку 
4. Милосердие и сострадание 

2. Утверждающие тезисы
Несите миру свет и добро!
Любить человека – вот  главный принцип гуманизма.
Мы несем ответственность за чужую жизнь.
4. Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.

3. Цитаты
1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря  по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист).
2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия  мир тебя забудет ( И.Гете, немецкий писатель).
3. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт).
4.Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик).
 5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов, русский писатель).

4. Аргументы
Самопожертвование. Любовь к ближнему.
 В одной из книг, посвященных Великой  Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.
 Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не могли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам бросилась медсестра Лидии Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла.
  Для того чтобы  деятельность учащихся  была успешной, они должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Важно помнить, что только в том случае, когда учащийся  сам чётко знает, о чём и что он хочет сказать в сочинении, его работа будет понятна и интересно читателю. В сочинении, определив анализируемую проблему, необходимо чётко сформировать своё отношение к ней и продумать аргументацию собственной точки зрения.                                                                                                                        Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но обязательно нужно обосновать свою позицию, привести доказательство (не менее двух).
Если в качестве аргументов приводится факты из жизни, они не должны быть частными случаями, значимыми только для автора сочинения. Необходимо продуманные, интересные, содержательные наблюдения. Если используется читательский опыт, то примеры из художественных, публицистических произведений или исторические факты должны передаваться без искажений, кратко (нельзя увлекаться пересказом) и соответствовать той позиции, которую доказываете. Если текст построен на несогласии с автором, то читающему сочинение должны быть понятно, что это делается не потому, что «играют в оригинальность», а потому, что есть основания для такой позиции.    
       Во-первых, на уроках можно проводить  учебные дискуссии на разные темы (например, «Патриотизм: знак вопроса», «Что такое милосердие?» и т.п.). Несмотря на то, что такой вид деятельности носит устный характер, он полезен в подготовке учащихся к написанию части С , так как подразумевает поиск и подбор материалов (аргументов) по поставленной проблеме, а также повышает интенсивность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. Дискуссия - это своеобразный обмен знаниями. В ходе дискуссии  учащиеся приобретают навыки логики аргументации и изложения личной позиции по поставленной проблеме.
      Во-вторых, учитывая, что детям  трудно правильно оформлять  доказательства, можно использовать речевые клише в процессе подготовки написанию сочинения.
 С15. Сочинение 
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Структурные части сочинения Варианты речевого оформления
1. Вступление -  Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного  языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)
 
- Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет: «…» (цитата из задания)
 
- На мой взгляд, лингвист (филолог,  учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)
 
- Нельзя не согласиться с мнением известного учёного  (имя, фамилия автора),  полагавшего, что «…» (цитата из задания)
 
- По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …
2. Основная часть
 
Переход к рассуждению
 - Я разделяю точку зрения …
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»