Организация проектной деятельности на уроках технологии
Ягафарова Гульназ Закиевна
В современном, быстро изменяющемся мире, образовательные достижения учащихся не могут ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Выпускник современной школы должен уметь применять эти знания на практике, работать с информацией, представленной в различном виде, с целью приобретения новых знаний. Современному молодому человеку необходимо гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, решать проблемы, генерировать новые идеи. Для успешной социализации в обществе ему необходимо и освоение коммуникативных умений, в том числе, умение сотрудничать и работать в группах.Ориентация на знания сменяется компетентностно - ориентированным подходом к образованию. Одной из образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов.
В обязательном минимуме содержания примерной образовательной программы стандарта основного общего образования по технологии 2004 года, практически в каждом разделе говорится, что учащиеся должны изучить проектирование. В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, соответственно проектированию и исследованию уделено много внимания. Из этого делаем вывод, что метод проектов на уроках технологии не является новым и применяется давно.
Примерная программа предмета «Технология» в основной школе составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Проектирование учащимися рассматривается как эффективный метод формирования личностных и метапредметных результатов.
Вместо привычной одной оценки за знание материала учащимся необходимо выставить три оценки:
За коммуникативные умения: формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать высказывания, вести учебную дискуссию и др.
За регулятивные умения: ставить цели и задачи, планировать, контролировать, корректировать и оценивать ход решения учебной задачи.
За познавательные умения: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, сопоставлять учебные задачи.
Из опыта работы хочется отметить, что проект может стать успешным, только если школьник заинтересован темой. По предмету технология чаще всего конечным продуктом проектной деятельности является какое-либо продукт, изделие. Сложность выполнения проектной работы усложняется с каждым годом.
Работа над любым творчески проектом предполагает выполнение следующих этапов:
1. Подготовительный этап:
- выбор темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;
- определение объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;
- составление плана работы по реализации проектов;
- определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проекта.
- рассмотрение возможных вариантов выполнения проекта, выбор из них оптимального;
- сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;
- разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объекта труда;
- разработка соответствующей технико-технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов.
- выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна;
- соблюдение правил техники безопасности.
- самооценка качества выполненной работы.
- Оригинальность темы и идеи проекта.
- Конструктивные параметры: соответствие конструкции назначению изделия; прочность, надежность, оригинальность, удобство пользования.
- Технологические критерии: соответствие документации, оригинальность применения и сочетания материалов, соблюдение правил техники безопасности.
- Эстетические критерии: композиционная завершенность, дизайн изделия, использование традиций народной культуры.
- Экономические критерии: потребность в изделии, экономическое обоснование, возможность массового производства.
Образовательная среда на уроках технологии позволяет формировать у учащихся в процессе выполнения проектов представления о новейших способах современной обработки технологической информации с использованием компьютерной техники.
Большую помощь при подготовке и написании пояснительной записки оказывает пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint, а тка же Publisher.
При выполнении творческих проектов учащиеся знакомятся с графическим редактором Paint. При помощи этой программы учащиеся создают на компьютере разнообразные красочные модели изделий, схемы ненецких или русских орнаментов для лоскутной пластики.
Наиболее удобными для преобразования изображения в схемы для вышивок являются графический редактор AdobePhotoshop. Он отличается простотой использования благодаря наличию большого числа функций и системной помощи: сканирование выполненного рисунка, создание и корректирование схемы вышивки, просмотр готовой вышивки, сохранение в памяти компьютера, и распечатка на принтере при необходимости.
При пошиве изделий в рамках проекта применяем систему автоматизированного проектирования одежды ЛЕКО, которая позволяет быстро и качественно получить выкройки необходимой модели. С помощью этой программы также составляем рациональную раскладку на ткани.
Для учителя в проектной деятельности важно то, как оценивают свой опыт проектирования сами ученики, довольны ли они своими результатами работы над проектом. Педагогу важно, чтобы состоялся процесс проектирования (организация деятельности ученика для достижения цели), чтобы ученик в результате понял практическую значимость технологии проектирования и сделал выбор в пользу ее дальнейшего применения в собственной жизни. Процесс работы над проектом может принести удовольствие и ученику, и руководителю, так как проектная деятельность совместная, где ученик и руководитель идут рядом.