Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность на уроках английского языка

Шопина Марина Николаевна

Innovation distinguishes between a leader and a follower.
Steve Jobs
Инновация – это то, что отличает лидера от последователя. 
Стив Джобс

Nothing is impossible, the word itself says, I’m possible! 
 Нет ничего невозможного. 
В самом этом слове заключена возможность! 
Одри Хепбёрн
     Основное отличие новых Образовательных Стандартов заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе (личностные, предметные и метапредметные).  Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД). Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
    Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на определенном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.
       Согласно ФГОС среднего общего образования, индивидуальный проект представляет собой особую форму деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно- творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
  • сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  •  сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
          Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Что такое учебный проект и учебное исследование?
Проектная деятельность в школе и проектные формы работы (уроки-исследования, дискуссии, круглые столы) позволяют ученикам выработать проектный тип мышления, основанный на способности определять перспективы, привлекать и выбирать ресурсы, планировать действия, осуществлять задуманное.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Учебное исследование – процесс, направленный на формирование адекватного представления об изучаемом объекте в процессе решения реальной познавательной проблемы, в соответствии с требованиями научного исследования, чаще всего под руководством научного руководителя, и сопровождающийся овладением необходимой совокупностью знаний и умений по добыванию, переработке и применению информации
Учебный проект с точки зрения обучающегося:
  •  это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
  • это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
  • это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Ученическое проектирование - это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).
Учебный проект (с точки зрения учителя):
  • это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта;
  • это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
      Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проекты на уроках английского языка.
Обучающиеся 10-11 классов уже со следующего учебного года должны будут познакомиться и освоить особенности нового предмета «Индивидуальный проект». Английский язык, наверное, один из тех предметов, который гораздо раньше начинает учить обучающихся работе над проектом, начиная уже с начальной школы.
При использовании проектной деятельности на уроках английского языка обучающиеся должны использовать   имеющиеся у них опыт и знания, сформированные иноязычные коммуникативные умения, а также овладеть новыми умениями (метапредметными), важными для познавательной деятельности в целом.
Таким образом, выполнение проектных заданий на уроках английского языка соответствуют следующие цели:
  • формирование у обучающихся понимания того, что изучаемый иностранный язык наряду с родным языком является инструментом познавательной деятельности, связанной с удовлетворением личных познавательных интересов, добыванием знаний в разных областях, с расширением своего лингвистического и общего кругозора путем поиска и обработки информации из доступных им источников;
  • Научить школьников взаимодействовать с партнёрами в процессе выполнения парных и групповых проектов с использованием английского языка.
  • Обеспечить каждому участнику проектной работы дополнительную практику в английском языке в процессе поиска и обработки доступной школьникам информации на иностранном и родном языке.
        Если проанализировать УМК по английскому языку, например, «Звёздный английский», то в каждом модуле-теме есть задания, которые предлагают ученикам на основе изученной лексики и грамматики создать мини проект и потом защитить его.
        Например, в начальных классах в учебниках есть задания типа проектов: «нарисовать и описать свой дом», «свою комнату»; «нарисовать и рассказать о любимом празднике», «о друге»; «рассказать о любимой игрушке» и т.д. В основном звене обучающиеся учатся работать над проектом уже не только индивидуально, но и в группах, например, «придумать рекламу магазина и рассказать о нем (представить его, провести экскурсию)» или «найти информацию о животном страны и рассказать о нем». Становясь старше обучающиеся участвуют в конференциях со своими проектными и исследовательскими работами. Приведу примеры тем работ участников конференций: «Фразеологические обороты в английском языке», «Заимствования в английском языке», «Сравнительная характеристика творчества Дж. Байрона и М.Ю. Лермонтова» и т.д.
         Ученики находят, изучают информацию по своим темам, делают сравнительный анализ, выводы и связывают с практическим применением. В старших классах обучающиеся могут провести дебаты по той или иной теме. В моей школе учителя проводят подобные уроки в 9-11 классах уже не первый год. Такие уроки способствует развитию организаторских качеств участников проекта, объединению их интересов, выявлению детей, склонных к лидерству и организаторской деятельности. Растут самооценка и уверенность в себе. Данный метод помогает не только научится работать в группе, но и учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов и уважать взгляды других.
В процессе работы над проектами участники учатся самостоятельному мышлению, самоорганизации, инициативе, развивают чувство интуиции. Увеличивается активность участников: они начинают больше читать, особенно справочную и специальную литературу, чаще общаются друг с другом, ведут обсуждения и дискуссии. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают мышление, культуру речи и общения, умение аргументировать защищать свои идеи, самообладание. Таким образом, происходит развитие личности и обучающиеся нарабатывают практику написания проекта на уроках английского и готовятся к дальнейшему. Метод проектной деятельности можно использовать как на уроках в конце изучения модуля или темы, так и на занятиях по внеурочной деятельности.
 
Вывод.
       Организация проектной деятельности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности является действенным средством развития метапредметных (коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных) образовательных результатов учащихся. Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения познавательной деятельности. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
 
Используемая литература:
1. Организация проекторной деятельности в школе в свете требований ФГОС. Методическое пособие.  –Изд. Владос. 2018
2. Организация проектной деятельности в школьной системе образования. Методическое пособие. –Изд. Учитель.2012
3. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. -Изд. Перспектива. 2017
4. mir-olimpiad.ru
5. nsportal.ru
6. urok.1sept.ru
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»