Изучение романа Ф.М. Достоевского «Идиот» в старшей школе
Колованова Алена Александровна
С творчеством Ф.М. Достоевского дети знакомятся на этапе старшей школы (говоря это, мы имеем в виду, конечно же, его романы). Однако в нынешнее время продуктивность и качество изучения таких произведений как «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Идиот» сильно снизились. На наш взгляд, это происходит по нескольким причинам: во-первых, сокращение количества учебных часов предмета «Литература» в школе; во-вторых, нежелание учащихся работать с текстами такого объема.
В этой статье, таким образом, мы попытаемся сформулировать пути изучения одного из романов Ф.М.Достоевского (в качестве примера мы выбрали роман «Идиот»), и, в частности, его финальной сцены. Тип такого исследования можно предложить учащимся старшей школы в качестве дополнительного задания, а также сам педагог может применить данный тип работы с текстом для подготовки к урокам.
Прежде всего, стоит обговорить, почему это произведение может быть интересным для учащихся. Актуальность романа Ф.М.Достоевского «Идиот» подтверждается значительным количеством исследований о нем. Это произведение называют одним из самых таинственных и все еще мало исследованных романов писателя, прежде всего из-за особенного героя и задач, которые ставил перед собой писатель. Парадоксальность этого романа во многом порождена его финалом. Существуют разные характеристики финала и множество противоречащих друг другу его интерпретаций. В критических и литературоведческих работах отмечено большое влияние финала на весь текст, на понимание произведения.
Каковы же возможные пути изучения финала художественного произведения.
Приступая к изучению финала романа, необходимо иметь представление о самом понятии. Так, для нашего исследования будет важно значение финала как части текста, несущей смысловое завершение, а также провоцирующей возникновение у читателя вопросов и размышлений о произведении.
Далее необходимо обратиться к материалам, отражающим представления самого автора о финале и его оценку. К таким текстам относятся письма, дневники писателя, комментарии к роману. В нашем случае, Ф.М.Достоевский сам отметил финал романа «Идиот» как особенный случай в литературе.
Кроме того, необходимо установить объем понятия «финал», то есть определить границы текста, который будут анализировать. Это важно было сделать, так как в ходе работы можно столкнуться с тем, что за финал могут быть приняты разные фрагменты текста. В этом случае нужно подключить к работе, наряду с понятием «финал произведения», категорию развязки.
Финал произведения может быть также открытым или «зашифрованным», непонятным для читателя. Поэтому в таком случае представляется целесообразным поставить вопросы, возникающие по ходу прочтения и попытаться определить, что вызывает удивление или непонимание. И в зависимости от этого можно приступать к отбору уже существующих исследований о произведении.
Литературоведческие и критические работы полезны при изучении художественных произведений. Отбор исследований следует проводить в соответствии с целями и задачами работы, так как можно столкнуться с большим количеством информации. Например, спектр работ о романе «Идиот» очень широк, поэтому в ходе нашего исследования были отобраны небольшое количество необходимых статей и монографий. Важно обращаться не только к классическим работам, но и к исследованиям, которые были опубликованы недавно, потому что это дает возможность составить представление об изменениях в восприятии критиками и литературоведами изучаемого произведения.
Продолжить изучение произведения можно, сформулировав свой ход действий, то есть выбрать отличное от проанализированных работ направление. Например, обратить внимание на взаимосвязь выбранного художественного произведения с другими видами искусства. Определить, есть ли синтез искусств или нет. Если есть, то в чем он заключается, что нового он вносит в уже изученный материал. Например, если говорить о финале романа «Идиот», можно провести сопоставительный анализ текста произведения с сериалом «Идиот» (режиссер – В.Бортко), вышедшим в 2003 году, а также с постановкой В.Долмачева «Настасья Филипповна» (премьера спектакля-импровизации, основанного на идее Анджея Вайды, состоялась в Москве в 2008 году). Благодаря такому анализу можно узнать, на какие детали сцены обращают внимание режиссеры, какими приемами пользуются, что считают важным подчеркнуть в финале произведения.
Таким образом, данный подход к изучению текста или его части, фрагмента (здесь стоит отталкиваться от объема произведения) может быть интересен для учащихся старшей школы. Будет полезным предложить детям провести такой вид анализа, разбившись на группы (тогда каждый участник группы будет отвечать за определенную часть задания). Для самих учителей же такой метод работы с текстами русской и зарубежной литературы необходим на этапе подготовки к уроку.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.