Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности обучающихся
Четверикова Виктория Константиновна
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня трудно переоценить возможности, которые открывает перед участниками образовательного процесса активное использование проектных технологий в урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Об эффективности проектной деятельности написано множество статей, выпущено огромное количество методических рекомендаций, потому цель моей публикации заключается не в том, чтобы добавить теоретических рассуждений об уже достаточно хорошо изученном вопросе, а в том, чтобы поделиться своим многолетним опытом использования технологии проекта в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.Первый опыт организации проектной деятельности обучающихся я приобрела еще в 1998 году, когда работала учителем русского языка и литературы в одной из школ г. Ухты Республики Коми. Тогда мы с учениками десятых классов начали выпускать школьную газету, которую назвали «При
С 2010 года я постоянно работаю в одной из гимназий Санкт-Петербурга, где также организовала выпуск школьной газеты, которую мы назвали «Проба пера». Именно в это время я стала более осознанно относиться к выпуску газеты, глубже понимать практическую пользу подобной деятельности для всестороннего развития обучающихся. Этапы работы над проектом школьного издания подробно отражены в презентации, которая является Приложением 1 к моей публикации. А вот о практической пользе такой работы хочется сказать отдельно.
Безусловно, проект школьного издания – межпредметный проект, который формирует многие образовательные компетенции. Во-первых, в работе над содержанием газеты значительно расширяются учебно-познавательные компетенции: так, освоение правил построения текста, изучение орфограмм, пунктуационных норм – уже не скучная обязанность, а жизненно необходимая, имеющая практическую значимость потребность сделать материалы газеты интересными и полезными для потенциальных читателей. Во-вторых, макетирование и верстка газеты предполагают расширение пользовательских навыков в работе с компьютером: текстовые и графические редакторы, программа для верстки – все это становится основным инструментом в работе над выпуском газеты, а потому требует почти виртуозного овладения. И наконец, выпуск школьного издания способствует формированию навыков работы в команде, умению распределить роли и обязанности. Стоит также подчеркнуть, что весь цикл работы над газетой – это абсолютное господство творческой атмосферы на каждом этапе работы, начиная с планирования номера и заканчивая подведением итогов работы над уже законченным номером.
Таким образом, становится совершенно очевидно, что работа над проектом школьного издания абсолютно соответствует всем положительным новым требованиям, предъявляемым к образовательному процессу: это, безусловно, развитие метапредметных знаний и навыков, формирование творческой деятельности, что особенно важно, ориентированной на выбор будущей профессии.
В последние годы метод проектной технологии я стала активно применять на уроках литературы. Так, в рамках знакомства с жизнью и творчеством писателей 19-го века, ученикам 10 класса я предлагаю рассказать о местах Санкт-Петербурга, связанных с биографией авторов, изучаемых в рамках школьной программы. Разрабатывая вместе с десятиклассниками этапы работы над проектом, который получил название «Литературный Петербург», мы поставили перед собой следующие цели:
• Знакомство с историческими, культурными и литературными традициями Санкт-Петербурга.
• Углубление и расширение знаний о жизни писателей.
Определили задачи:
• Поиск материалов о связи биографий писателей с историей и географией города.
• Посещение петербургских адресов писателей XIX века.
• создание фото- или видеотчета о литературных местах Петербурга.
Наметили пути реализации проекта:
• Разработка группового или индивидуального маршрута.
• Отбор материала.
• Составление творческого отчета.
Спрогнозировали предполагаемый результат:
• Пробуждение интереса и любви к городу.
• Создание видеопроектов, которые можно использовать в качестве иллюстративного материала на уроках литературы.
Предложенная работа вызвала у десятиклассников повышенный интерес, ребята с удовольствием включились в работу. К концу учебного года у нас накопилась небольшая коллекция видеороликов, снятых и смонтированных учениками.
Работа над проектом «Литературный Петербург» настолько понравилась моим ученикам, что в следующем учебном году она сами предложили новый литературный проект: изучая творчество поэтов Серебряного века, ребята создавали индивидуальные проекты, видеоряд которых должен был проиллюстрировать самостоятельно прочитанное произведение изучаемого автора.
Подводя итог вышесказанному, мне хотелось бы особенно отметить, что метод проекта не теряет своей актуальности на протяжении многих лет прежде всего потому, что, развивая творчество обучающихся, повышает интерес к изучаемому предмету, делает образовательный процесс живым.