Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Школьный музей как способ включения обучающихся  в исследовательскую деятельность

Трофимова Наталья Петровна
Ни для кого не секрет, что именно в начальной школе закладываются те основы, которые впоследствии дадут учащемуся возможность успешного освоения самых разных учебных предметов.
Начальная школа учит учиться, прививает учащимся навыки, которые будут необходимы как в дальнейшем обучении в школе, так и при получении высшего или средне-специального образования.
Закономерно возникает вопрос о том, как включить учащихся младших классов в исследовательскую деятельность. Как сделать так, чтобы эта работа была им интересна и соответствовала их возрастным возможностям.
К сожалению, довольно часто работы, представляемые на секцию «Краеведение» районных конкурсов учащихся начальных классов, носят реферативный характер, и непосредственная работа над темой самого ученика сводится к минимуму.
В сложившейся ситуации именно возможности школьного музея способны приобщить учащегося к настоящей исследовательской деятельности не в роли стороннего наблюдателя, а полноправного участника.
Школьный музей, как основа для исследовательской деятельности, обладает рядом преимуществ:
– непосредственная близость к обучающемуся;
– доступный и интересный материал фондов музея;
– обширные партнерские связи школьного музея.
Музеи в школах действительно способны стать центрами исследовательской активности учащихся. Однако для создания успешной исследовательской работы в любой образовательной области необходим ряд определенных навыков. И проще всего познакомить с ними ученика именно в начальной школе.
Существует несколько этапов в приобщении учащегося к исследовательской деятельности на базе музея.
Этап первый. Заинтересовать учащегося самим процессом исследования. Дать возможность понять, что именно его вклад в работу будет самым важным и высоко оцененным, если приложить определенное старание.
Например,
  1. организовать выставку рисунков «Музей глазами первоклассников»;
  2. поделиться своими впечатлениями:
 - "Керосиновая лампа мне запомнилась больше всего. Она как будто волшебная и исполняет желания"
- "Макет старой и новой школы"
- "Макет дома с подворьем"
- "Танцующий мишка"
Этап второй. Когда первоначальный интерес возник, необходимо определить тему для исследовательской работы. Если исследование проводится на базе краеведческого музея школы, это может быть история становления поселения, работа, посвященная выдающемуся труженику сельского хозяйства или выпускнику школы. Могут быть и множество других, не менее интересных тем.
Экспонаты школьного музея близки юному исследователю, а темы берутся из «повседневности». Повседневность – это обычное ежедневное существование со всем, что окружает человека. Зачастую именно то, что близко и понятно, и способно привлечь начинающего исследователя.
Этап третий – этап подбора необходимых источников. Этот этап очень важен, так как именно с него и начинается, собственно, сама исследовательская деятельность. Данный этап несет в себе опасность «отпугнуть» исследователя от его деятельности, если источники слишком сложны. Необходимо тонко подойти к вопросу выбора источников, чтобы с одной стороны не упростить работу, а с другой – не заставить ребенка создавать масштабный научный труд (он все равно будет ему не по силам).
Этап четвертый. Написание исследовательской работы. На данном этапе исследователь на практике осваивает все необходимые приемы исследовательской деятельности. Осваивается техника ведения интервью (подготовка, составление вопросов, место и время проведения, запись, умение себя вести во время интервью), правила выбора собеседников (соответственно выбранной теме), работа с воспоминаниями, правила работы в архивах, правила работы с разными экспонатами музея. Хочется добавить, что исследовательская работа - процесс трудоемкий. Естественно, что такую работу можно начинать вести со школьниками 4-5 классов.
Этап пятый. Оформление исследования. Тоже этап не маловажный. Ведь от правильности оформления собранного материала будет зависеть впечатление от всего проделанного труда. Неграмотным оформлением можно испортить весь многомесячный труд.
 
Пройдя все перечисленные этапы и получив в итоге качественную исследовательскую работу, можно с уверенность сказать, что учить учащихся  школы писать серьезные исследования не просто можно, а необходимо. Многие ученые-педагоги считают, что успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте-люди, обладающие проектным типом мышления
 
В старших классах обучающиеся реализуют долгосрочные проекты, направленные на сбор информации, систематизацию полученных результатов и создания «продукта» своей работы.
Надеюсь, что мой опыт окажется полезным, как руководителям школьных музеев, так и учителям школы.
В качестве иллюстрации теории, описанной в данной статье, предлагаем вашему вниманию:
  1. Исследование
 
Исследовательский  проект: «Рабочая династия семьи Соломатиных».
Номинация «Социальные проекты».
      Тема: «Новое поколение выбирает…»
  1. Тема проекта: «Рабочая династия семьи Соломатиных».
  2. Муниципальное казенное образовательное учреждение «Серпомолотская средняя общеобразовательная школа».
  3. Руководитель проекта Трофимова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы.
  4. Семенов Владислав Александрович, учащийся 5 класса.
  5. Тип проекта – информационный, исследовательский.
  6. Заказчик проекта – школьный краеведческий музей.
  7.  Цель данного проекта: изучить семейную династию Соломатиных и их биографии, чтобы определить их трудовой вклад в развитие Новониколаевского района.
  8. Задачи проекта:
  • собрать информацию о трудовой династии Соломатиных;
  • систематизировать собранный материал;
  • написать статью по данной теме в газету «Вестник»;
  • оформить материал в презентации «рабочая династия семьи Соломатиных».
  1. Этапы работы:    
  1. Изучить дополнительную литературу о развитии сельского хозяйства Новониколаевского района на разных его этапах.
  2. Собрать информацию о рабочей династии семьи Соломатиных
  3. Систематизировать собранный материал.
  4. Написать статью в газету «Вестник». («Сельская династия» и ее вклад в дело Новониколаевского района) и оформить презентацию.
  1. Предмет исследования: история семейной династии Соломатиных - сельских тружеников Серпомолотского поселения.
  2. Методы исследования:
  1. Поиск и анализ литературы, газетных очерков.
  2.  Интервьюирование.
  3. Изучение документов по теме.
  4.  Систематизация собранного материала.
  5.  Описание.
  1. Выводы и предложения.
 
Хотелось бы на примере только одной династии механизаторов показать, как почетен труд хлебороба. Материал, собранный о моей династии, будет положен в основу презентации «Рабочая династия семьи Соломатиных» и статьи в газету «Вестник». Их можно использовать на уроках истории, краеведения, литературы, во внеклассных мероприятиях и в работе школьного музея.
 
Содержание

 
  1.  Введение………………………………………………………………………..3-5
 
  1. Из истории сельского хозяйства Новониколаевского района                  
  2. Развитие сельского хозяйства в нашем поселении                            
  3. Сельское хозяйство в годы войны
  4. Современное село (середина  ХХ - начало ХХI века)
  5. Сельские династии и их вклад в развитие нашего района.
             
  1.  Основная часть…………………………………………………………………6-7
  2.  Заключение……………………………………………………………………..8
  3.  Литература……………………………………………………………………...9
  4.  Приложения…………………………………………………………………….10
 
I.Введение
 
        Эта тема выбрана мной не случайно. Меня зовут Семенов Владислав.  Я живу в поселке Серп и молот. Моя мама родом из семьи Соломатиных - известных механизаторов нашего района. Узнать о своих родственниках, которые посвятили себя сельскохозяйственному труду, о том, какой вклад они внесли в развитие нашего района, представилось мне очень интересным. Сельское хозяйство занимает важное место в жизни общества. Оно дает основную массу продуктов питания населению и сырье для всевозможных отраслей промышленности.
 Наступивший кризис заставляет нас ещё раз понять, что жизнь общества немыслима без четко налаженного сельского хозяйства. От того, как работает сельское хозяйство, какими темпами оно развивается, во многом зависит успех экономики нашей страны.
Большую роль в этом играют семейные традиции, передающиеся из поколения в поколение как эстафета. Это династии механизаторов и шоферов, животноводов и ветеринаров, овощеводов и других. Их у нас в России много. Именно на них держится сельское хозяйство.
Предположение, что на территории нашего поселения тоже есть такие династии, легло в основу информационно- исследовательской работы «Рабочая династия семьи Соломатиных».
Сомнения в том, что тема актуальна, - нет, так как в настоящее время наше поколение мало интересуется историей, а знать семейные традиции очень важно. Хотелось бы на примере только одной династии механизаторов показать, как почетен труд хлебороба. Материал, собранный о моей династии, будет положен в основу презентации «рабочая династия семьи Соломатиных» и статьи в газету «Вестник». Их можно использовать на уроках истории, краеведения, литературы, во внеклассных мероприятиях и в работе школьного музея.

 
  1. Из истории сельского хозяйства Новониколаевского района
                
      Новониколаевский район Волгоградской области образован в 1928 году. Административный центр - р.п. Новониколаевский. Новониколаевский район - Северные ворота Волгоградской области, граничит на юге с Новоаннинским районом, на западе - с Урюпинским районом, на севере - с Воронежской областью, на северо-востоке с Саратовской областью.       В конце 1927 года советское правительство приняло решение о реформировании системы административно-территориального деления страны. 15 июля 1928 года состоялось совещание представителей сельсоветов, входящих в будущий район. Все высказались за создание центра района при станции Алексиково в станице Новониколаевской.
      После гражданской войны началось преобразование деревни. В 1928 году в район входило 170 населенных пунктов, 48 сельских советов, 9407 дворов.  В 1929 году образован колхоз-гигант «Ленинский путь», в него вошли 16 хуторов с 26 тыс. гектарами земли. Буквально на голом месте возникли крупнейшие зерносовхозы - «Серп и Молот» и «Хоперский». Важным событием в жизни района стал выход 9 мая 1931 года первого номера районной газеты «За ударные темпы». Сельское хозяйство заметно наращивало производство продукции. Росло благосостояние населения.   
 
2.Развитие сельского хозяйства в нашем поселении
                            
        История совхоза «Серп и молот» уходит в далекий сентябрь 1929 года, когда рабочие московских предприятий решили помочь крестьянству в создании социалистического хозяйства.
Ни одного из нынешних отделений, даже самого села, где теперь центральная усадьба, не было на карте. Ничего - даже хуторка. Начинался совхоз со станции Ярыженская (все - таки станция!)
Здесь поселился первый директор совхоза - рабочий московского завода «Серп и  Молот» Никифоров. Здесь же была первая контора и все малочисленные службы. Лишь весной,                               когда пришла пора сеять, вывезли походные вагончики к местам работы. Начали строить                               первые землянки, бараки, мастерскую для ремонта американских тракторов с непонятным названием «Катерпиллер» и других машин. Медленно оживала степь, где прежде можно было увидеть лишь табуны лошадей (даже земля эта называлась табунными отводами).                                           Палатки первооткрывателей были разбросаны по самым дальним уголкам совхозной земли, которой было в то время более 80 тысяч гектаров. Весной совхоз возглавил Федор Иванович Кишатов,  тоже посланец московских металлургов. Изменился и состав различных служб, в которых большинство по-прежнему составляли рабочие из Москвы.
         Энтузиазм, рожденный Октябрем - горячий, нацеленный на обязательную победу, -                                           принес первый успех. Уже в 1931 году совхоз сдал государству 80 тысяч центнеров хлеба.                               По нынешним меркам цифра мизерная. А тогда она была расценена, и совершенно справедливо,как уверенная поступь революции.
         Завод «Серп и молот» по-прежнему помогал подшефному хозяйству. Заводская многотиражка из номера в номер сообщала об успехах земледельцев далекого совхоза. В 1933 году в совхоз стали поступать первые отечественные тракторы. Среди них были и машины с маркой Сталинградского тракторного. Хозяйство росло и крепло.

 
  1. Сельское хозяйство в годы войны
 
        Но грянула Великая Отечественная война. Первооснователи совхоза с оружием в руках ушли защищать страну, свою землю. Многие не вернулись с полей сражений на совхозные поля. На полотнищах двух развернутых боевых знамен памятника погибшим землякам в совхозе было более двухсот фамилий. Но живо дело, за которое погибли первооснователи. Каждая вторая фамилия на полотнищах имела продолжение в делах поколений. На отделениях совхоза трудились братья, сестры, дети погибших – Соломатины, Востропятовы, Головы, Галушкины, Кузьмины, Карповы, Логвины, Лемтюгины, Мироновы, Поповы, Пастуховы.

 
  1. Современное село, (середина ХХ - начало ХХI века)
 
      В послевоенные годы молодежь продолжила трудное дело отцов. Пришли новые успехи. Родина по достоинству оценила труд земледельцев. В 1947 году семь человек за достижение высоких урожаев были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Подобного не вспомнят, пожалуй, ни в одном другом совхозе. Среди награжденных были директор хозяйства А.М.Кузьмин и главный агроном С. С. Бытик, с именами которых связана история совхоза с военного времени до 1960 года.
            К 1960 году совхоз прочно встал на ноги. И уже меньше шефов из Москвы стало приезжать в хозяйство - не было в том особой необходимости. Уже свои люди становились главными специалистами. Подрастала молодежь, возвращались домой, окончив сельскохозяйственные и другие институты. Теперь могли и здесь позволить себе некогда непростительную роскошь: поделиться хорошими мастерами своего дела с соседями.  С 1960 года начинается другая история - история развития хозяйства «Серп и молот»
 
II.Основная часть
 
          Хлебороб.  Вроде бы обычное слово. Но на самом деле - необычное!  Хлебороб – человек, который работает с хлебом. А ведь это очень сложная работа: сколько нужно приложить сил, чтобы вырастить ХЛЕБ!
Именно таким великим делом занимались мои родственники по маминой линии с 40-х годов прошлого века: прадед, дед, брат деда, а теперь продолжает это дело мой родной дядя.
Основателем славной династии является мой прадед, Соломатин Владимир Иванович. Родился он 1 января 1929 года в х. Грачи Новониколаевского района Волгоградской области. Его трудовая деятельность началась в 1943году,во время Великой Отечественной войны. Он, 14-летний мальчишка «заменил» ушедших на фронт.  В его трудовой книжке появилась первая трудовая запись: «Принят прицепщиком на трактор».  А с 10 декабря 1952 года по 1 февраля 1989 года          ( до выхода на пенсию): « Зачислить на работу отделения №1 совхоза «Серп и Молот» трактористом». За эти годы прадед трудился на славу. Несколько раз он являлся участником Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки СССР, куда посылали лучших механизаторов. 1966 год награжден орденом Ленин, 1974 год присвоено звание «Лучший механизатор области», 1975 год награжден орденом Октябрьской революции, 1976 год награжден орденом Трудовой Славы 3 степени. Долго можно перечислять все награды прадеда, но трудился он не из-за наград, а чтобы его народ жил хорошо, чтобы у всех все было.
 
 В семье прадеда подрастали 2 сына, один из них мой дед, Соломатин Петр Владимирович. Он родился в 1948 году. Окончил Серпомолотскую восьмилетнюю школу, техникум. После службы в армии «пошел» по стопам отца, вернулся в родной поселок, пошел работать механизатором. 17 декабря Центральный Комитет ВЛКСМ наградил моего деда, комбайнера совхоза «Серп и Молот» «Почетной грамотой за высокие показатели и активное участие в общественной жизни». Позже дед стал работать радиотехником, но опять же в родном совхозе.
 Наступил развал сельского хозяйства, но дед не растерялся. Он создал ООО «КХ Соломатина П.В.» на землях отделения №3 бывшего совхоза «Серп и Молот». Было тяжело. Но умения, подсказки и помощь прадеда победили. «Великое» дело семьи Соломатиных продолжалось.
 
  Еще одним из славных продолжателей династии хлеборобов семьи Соломатиных является мой двоюродный дед, Соломатин Николай Владимирович. Еще в августе 1980 года он обратился с призывом к молодежи района овладевать профессией механизатора. А почему? Да потому, что он брал пример со своего отца. Еще учась в училище, во время летних каникул, Николай Владимирович выходил на работу в родной совхоз. Закончив СПТУ-49, стал работать механизатором в родном поселке. Его по праву считали специалистом высокого класса. 30 июля 1982 года Волгоградский обком ВЛКСМ награждает его «Почетной грамотой за высокие показатели в социалистическом соревновании на весенних полевых работах». В районной газете «За коммунизм» очень часто печатали статьи о прекрасной работе механизатора Соломатина Н.В.  По семейным обстоятельствам он переехал в откормсовхоз «Новониколаевский», где продолжал трудиться механизатором до развала совхоза. Да и потом он не поменял профессию. Сейчас он трудится в КФХ «Иванова В.Г.», где его очень ценят.
   Соломатин Сергей Петрович, мой дядя, продолжает династию работников сельского хозяйства. Родился в 1980 году в п. Серп и Молот, после окончания 9 классов, пошел учиться в то же училище, где учился его дед. Затем армия. С честью выполнял свой долг. Награжден медалью Министерства обороны РФ «За воинскую доблесть». В 2000 году, после прихода из армии, начал трудиться на земле вместе с отцом. С 2007 года является главой ООО «КФХ Соломатин П.В.»
 
III. Заключение
 
 Владимир Иванович Соломатин по праву считался одним из лучших механизаторов совхоза «Серп и молот». На любой работе, будь то пахота зяби, заготовка кормов или уборка хлеба, Владимир Иванович всегда показывал пример.  Уже нет в живых моего прадеда, Соломатина Владимира Ивановича, моего деда, Соломатина Петра Владимировича, но славная династия известных механизаторов Соломатиных «живет»!
 Мне только 11 лет, я еще не знаю, какую профессию я выберу. Но, если так сложится жизнь, и я останусь жить дома, то я обязательно выберу профессию хлебороба, профессию семьи Соломатиных.
    
 

 
  1. Литература (используемые источники)
 
  1. Материалы с официального сайта Новониколаевского района
  2. Материалы школьного музея
  3. Материалы семейного архива семьи Соломатиных
 
  1. Приложения
 
Папки с материалами из семейного архива семьи Соломатиных.
 

 
  1. Социально-исторический проект «Нет в России семьи такой, где не памятен свой Герой…»
 
1.Актуальность проекта
В последнее время перед российским обществом стоят важнейшие задачи – сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания детей, молодежи и оказание должного внимания к судьбам ветеранов войн. Все меньше становится очевидцев Отечественной войны 1941-1945 годов, явивших всему миру в борьбе с фашистскими захватчиками победоносную силу и великое могущество русского народа.
В ноябре 2014 года, накануне празднования 70-летия Победы,  учениками 10 класса совместно с учителем русского языка и литературы было принято решение о продолжении работы над проектом «Памятники и обелиски Новониколаевского района». Сначала было предложена узкая тематика проекта, но на первом сборе учащимися было внесено предложение о создании поискового отряда «Память», который займется сбором информации об участниках ВОВ (вернувшихся с фронта, погибших на фронте, в концлагерях), тружениках тыла. Было принято решение о старте проекта «Нет в России семьи такой, где не памятен свой Герой…»
Проект «Нет в России семьи такой, где не памятен свой Герой…» – это уникальная возможность для учеников  узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения Родине ее сыновей. В силу динамичного ритма жизни сегодняшнего дня – с массой сложных вопросов, связанных с трудоустройством, жилищными, финансовыми и иными проблемами,- зачастую, от нашего внимания и внимания наших детей ускользают неформальные - но такие важные! - контакты со старшим поколением, ослабевают и родственные связи с дедами и отцами.
Актуальность проекта, его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. В ходе проекта - через поисковую деятельность происходит знакомство с опытом ветеранов Великой войны, тружеников тыла через добровольческую деятельность, сознательную службу обществу - у школьников формируется активная гражданская позиция.
Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков.
Цель проекта – планомерная поисковая, исследовательская и творческая работа, посвященная знакомству с судьбами жителей нашего поселения, погибших во время Великой Отечественной войны, вернувшихся с «поля брани» и продолживших трудиться на благо своей Родины, «приближавших»  Победу в тылу.  
 Совместный труд школьников, педагогов, родителей, ветеранов, общественности способствует формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров молодежи. При завершении проекта у участников появятся уникальные знания о военном периоде страны, усилится позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей войдет более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов.
Основные  задачи  проекта:
1. Через собранный материал, изучаемый с учащимися осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитания патриотического чувства, любви к Родине, к родному городу, краю.
2. На конкретном, близком школьникам материале развить у них интерес к историческим знаниям, формировать отчетливые представления о неразрывной связи  исторических судеб жителей родного  края с историей своей страны.
Приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края. С целью воспитания уважения к подвигу старших: участников  ВОВ, тружеников тыла, собрать весь материал в рукописную книгу «Герой моей семьи».
Для стимулирования интереса к истории своей семьи организовать проведение внеклассных мероприятий, посвященных тем годам.
 
2.Промежуточные отчеты
Декабрь 2014 года.
На втором сборе поискового отряда «Память» был разработан план мероприятий по реализации проекта «Нет в России семьи такой, где не памятен свой Герой…»:
  1. разработка анкеты для выявления основных направлений реализации проекта (ответственный-Докучаев Александр);
  2. анализ собранной информации (ответственные-Уваров Олег, Осипов Максим);
  3. представление полученной информации на общешкольной линейке в виде презентации (ответственный-Докучаев Александр);
  4. разработка внеклассного мероприятия «Подвиг русской женщины» (ответственная-Тетюхина Татьяна);
  5. разработка заочной экскурсии по местам боевой славы (ответственный-Докучаев Александр);
  6. сбор информации в школьную Книгу Памяти (ответственные-все участники);
  7. создание рукописной книги «Герой моей семьи». (ответственные-Зеновьева Марина, Ермакова Светлана).
   После проведенного опроса стало ясно, что тема для проекта выбрана не зря. Большинство учащихся МКОО «Серпомолотская школа» практически ничего не знают о героическом прошлом своей семьи.
   На третьем сборе учащиеся отчитались о проделанной работе и разработали план последующих действий по реализации проекта:
  1. разработали цветовую гамму анкет, предназначенных для сбора информации в Книгу Памяти:
а) зеленый цвет для заполнения персональных данных людей, вернувшихся с фронта;
б)  красный цвет для погибших в годы ВОВ;
в)  желтый цвет для тружеников тыла;
г) голубой цвет для узников концлагерей, блокадников Ленинграда и т.д.
  1. разработали этапы заочной экскурсии;
  2. разработали обложку рукописной книги, название глав книги:
а)  1 глава. Солдаты Победы
б)  2 глава. «…превратились в белых журавлей…»
в)  3 глава. Все для фронта! Все для Победы!
г)  4 глава. «Эх, война! Что ты сделала!»
Январь 2015 года.
На четвертом сборе отряда ребята представили промежуточные результаты. Докучаев Александр показал подобранный материал по заочной экскурсии, который был одобрен всеми ребятами. Осипов Максим, Уваров Олег и Минаев Руслан представили документы на тех людей, по которым собирается материал. Это документы, фотографии  из семейных архивов, документы, найденные на сайте «Мемориал». Было принято решение все эти материалы отсканировать, чтобы они были в проектной папке. Весь собранный материал был передан Зеновьевой Марине, Ермаковой Светлане для дальнейшей обработки.
Февраль 2015 года.
 На очередном сборе ребята отчитались о проделанной работе. Работа была проделана огромная:
  1. Докучаев Александр представил подготовленную презентацию заочной экскурсии;
  2. Зеновьева Марина, Ермакова Светлана-оформленные рассказы-воспоминания о родных, которые войдут в рукописную книгу «Герой моей семьи»;
  3.  Тетюхина Татьяна отчиталась о проделанной работе по подготовке внеклассного мероприятия «Подвиг русской женщины».
Было принято решение о подготовке материала к презентации в школе, размещении его на персональном учительском сайте Трофимовой Н.П.
Март 2015 года.
 В марте 2015 года проект «Нет в России семьи такой, где не памятен свой Герой…» был представлен в МКОО «Серпомолотская СОШ».
 Для учеников начальных классов было проведено внеклассное мероприятие «Подвиг русской женщины» по повести В.Закруткина. Тетюхина Татьяна очень ответственно отнеслась к порученному ей заданию. Все рисунки, вошедшие в презентацию, были сделаны ей самой. Ученики младших классов с интересом слушали рассказ Татьяны. После мероприятия было решено продолжить презентации рассказов о войне.
 Докучаевым Александром была проведена заочная экскурсия по местам боевой славы.
 Зеновьева Марина и Ермакова Светлана представили ученикам и педагогам школы рукописную книгу «Герой моей семьи». После презентации данной книги многие заинтересовались работой. Были розданы анкеты для заполнения. Работа будет продолжаться.
  Руководителем проекта, Трофимовой Н.П., данный проект был размещен на персональном учительском сайте.
 
3.Информация по проекту
В ходе реализации проекта собиралась информация по участникам ВОВ, труженикам тыла. Участники проекта собирали информацию дома: фотографии, статьи в газетах, трудовые книжки, наградные документы, справки и т.д. Также учащиеся работали с ресурсами интернета: на сайте «Мемориал» были найдены оцифрованные документы о награждении, донесения о безвозвратных потерях, регистрационные карточки узников концлагерей. Многие фамилии участников ВОВ были найдены в Книге Памяти Новониколаевского района, Солдаты Победы, 8 том, Волгоградская область. Руководитель проекта обращался в Урюпинский военкомат, где хранится мобилизационная книга Новониколаевского района периода ВОВ.
Все найденные документы отсканированы и представлены в данной проектной работе.

 
     
5. Результаты опроса школьников и педагогов
Участниками проекта была разработана анкета, предложенная всем ученикам школы и взрослым, работающим в школе. В нее вошли данные вопросы:
Вопрос 1: Знаешь ли ты о своих родных, которые участвовали в Великой Отечественной Войне?
Вопрос   2: Если да, вернулись ли они с фронта?
Вопрос  3: Знаешь ли ты о своих родных, которые трудились в тылу в период Великой Отечественной Войны?
Вопрос   4: Можешь ли ты назвать Ф.И.О. своего родственника, участника ВОВ, труженика тыла?
Вопрос   5: Хочешь ли ты узнать больше об истории своей семьи в годы ВОВ?
Ответ 1:  Да   Ответ 2: Нет   Ответ 3: Затрудняюсь ответить
 После проведенного опроса данные были обработаны и представлены в виде диаграмм.
Из предоставленных нами данных можно выяснить, что младшее поколение располагает меньшими знаниями, чем старшее!
 
6. Идеи и решения, принятые отрядом «Память» в ходе реализации проекта
На совещаниях поискового отряда «Память» обсуждались различные идеи по реализации проекта.
На начальном этапе разработки проекта, для того, чтобы понять, нужно ли запускать данный проект, Докучаевым Александром было предложено разработать анкету для школьников и педагогов. Участники проекта согласились с предложением Александра.
   Ответственный за разработку анкеты-Докучаев Александр.
После проведения опроса было принято решение провести линейку, на которой было запланировано представить полученные результаты, сообщить о старте проекта «Нет в России семьи такой, где не памятен свой Герой…»
  Ответственные за подготовку линейки-Ермакова Светлана, Зеновьева Марина,  Докучаев Александр.
На очередном сборе отряда было принято решение о создании школьной Книги Памяти, разработаны проекты анкет для сбора информации.
 Разработаны этапы заочной экскурсии, обложка рукописной книги, название   разделов книги.
 Принято решение о проведение внеклассного мероприятия «Подвиг русской Женщины».
   Ответственные за подготовку анкет-Уваров Олег,Осипов Максим,Минаев Руслан.
   Ответственный за подготовку экскурсии-Докучаев Александр.
   Ответственная за обложку книги-Тетюхина Татьяна.
   Ответственные за внеклассное мероприятие-Ермакова Светлана, Тетюхина Т.
1)   Вопросы для проведения анкеты:
Вопрос 1: Знаешь ли ты о своих родных, которые участвовали в Великой Отечественной Войне?
Вопрос   2: Если да, вернулись ли они с фронта?
Вопрос  3: Знаешь ли ты о своих родных, которые трудились в тылу в период Великой Отечественной Войны?
Вопрос   4: Можешь ли ты назвать Ф.И.О. своего родственника, участника ВОВ, труженика тыла?
Вопрос   5: Хочешь ли ты узнать больше об истории своей семьи в годы ВОВ?
Ответ 1:  Да   Ответ 2: Нет   Ответ 3: Затрудняюсь ответить
2)  Цветовая гамма анкет, предназначенных для сбора информации в Книгу Памяти:
а) зеленый цвет для заполнения персональных данных людей, вернувшихся с фронта;
б)  красный цвет для погибших в годы ВОВ;
в)  желтый цвет для тружеников тыла;
г) голубой цвет для узников концлагерей, блокадников Ленинграда и т.д.
 3)  Иллюстрации, стихи к презентации внеклассного мероприятия «Подвиг русской Женщины»
 а) стихотворение «Ленинградке»,
 б) высказывание Н.Островского: «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы   всегда в неоплатном долгу. Это – мать».
  в) высказывание Б.Васильева: «Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений».
   г) иллюстрации к презентации, выполненные Тетюхиной Татьяной.
4)   Обложка книги «Герой моей семьи», страницы введения, разделов книги
а) на обложке книги должны быть отображены все участники ВОВ: вернувшиеся с войны, погибшие на ВОВ, труженики тыла, узники концлагерей и т.д.
б)  названия разделов книги должны точно отображать собранный в них материал:
   1 глава. Солдаты Победы
   2 глава. «…превратились в белых журавлей…»
   3 глава. Все для фронта! Все для Победы!
   4 глава. «Эх, война! Что ты сделала!»
5)Заочная экскурсия «Люди мира! На минуту встаньте!»
а)  в экскурсию должны войти наиболее интересные памятники ВОВ;
б)  создание видеофильма
7. Проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, способы их преодоления.
В ходе реализации проекта возник ряд проблем.
На первоначальном этапе-плохое знание истории своей семьи участниками проекта. Способом решения этой проблемы стал опрос


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»