Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Эффективность реализации проектной методики в современном уроке химии
Отличительной чертой нового столетия является его "всепронизывающая проектность”.
Проективность – образовательная тенденция будущего. В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем. Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях:
1. самостоятельно критически мыслить,
2. быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций:
-общенаучной,
-информационной,
-познавательной,
-коммуникативной,
-ценностно-смысловой,
-социальной.
А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями. 
Для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. 
Из большого числа современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, на мой взгляд, является метод проектов. Он дает возможность:
-организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
-успешно интегрируется в образовательный процесс;
-обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;
-позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. В условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету, перед учителем возникает задача - как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку. Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.
Метод проектов, учитывает потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика.
Интеграция проектной деятельности в образовательный процесс.
Первоначально сам учитель знакомится с технологией организации проектной деятельности. Затем учитель должен научить учащихся работать над проектами. 
Основные требования, предъявляемые к проекту:
  1. в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;
  2. в процессе работы над проектом проводится исследование, используются различные исследовательские методы;
  3. исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися; (учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта)
  4. содержательная часть проекта должна быть строго структурирована;
  5. результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;
  6. результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;
  7. по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты. 
 
При выборе примерных тем проектов учитываются основные аспекты гуманитаризации школьного курса химии: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, прикладной и региональный.
Историко-методологический аспекта в проектах: история развития вещества как части природы; история химического производства; история развития и становления химии как науки; жизнь и деятельность ученых-химиков. Такие проекты расширяют кругозор учащихся, устанавливают межпредметные связи, позволяют воссоздать сложную эволюцию научных знаний, показать роль научного предвидения.
Искусствоведческий аспект содержания курса химии позволяет раскрыть роль химии в становлении и развитии художественной культуры, в частности, живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Работая над проектами такого содержания, учащиеся знакомятся с приемами обработки природных материалов, с созданием керамики, стекла, сплавов, лаков, красок и других искусственных материалов, из которых делают не только бытовые предметы и орудия труда, но и великолепные вещи, украшающие жизнь людей.
Филологический аспект содержания курса касается межпредметных связей учебного материала по химии с русским языком, литературой. При организации работы над проектами по химии я рекомендую учащимся обращаться к различным словарям. Зная происхождение слова, школьник не только верно напишет термин, но и глубже поймет его смысл. 
Огромное количество возможностей предоставляют для исследования химика тексты современной рекламы! 
В проектах экологического содержания курс химии дает возможность: раскрыть особую роль химической науки в экологии; привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды; воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение. Работая над такими проектами, школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.
В процессе обучения химии следует использовать региональные местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися. При выполнении проектов я ориентирую учащихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего региона, своей области, своего района, своей школы.
Для организации проектной деятельности я использую два вида урочных занятий:
  1. Проектный урок, он полностью состоит из работы на уроке над проектом. Здесь предполагается, высокая степень самостоятельности в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися. 
  2. Урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. 
Для проектной деятельности на уроках я использую следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, монопредметные, краткосрочные, информационные, исследовательские.
Проекты во внеурочной деятельности. Организация работы над проектами возможна в рамках факультативных курсов, кружков, элективных курсов, во внеклассной работе по химии. Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты следующих видов: индивидуальные и групповые, межпредметные, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые. 
Работа над проектами включает в себя несколько этапов: 
Начинание; 
Планирование; 
Исследование; 
Защита; 
Рефлексия; 
Презентация. 
При выполнении проектов качественно меняются роли учащихся и учителя. Они различны на разных этапах проектирования. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, координатора проекта. Учащиеся выступают активными участниками процесса. Акцент делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.
Анализируя опыт организации проектной деятельности по химии, я постаралась привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты применения проектного метода: работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами: уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию; увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»