Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль Веб 2.0 технологий в среднем образовании

Попова Алена Алексеевна
Введение в Веб 2.0
Интернет сегодня - не только кладезь информации, но и собрание повышающих эффективность инструментов и средств самовыражения. Многие современные сайты имеют функционал, ранее считавшийся доступным лишь традиционным компьютерным приложениям. Сегодня мы можем редактировать фотографии, создавать формулы в табличных процессорах и готовить мультимедийные презентации в одном окне: окне веб-браузера. Некоторые называют это поколение инструментов "Read/Write Web", потому что в дополнение к получению контента, написанного на сложных языках, таких как HTML и JavaScript, мы также можем теперь использовать интернет для простой и легкой публикации своего контента. Веб сегодня идет дальше, чем просто инструмент текстовой публикации: теперь он включает в себя инструменты редактирования фотографий, потокового вещания видео, а также инструменты, которые предназначены для организации всего публикующегося содержания. Эта новая эра продуктивности часто называется "Веб 2.0".
Веб 2.0 приносит с собой не только удобства, но и некоторые трудности, с которыми нам необходимо научиться справляться. Эта статья расскажет о нескольких избранных инструментах, которые, как мы считаем, окажет положительный эффект на жизнь учащихся. Во время рассказа об этих инструментах, вы поймете, что многие из них абсолютно бесплатны. Другие несут с собой удобство в хранении информации: веб-сайт сохраняет созданный вами контент, и становится очень удобно работать сразу с нескольких компьютеров, потому что контент хранится в "облаке", то есть на серверах, на которых работают эти новые мощные Веб 2.0 сайты. Еще одно преимущество - это совместная работа, которая позволяет работать над документами вместе; и это проще, чем методы, традиционно использующиеся в школе. Некоторые сервисы позволяют даже работать над документами совместно в реальном времени.
Но не все так безоблачно, есть и трудности. Одна из них - это пропускная способность сетевого соединения. Чтобы на полную использовать новейшие сервисы Веб 2.0 школам нужны стабильные подключения к интернету, поэтому школы нуждаются в адекватном стороннем финансировании.
Еще одна проблема - это цензура. Так как сервисы Веб 2.0 открыты для всех, их создатели не фильтруют контент, создаваемый пользователями. Очевидно, что в школьной обстановке, работники образования хотят контролировать, что именно попадает на экран школьных компьютеров. Однако, полная фильтрация всех интерактивных приложений лишает учащихся шанса научиться использовать такие приложения, и нарушает их способность обучаться в будущем. Один из путей решения проблемы - использовать специальные образовательные возможности таких сервисов. Например, образовательные блоги предлагают не обремененные рекламой бесплатные решения для школ, а многие wiki-сервисы дают приватные бесплатные сайты образовательным учреждениям. К тому же многие cms-сервисы (content management system, система управления контентом), например, такие как Blackboard и Moodle имеют встроенные Веб 2.0 возможности, которые позволяют учащимся работать в безопасном для них окружении. Мы хотим убедить преподавателей постараться найти баланс между приватностью и доступом к информации ради общей цели качественного обучения детей.
Взаимодействие с образовательным процессом
Наши ученики уже используют эти инструменты в своих собственных целях. В своем недавнем отчете фонд МакАртура представил результат трехлетнего этнографического изучения шаблонов поведения подростков в новом медиа-мире. Исследование имело перед собой два главных вопроса: как новые медиа интегрируются в повседневную жизнь подростков, и как эти практики меняют отношения между взрослыми и их детьми в плане обучения, преподавания и определения авторства и истинности знаний.
Результаты показывают, что сегодняшние ученики погружены в мир социальных сетей, где инструменты, описанные выше, служат неотъемлемой частью. Социальные сети, онлайн игры, видео сервисы, и гаджеты, вроде iPod и смартфонов, теперь являются частью культуры подростков. Они вошли в их жизнь так прочно, что с трудом верится, что каких-то 10 лет назад этих вещей вообще не существовало. Сегодняшние подростки уже подходят к возрасту, в котором принято выходить из-под опеки взрослых, но они делают это в абсолютно новом мире.
Но, как уже было сказано, многие из этих инструментов запрещены в школах, несмотря на их постоянно увеличивающуюся практическую ценность.
Наши ученики будут жить и работать в этом сетевом окружении, где они должны будут уметь находить, управлять, и создавать онлайн-контент. Даже сейчас, инструменты Веб 2.0 используются на работе, в медиа и дома. Хосписы используют блог-платформы для семей своих пациентов, профессионалы совместно создают документы онлайн, огромные новостные корпорации используют интерактивные блоги, форумы, и гибкие RSS-ленты новостей; все это упрощает доступ к информации. Компании и даже целые государства используют социальные фреймворки, чтобы решать задачи персонального развития и коммуникации между индивидуумами. Наши ученики должны иметь опыт работы с этими Веб 2.0 инструментами. Продолжительное использование этих бесплатных онлайн инструментов поможет обучающимся развить важные в 21 веке коммуникационные навыки.
Поставив перед собой задачу подготовить учеников к будущему, имеющему все более полную информационную составляющую, работники образования должны творчески подходить к нуждам обучающихся. Интегрируя сервисы Веб 2.0 с образовательными стратегиями, основанными на исследованиях, учителя могут улучшать и видоизменять традиционную образовательную среду. Например, учитель, использующий техники совместного обучения, может ввести в образовательный процесс вещь вроде вики (wiki), в которой обучающиеся смогут обмениваться ресурсами и вместе "набрасывать" статьи и эссе. Вместо или в дополнение к традиционному реферату ученики могут создать простой веб-сайт или онлайн презентацию, включающую в себя текст, изображения и видео. Затем они могут пригласить других, чтобы получить комментарии по своей работе. Во время выполнения заданий таким способом, ученики будут обучаться дизайну, интерфейсам, и начать использовать эти инструменты для коммуникации и совместной работы.
Используя видео сервисы Веб 2.0 ученики и преподаватели могут общаться с экспертами (учеными, инженерами, даже космонавтами), которые помогут связать теоретический материал с реальной жизнью. Классические задания по текущим событиям в мире могут получить новую жизнь, если обеспечить обучающимся доступ к онлайн-газетам и тематическим блогам. Чтение, как способ самостоятельного обучения, может серьезно видоизмениться, если ученики смогут обсуждать прочитанные материалы непосредственно с их авторами или другими заинтересованными в обсуждении читателями.
Сервисы Веб 2.0 – мощные посредники между учениками и миром вокруг них, и могут мотивировать подростков продолжать обучение вне школьных стен. Такие инструменты могут в перспективе инициировать тягу к обучению в течение всей жизни. Многие ученики уже используют этот потенциал для изучения интересующих их областей знаний. Не смотря на то, что многие используют современные веб-инструменты только для своих социальных потребностей, другие используют такие сервисы, как возможность найти единомышленников в стремлении к обучению.
Фонд МакАртура пытается вдохновить педагогов использовать социальные медиа на благо обучению.
В противовес мнению многих взрослых, использование подростками современных социальных веб-ресурсов помогает им обрести базовые социальные навыки, необходимые им в дальнейшей жизни в быстро меняющемся технологическом мире. Попытки оградить учеников от подобных ресурсов мешают их образованию. Участие в веб-среде значит больше, чем просто возможность знакомиться с «серьезными» научными ресурсами. Подросткам, очевидно, идут на пользу навыки социального исследования, традиционно не применяемые в классической схеме среднего образования.
Использование таких технологий помогает ученикам получать знания и навыки, необходимые для успешного существования в цифровой среде. Национальные образовательные технологические стандарты для учеников средних школ определяют перечень навыков, ассоциированных с цифровыми технологиями. Сюда включаются как чисто технические дисциплины, так и навыки, связанные с коммуникацией, исследованиями и анализом. Эти вещи серьезно дополняют такую концепцию как «Грамотность 21 века».
«Грамотность всегда была собранием культурных и коммуникативных практик, общих для членов определенных социальных групп. Грамотность претерпевает изменения параллельно с развитием общества и его технологий. Таким образом, современная грамотность подразумевает, что человек владеет широким набором умений и знаний. Эти навыки – от чтения онлайн-газет до участия в виртуальных курсах – являются многочисленными и динамическими.»
Удобство и мощь как устоявшихся, так и только развивающихся должны положительно сказаться на инструментарии, используемом современными работниками образования, от администраторов до учителей. Введение таких инструментов в учебный процесс требуют постоянного обучения, поддержки и достойного доступа к цифровым средствам как для учеников, так и для учителей. Для учителей, такое профессиональное развитие и обучение должно не только изучить инструменты, но и понять, как интегрировать их в учебный процесс. Для учеников, обучение инструментам должно также обучить их использовать их в безопасной и этичной манере. Использование Веб 2.0 инструментов являет собой идеальную возможность обучить учеников основам компьютерной безопасности и основам участия в онлайн обсуждениях. Если подростков не обучать этому в школе, они столкнуться с трудностями в использовании этих инструментов вне ее. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»