Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность на уроках физики

 
Завалищина Светлана Николаевна,
учитель физики ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Одним из способов познания мира является моделирование. Моделирование — один из важнейших способов познания мира, суть которого состоит в построении и изучении моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
 В век компьютеров, когда  почти всё можно сделать виртуально, очень важна и актуальна возможность  реализовать потребность сделать что-то своими руками –  это ли не развитие элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами процесса обучения. Именно при выполнении материальных моделей учащиеся получают практические навыки выполнения проекта.  Поэтому на моих уроках дети получают задания, которые позволяют применить знания, полученные в процессе изучения материала темы и создать своими руками модель явления.
Конечно, некоторые ученики не справляются с заданием без помощи родителей, но общее дело объединяет семью, позволяет в процессе совместной деятельности осуществлять воспитание ребенка, почувствовать поддержку близких и получать удовольствие от общения и совместной деятельности.
  Такую работу можно предлагать ученикам практически по всем темам, ведь то, что делается своими руками,  запоминается гораздо ярче.
Например, по теме «Тепловые явления»  дети получают задание создать модель жилища своей мечты. Домик, в котором ученик может проявитьвсе свои дизайнерские умения. Затем эту работу дети защищают, описывая множество тепловых поцессов, которые происходят в помещении. При этом используются полученные на занятиях знания, что приводит к пониманию связей между теорией  и применению её на практике.
 При изучении темы «Сообщающиеся сосуды» учащимся предлагается изготовить «фонтан», работающий некоторое время с использованием «водонапорной башни». Проектирование таких образцов позволяет увидеть принцип работы сосудов, а так же появляются условия продемонстрировать варианты этого процесса.
В процессе изучения физики есть возможность для изготовления  измерительных приборов с дальнейшим их использованием.  Построение модели в этом случае является творческим процессом и требует специальной подготовки в соответствующих предметных областях. Творческая работа ребенка, как способ достижения заранее запланированного результата, направленного на решение конкретной проблемы, является проектной деятельностью, которая в настоящий момент получила широкое распространение в обучении.
Работа детей организуется по следующим этапам:
  • мотивационно-целевой (формируется потребность в решении актуальной для ребенка проблемы, формулируется цель, определяется его значимость; дается описание конечного продукта) ;
  • исследовательский (предположения о способах решения проблемы и поиске необходимой информации, собирается, обрабатывается, анализируется, систематизируется необходимая информация);
  • проектировочный (обсуждение вариантов, построение основы действий);
  • технологический (составляется план действий, подбираются средства для их реализации );
  • практический (выполняется намеченный план );
  • контрольно-корректирующий (осуществляется самооценку работы, выявляеются недостатки на основе запланированного результата, вносится изменения, устраняются недостатки, завершается оформление результатов);
  • презентационный (представляется и защищается полученный продукт, доказывает наличие у него необходимых характеристик, показывается его преимущества, значимость, пользу для себя и других; представляются те, кто помог в достижении намеченного; отвечает на вопросы присутствующих) ;
  • аналитико-рефлексивный(высказывается мнение о достижениях, успехах и трудностях, недостатках и их причинах; определяются перспективы для своего дальнейшего личностного развития).
В процессе проектной деятельности у учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множесптва альтернативных и осознание всех проблем этого выбора. Прекрасная возможность научить  школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, делать выбор, организовывать сотрудничество с членами семьи, одноклассниками, учителем. Ребёнок учится моделировать идеи и воплощать их в жизнь, а также представлять результаты своих исследований. Это позволяет сделать первые шаги в научной деятельности, будет вести к творческому и интеллектуальному развитию, развивая их гармонично, учит организовывать и контролировать свою работу.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»