Что дают уроки-зачёты?
Пацкан Ольга Александровна,
учитель русского языка школы №268
Невского района Санкт-Петербурга
учитель русского языка школы №268
Невского района Санкт-Петербурга
Важнейшей задачей школы – дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение, применять их на практике. В решении этой задачи особое место занимает контроль и оценка знаний, умений и навыков учащегося. Самыми распространенными формами проверки уровня подготовленности школьника по русскому языку являются диктанты, контрольные работы, тесты, изложения (с заданием), устные опросы. В поисках эффективных форм контроля учителя всё чаще обращаются к такой форме проверки, как зачётные уроки, зачёты.
Основное его назначение – систематизация и обобщение материала по теме или разделу, уточнить знания, закрепить умения и навыки. Зачёты способствуют повышению ответственности школьников за качество учёбы по русскому языку, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, помогают воспитывать чувство коллективизма. Как показывает опыт, использовать зачётную форму удобно для итоговых проверок по курсу русского языка по отдельным большим темам.
Какие же темы на практике целесообразно использовать как уроки-зачёты?
- Все части речи из раздела “Морфология”
- “Лексика”, ”Словообразование”, ”Фонетика”
- “Синтаксис и пунктуация”
- “Сложные предложения”
- Простые предложения со всеми видами осложнения и т.д.
Практическую отработку темы можно проводить, используя не только упражнения, но и различные устные игры (можно командные), что учащимися делается с большим энтузиазмом и успехом. Слабые учащиеся прислушиваются к ответам сильных и стараются тоже внести свою лепту. Хорошо помогают в самом начале урока разминки-пятиминутки (обговариваем и повторяем чтение таблицы-темы).
Одним из видов подготовительного этапа к зачёту учитель даёт сочинение-описание темы (которую изучаем). При подготовке к сочинению мы выделяем основные этапы сочинения, предложу тему:” Причастие”
I) Вступление
a) Что такое причастие?
b) На какие вопрос отвечает?
c) Какая начальная форма причастия?
II) Основная часть сочинения
a) Какие признаки имеет причастие от глагола?
b) Какие признаки имеет причастие от прилагательного?
c) При помощи чего образуется причастие?
d) Что может стать итогом изучения темы “Причастия”
III) Практическая часть и заключение
a) Придумывается предложения, где есть причастия или причастный оборот
b) Разбирается по членам предложения
c) Делается морфологический разбор причастия (из предложения)
В заключении дети говорят, усвоили они эту тему или нет. Какие моменты темы оказались трудноусвояемые для каждого ученика? Что осталось непонятным?
После проверки сочинения вопросы, непонятные учащимся, отрабатываются на уроке. Таким образом практическая и психологическая подготовка к зачёту идёт на каждом уроке, что положительно сказывается на уровне освоения темы, обеспечивает спокойную обстановку на зачётной работе. И только после этого делается зачёт по теме.
На зачёте даётся несколько вариантов задания. Для сильных учащихся даётся более сложный вариант. Заключительным этапом урока-зачёта – подведение итогов работы - оценка труда учащихся.
Получившие отрицательную оценку по зачёту могут ещё раз его пересдать через некоторое время, но уже после уроков! Результат урока-зачёта бывает на 90% успешным.
Учитель русского языка
Школа №268, Невского района
Пацкан О.А.