Роль музея в образовании и воспитании школьника XXI века
(из опыта работы)
Тодоран Надежда Александровна,
учитель начальных классов,
заместитель директора по УВР;
Минина Татьяна Дмитриевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 222 «ПЕТРИШУЛЕ»,
Музей и школа. Как должны взаимодействовать музей и школа? Какое место должен занимать музей в воспитательной системе?Как сделать музей интересным современному ученику? Мы представляем опыт работы школьного музея и школы.
Школа №222 «Петришуле» - школа необыкновенная уже только потому, что она самая первая школа Петербурга. Первое письменное упоминание о школе встречается в письме её основателя вице-адмирала Корнелиуса Крюйса к Петру I в июле 1709 года. В 1783 году согласно Высочайшему Указу Екатерины II школа становится Главным немецким училищем в России. При Петришуле была создана особая дирекция над всеми немецкими школами. Все педагоги частных пансионов и содержатели частных учебных немецких пансионов и школ должны были экзаменоваться в Петришуле и имели право преподавать только те предметы, по которым выдержали экзамены. Об истории школы можно рассказывать часами. Как-никак ей более 300 лет!
Задача современной школы - воспитать будущих граждан России. Хотелось бы, чтобы выпускник всю жизнь вспоминал школу с любовью. А для этого необходимо, чтобы выпускники чувствовали, что их дальнейшая судьба школе не безразлична. Ведь именно дальнейшая судьба наших выпускников и является итогом нашей работы.
Школа выпустила огромное количество выдающихся деятелей в разных сферах науки, искусства, общественной и государственной деятельности. Архитекторы Карл Росси и Константин Тон, педиатр Карл Анд Раухфус, педагог Карл Май, герой Отечественной войны 1812 года Федор Шуберт, актеры Александр Хочинский и Михаил Козаков и многие другие. Судьбы этих людей достойный пример для подражания! Хранилищем богатой истории школы и судеб выпускников является школьный музей.
В 1960-ые года в нашей школе появился первый музей. Но в 1977 году школу постигло несчастье: пожар, уничтожил парадную лестницу, актовый зал, паркет, старинную мебель, учебные пособия, приборы. К сожалению, сейчас практически невозможно восстановить утраченное. Музей подвергся переселению во временные помещения.
И только к трёхсотлетию Петришуле - 31 марта 2011 года состоялось торжественное открытие музея истории Петришуле - нового, современного, интерактивного.
И действительно, деятельность музея Петришуле заняла особое место жизни школы. Музейные уроки, на которых ребята могут оценить вклад педагогов и выпускников прошлых лет в развитие науки, культуры России, развивают у ученика потребность в качественном образовании, продолжить традицию выдающихся выпускников ПЕТРИШУЛЕ, воспитывают желание служить своей Родине в силу своих возможностей и умений.
Историко-литературные викторины и конкурсы, тематические выставки, посвященные важным историческим событиям и личностям, основанные на материалах школьного музея, делают для детей эти события тем более значимыми и близкими, ведь появляется понимание того, что жизнь Петришуле всегда тесно была связана с жизнью Петербурга и России. Многие наши ученики – это дети, внуки, правнуки, праправнуки выпускников Петришуле, для них история школы и страны неразрывно связана с историей семьи.
Формирование ценности гражданственности и патриотизма, осознание гражданской идентичности гораздо естественней происходит не на абстрактных примерах, а через уникальные примеры выпускников школы. Ребята вместе с руководителями ухаживают за могилой блокадного директора Петришуле Ф.А.Усвят, и история блокадного Ленинграда приобретает особую значимость для них.
С открытием музея появилась ещё одна традиция – посвящать первоклассников в петринеры – именно так именовали себя ученики и выпускники Петришуле.
Среди выпускников Петришуле основоположник физической культуры П.Ф.Лесгафт, чемпионы мира, Европы в разных видах спорта, а также основоположник всеми любимого футбола Георгий Дюперрон. И вот уже к юбилею Дюперрона появляется новая традиция – футбольный турнир между классами. Кроме того, ребята разыскивают информацию о Дюперроне, рассказывают ученикам младших классов о развитии футбола в России.
Проект «Династии Петришуле». Этот проект близок ребятам, так как многие из них являются представителями таких династий. Кроме того, в школе работает 14 выпускников! Это самый наглядный пример любви и уважения к родной школе.
Итак, сегодня музей – главный центр школьной жизни. На кружке «Экскурсоводы школьного музея» ребята сами готовят свои экскурсии по экспозиции. В процессе работы ребята получают навыки:
· синтеза и анализа информации,
· составления текстов экскурсий,
· работы с источниками,
· публичных выступлений,
· командного взаимодействия,
· проектно-исследовательской работы.
Проектно-исследовательская работа. Отдельного внимания заслуживает проектно-исследовательская работа музея. Ребята под руководством директора музея И.Б. Ермиловой восстанавливают в памяти истории «забытые имена Петришуле». Так как музей наш очень молод, а история Петришуле охватывает более трёхсот лет, то у нас есть много тем, которые ждут своих исследователей. Учащиеся нашей школы, используя материалы музея, занимаются исследовательской работой. Со своими исследовательскими проектами ребята участвовали в районных и городских конкурсах и конференциях по комплексной краеведческой программе патриотической направленности «Наследники великого города». На сегодняшний день мы открыли для истории следующие имена:
ü«Забытые имена Petrischule: тайна Петра Шенка» - Батоцыренов П., 9А
ü«У неё были светлые глаза, светлые волосы и полосатый кот – Эдит Ирен Сёдергран» -Гимельбрант М., 9А
ü«Diligateetprobitate– Евгения Штейн» - Хорошилова Е., 8А
ü«Из истории 266 отдельного пулемётно-артиллерийского батальона Ленинградской Армии Народного Ополчения» - Александров А., 10Б
ü«Вульфиус Александр Германович» - Ильницкая М., 7А
ü«Корнелиус Крюйс» - Батоцыренов П., 9А, Суматохина А., 9А
ü«Внуки Святого Петра или школа как объект репрессий» - Носовицкая В., 11А
ü«ПЕТРИШУЛЕ. Блокада» - Носовицкая В. , 11 А
Учиться проектно-исследовательской работе дети начинают с начальной школы.
Согласно ФГОС второго поколения, основным методологическим подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход. Реализовать его позволяет проектная исследовательская деятельность, поэтапно достигающая следующих результатов:
· приобретение знаний, формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества;
· формирование ценностного отношения к реальности в целом;
· получение опыта самостоятельного действия.
В ходе работы над проектом «Недаром помнит вся Россия» в 1 классе дети ознакомились с экспозицией школьного музея, посвященной выпускникам – участникам войны 1812 года. Изучали книги, рисовали, лепили, готовили викторину. Результатом проекта «Недаром помнит вся Россия» - был костюмированный бал.
Учащиеся 4 класса изучали музеи с точки зрения реставраторов. Посещая реставраторские мастерские, учащиеся узнали, подлежит ли реставрации бюст В. Васильковского из школьного музея. Чистили вазу из Летнего сада. Реставрировали детские книги. Отреставрировали брошюру 1912 года из школьного музея. Обработали своими руками подарок мамам – янтарь. Проект был познавательным и деятельным.
У старейшей школы России богатое прошлое, созидательное настоящее и, без сомнения, большое будущее, потому что все 305 лет вместе с государством и обществом она решает самую важную задачу – воспитание Человека.
Мы считаем, что с детства необходимо формировать потребность в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с музеем благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
Для взрослого человека музей - это место, где хранятся бесценные коллекции, собранные человечеством за сотни лет, а для ребенка – прежде всего – мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость бывать в музее, ценить музей, что, бесспорно, является неотъемлемой чертой его духовного становления.
Проект «Музей глазами ребёнка».Более подробно остановимся на районном проекте «Музей глазами ребёнка». Данный проект направлен на обучение учителей начальных классов культурологической работе с детьми. В ходе реализации проекта его участники (как взрослые, так и дети) знакомятся с музейным пространством, учатся воспринимать искусство, получают мотивацию к самообразованию.
В основе проекта «Музей глазами ребёнка» - Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в которой задача воспитания гражданина и патриота в сотрудничестве с семьями и другими субъектами социализации является первоочередной для образовательных учреждений.
Руководитель проектаКутьина Надежда Борисовна, методист ГБДОУ № 110 "Эрмитажный детский сад"
Участники проекта учителя начальных классов Центрального района.
Цель:воспитание подрастающего поколения на основе приобщения его к культуре и сохранения исторической памяти, помощь в ориентации в современном мире через активное использование уникального образовательного пространства музея.
Задачи:
развитие интеллектуальных способностей обучающихся;
раскрытие индивидуальных творческих способностей и эстетического вкуса обучающихся;
формирование эмоционально-ценностного отношения к объектам культуры;
установление продуктивного взаимодействия всех участников проекта;
развитие мотивации к самообразованию и самостоятельности.
Результат: общекультурное развитие обучающихся.
Тема первого полугодия «Лестницы. Какие они бывают?» Дети узнали историю лестниц, их назначение, элементы лестниц.
Наша школа выпустила плеяду выдающихся выпускников, среди которых более 150 архитекторов. Поэтому районный проект мы дополнили следующим направлением: «Лестницы ПЕТРИШУЛЕ. Лестницы в домах, построенных выпускниками ПЕТРИШУЛЕ»
Социальными партнерами школы в этом проекте стали: Музей Государственный Эрмитаж и родители учеников.
И так, ученики с родителями отправились по адресам домов, архитекторами которых являются выпускники Петришуле. В школе мы клеили, лепили, читали мифы, учились разгадывать ребусы. Все это нам пригодилось в игре по Эрмитажу.
Следующий важный этап перед посещением Эрмитажа - формирование отношения детей к музею через игровые ситуации (как стоять в музее, как слушать). Знакомство с профессиями музейщиков. Кто такой смотритель, хранитель, вахтёр, гардеробщик, экскурсовод? Что они делают в музее? В результате учащиеся приобретают необходимые компетенции: они знакомы с объектом изучения, знают, куда идут, как себя там вести.
И в назначенный день, вооружившись ручками – карандашами и полученными знаниями, мы отправились в Эрмитаж! На игру-путешествие «Лестницы Эрмитажа».
Дети получили буклеты с напутствием, картой путешествия по Эрмитажу за волшебным клубком и интересными заданиями. На этом этапе роль педагога – равноправный участник исследовательского процесса, товарищ, друг.
Конечный этап – практический, нравственный. Сделай лестницу красивой! Цени красоту, не разрушай, не порти. Наши работы и работы наших коллег – участников проекта можно увидеть в сообществе GOOGLE «Музей глазами детей».
Итогом проекта будут методические разработки занятий по организации работы школьников в культурологическом пространстве. Дети получат опыт предметной деятельности с изучаемыми культурологическими объектами.
Список использованной литературы и источников.
1. “Die St. Petri – Gemainde 1710-1910”. St. Petrsburg 1910.
Архивные материалы:
2. ЦГА ВМФ Ф 234 опись 1 дело 6 листы 123-124.
(Фонд канцелярии вице-адмирала Крюйса).
Материалы музея истории Петришуле:
3. Фонд «Педагоги Петришуле»
4. Фонд « Ученики Петришуле»