Занятие по экологии в классе-группе «Особый ребёнок»
Путешествие в осеннюю сказку
Мызенкова Галина Семёновна
Цель:
целенаправленно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте природы
Задачи:
- учить детей видеть сезонные изменения в природе;
- повторить правила поведения в природе;
- закрепить названия деревьев и плодов;
- активизировать словарный запас детей при помощи новых слов;
- способствовать снятию психомоторного напряжения воспитанников;
- уметь понимать и выполнять несложные инструкции;
- с помощью игровых ситуаций доставить радость, удовольствие от занятия;
- воспитывать правильное отношение к природе;
- учить создавать композицию из природных материалов;
- воспитывать умение работать в группе сверстников
Оборудование и материалы:
- конверт с письмом;
- имитация осенней поляны (украшение класса и доски);
- листья и плоды различных деревьев;
- карточки с изображением деревьев.
Ход занятия:
(Воспитатель вместе с детьми сидит в кругу).
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в школу утром почтальон принес письмо. Письмо не простое. (Читаю адрес: город Санкт-Петербург, улица Л.Голикова, школа № 502 5 «и»класс. От зайчат из леса).
«Дорогие ребята! Вот и у нас в лесу кончилось лето. Вдруг стало холоднее, листья стали опадать. Все вокруг твердят: «осень пришла». А кто такая осень мы и не знаем. Ведь осень нам, зайчатам, и другим лесным зверям пора шубы на зимние сменить. Помогите нам, пожалуйста, объясните, что такое осень. Ваши зайцы».
Воспитатель: Поможем им, ребята?
(Ответы детей).
Воспитатель: Для этого нам необходимо отправиться в путешествие в лес. Но прежде необходимо узнать, знаете ли вы правила поведения в природе?
Поиграем в игру «Правильно-неправильно». Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а неправильно, то топать. Слушайте внимательно:
Воспитатель: В лес бери с собой топор, можешь там разжечь костер.
в: неправильно - топают
Воспитатель: Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте.
в: неправильно - топают
Воспитатель: В лесу громко не разговаривай.
в: правильно хлопают
Воспитатель: Муравейники не разоряй.
в: правильно – хлопают
Воспитатель: В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко.в: неправильно - топают
Воспитатель: Птенцов домой не забирай.
в: правильно – хлопают
Воспитатель: Птиц, лягушек и ужей из леса надо гнать.
в: неправильно - топают
Воспитатель: Ходи по лесу осторожно, веток не ломай.
в: правильно - хлопают
Воспитатель: Молодцы, вы не ошиблись, и потому нам пора отправляться в путь. Путь нелегкий. Становитесь, пойдём друг за другом!
Игра с движениями:
1) Идем по пыльной проселочной дороге (топают ногами);
2) Теперь идем по высокой сырой траве (ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок);
3) А вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку (перепрыгивание из стороны в сторону);
4) Попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли (наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток»);
5) Мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки (поднимание ног по очереди с хлопками под коленом).
Воспитатель: Ну, вот мы и пришли! (на доске имитация осенней поляны) Куда мы попали?
в: в осенний лес.
Воспитатель: Какими красками разукрасила осень деревья и кусты?
в: красными, алыми, багряными, золотыми.
Воспитатель: Значит кто же такая осень?
в: колдунья, волшебница, художница, красавица.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А что еще осень приготовила для природы? в: звери меняют свои наряды, птицы улетают на юг, созревает урожай овощей и фруктов.
Воспитатель: Правильно. Давайте полюбуемся красотой осеннего леса и будем собирать листья в корзинку.
Звучит музыка, дети собирают листья в корзинку.
Воспитатель, подбирая последний лист:Посмотрите, какой у меня красивый лист, да непростой. В нем задание. Хочется очень узнать, хорошо ли вы знаете названия деревьев
в: клен, тополь, ива, липа, сосна, ёлка, рябина
Воспитатель: Хорошо! А знаете ли вы, с какого дерева какой листи какой плод?
Проводится игра «Угадай с какого дерева лист и плод»
(дается подбор деревьев (дуб, клён, рябина, берёза) и к ним листья (можно настоящие). Дети объясняют свои действия (это дубовый лист, он с дуба, а плод его желудь; это березовый лист, он с березки, а плоды семена её сережки и т. д.)
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. Кто же из вас подскажет мне, почему листья стали опадать?
в: мало света, солнца, не хватает тепла, пришла холодная пора, деревья засыпают
Воспитатель: Как называется пора, когда падают листья?
в: листопад.
Воспитатель: Это очень красивая пора. Посмотрите, сколько всего приготовила нам осень (на подносах листья, цветы, шишки).
Воспитатель: Ребята, мы многое увидели, и помогли зайчатам узнать, что такое осень.