Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Киноискусство как средство патриотического воспитания младшего школьника

Бабенко Марина Андреевна
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня - одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны
Мощным стимулом активизации патриотического воспитания в стране послужило принятие в 2011 г. Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Данная программа в настоящее время продолжена и рассчитана на 2016-2020 гг. В названных документах подчеркивается важность формирования патриотизма у учащейся молодежи. В. В. Путин, выступая перед тележурналистами в 2015 году, подчеркнул, что «у нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма... Это и есть национальная идея... Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм».
В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков. Разработанная «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» ставит во главу угла вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения и служит основой для разработки различных программ воспитания в современной школе.
          Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Целью патриотического воспитания является формирование гражданско-правовой позиции, любви и уважения к Родине и людям. стремления трудиться и защищать Родину, оберегать природу.
Система патриотического воспитания в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности, оно должно быть плановым, системным, постоянным и правильно организованным.
         Киноискусство обладает высоким педагогическим потенциалом в плане развития социально значимых духовно-нравственных качеств личности, которые используются не в полной мере. Само киноискусство в новых социальных условиях претерпевает серьезные изменения: меняются способы подачи изобразительного материала, вводятся ограничения по возрасту аудитории, видоизменяются жанры киноискусства. Меняется роль кино в структуре свободного времени современного человека, в связи с развитием новых технологий, оно все чаще служит целям отдыха и развлечения, и все реже служит источником серьезных размышлений и средством воспитания.
Таким образом существует с противоречие между высоким воспитательным потенциалом киноискусства и недостаточным применением его как педагогического средства патриотического воспитания младшего школьника в ОУ.
         Профессиональная задача педагога заключается в организации внеучебной деятельности подростков, способствующей развитию чувств патриотизма в работе с киноискусством.
В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.
Коменский Я.А. отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия".
В системе базовых национальных ценностей на первое место поставлены:
  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания).
         Патриотическое воспитание является одним из главных самостоятельных направлений современного воспитания, органически взаимосвязанного с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания). Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно- нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства любви человека к своей Родине, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
Термин «патриотизм» употребляется не толь­ко в научно- исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д.
        Макаренко А.С. отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".
        Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы Сухомлинского В.Л., который считал, что школа должна воспитывать у молоде­жи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной дея­тельности. Определяя советский патриотизм как "благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству". Сухомлинский В.А. подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. В своих работах Сухомлинский В.А. так­же указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту "трудно постижимую ценность" - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда по­является чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
        Патриотизм как качество личности представляет собой взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

 
Киноискусство как средство патриотического воспитания младшего школьника.
          Киноискусство - род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.
          Киноискусство, как сфера, влияющая на жизнь современного человека, должна задавать моральные и нравственные идеалы жизни человека, развивать его гражданские и патриотические чувства. Особенно актуальной эта проблема становится, когда мы говорим о современной молодежи, и ее нравственных и моральных ценностях, и идеалах. Кино способно оказывать сильное непосредственнее влияние на внутренний мир ребёнка.
К средствам киноискусства можно отнести различные выразительные средства, присущие этому виду творчества: видеоряд, музыкальное оформление, образы героев, сюжет, информационное содержание, спецэффекты, режиссерская постановка и т.д.
Жанры киноискусства, которые могут использоваться в дальнейшей работе с детьми:
  • Мультфильм - это фильм, выполненный при помощи средств покадровой отрисовки (включая 3D-моделирование) и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах.
•          Военный фильм — фильм о войне.
•          Фильм-биография — фильм, основанный на биографии какой-либо известной личности.
•          Исторический  фильм — фильмы этого жанра реконструируют реально происходившие исторические события или их сюжет вписан в такие события. Ещё такие фильмы называют «костюмированными», поскольку точные исторические костюмы и декорации являются важной частью фильмов этого жанра.
•          Киноповесть - произведение киноискусства, сюжет которого (сравнительно сложный) базируется на целом ряде событий и в котором достигается эпическая широта охвата изображаемой действительности.
•          Документальный фильм – фильм, использующий документальные съемки и реальные события жизни.
•          Познавательный учебный фильм – фильм, излагающий учебный материал по какому-либо предмету, с использованием различных наглядный средств
•          Кинохроника – реальные съемки исторических событий
И другие.

            Несомненно, каждый из представленных жанров киноискусства обладает нравственно-формирующим потенциалом.
Младшие школьники, наблюдая за поведением киногероев в различных ситуациях, соотносят их со своим личными качествами. Мораль в кино – это не просто отдельная тема и даже не специфические проблемы в различных темах современного кинематографа. В широком смысле – это его нравственная ценность как искусства, выражение его нравственной миссии. Кино должно быть средством воспитания подрастающего поколения, оно должно задавать моральные и нравственные идеалы общества, должно нести в себе идеи подлинного патриотизма.
            В рамках образовательного учреждения особенно важно использование как художественного, так и документального изображения жизни, размышлений людей о жизни, о человеческих ценностях. Использование такого рода материала позволяет проговорить, косвенно проживая ситуацию с героями на экране, наиболее важные аспекты патриотизма для современных детей.
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»