Воспитание культуры поведения учащихся начальных классов в современной школе
В первый класс дет приходят с разными навыками и привычками культурного поведения.Это обьясняется особенностями воспитания их в семье,характером взаимоотношений взрослых и тем,на сколько внимательно и серьезно относятся родители к воспитанию ребенка.Индивидуальная работа строится на основе фронтальной работы с классом,и вести её необходимо в тесном контакте с родителями,разъясняя им правильные методы воспитания ребёнка и договариваясь о единой линии педагогического воздействия.Если дома учащийся не будут выполнять основных правил вежливости и аккуратности, то все усилия педагога будут напрасны
К.Д.Ушинский отмечал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить не учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.» А.С.Макаренко говорил, что детей и молодёжь воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего воспитывают люди. Требования взрослых к поведению ребёнка должны постоянно усложняться.
Требования должны быть в виде указаний, совета, но не запрета. Запретный плод сладок, поэтому необходимо меньше пользоваться словом «нельзя». Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступить.
От внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру- заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Внешняя небрежность в отношениях с людьми, грубость, невнимательность постепенно формируют соответствующие качества личности. Поэтому нельзя пренебрегать внешней формой поведения, считать её несущественной, неважной.
Учитель должен одновременно формировать у детей любовь к своей стране, трудолюбие, бережное отношение к общественной собственности, дружбу и сотрудничество, честность и правдивость. Эти качества воспитываются и в процессе работы по культуре поведения.Приступая к своей работе в классе, учитель должен ответить на два основных вопроса: «Кого мы хотим воспитать?» и «Как надо осуществлять воспитание?».
Целостное впечатление о классе, его социально-психологической характеристике помогает получить составление «Карты личности» по методике известного отечественного психолога К.К.Платонова.
Карта личности – форма краткой фиксации сведений о личности, которая может составить развернутую характеристику каждого ученика. Вместе с тем она – программа изучения личности, осуществляемой путем бесед, наблюдений.Анализ получаемых из карты личности материалов позволяет сделать некоторые, пусть далеко не исчерпывающие, выводы относительно уровня нравственного развития учащихся, без знания которого дальнейшее воспитание невозможно.
Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами является приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила, которое отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель показывает, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как вести себя за столом, как выполнять правила вежливости. Дети повторяют действия учителя, учатся поступать правильно. А затем эти упражнения включаются в разнообразную деятельность школьников. Дети едут в театр, идут на день рождения к другу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать согласно известным им правилам. Учитель наблюдает за поведением детей, он отмечает те пробелы и ошибки, которые дети совершают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.
Всю работу по воспитанию культуры поведения следует строить по определенной программе.В каждом классе дети осваивают все основные компоненты культуры поведения: личную гигиену, вежливость, точность, обязательность, культуру речи и др. Круг правил, который должны овладеть дети в следующем классе, увеличивается, школьники постепенно знакомятся с более сложными и тонкими правилам.
Специальная работа с заранее запланированной темой, проведение организованных занятий не означают, что учитель не проводит повседневную работу с учащимися по воспитанию культуры поведения.Естественно, что учитель не может проходить и мимо факты нарушения детьми правил поведения, выходящие за рамки той теме, над которой работает с ними теперь. Если учитель видит, что ребенок не выполняет какие-то правила, так как не знает их, а специально отрабатываться они будут только в будущем, то он, конечно, показывает, как надо поступить в данном случае.всегда учитывали личностные переживания и чувства учащихся , их потребности и личную заинтересованность. В наше сложное время особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны время и специальные усилия, чтобы процесс воспитания нравственного и культурного поведения был не стихийным и кратковременым, а системным и глубоким. Сегодня такое воспитание предполагает формирование этической культуры школьников, развитие мышления и обогащение ребёнка эмоциональным опытом переживаний.
Специальная работа по культуре поведения проходит в форме занятий. Проведение этой работы условно можно разделить на три этапа: подготовка к занятию, проведение занятия и повседневная работа.
Во время подготовительного этапа учитель выясняет, что известно детям по данной теме, какие правила они умеют выполнять, насколько устойчиво их поведения. Учитель разрабатывает форму занятия, формулирует правила, которые должны усвоить дети, определяет содержание своей беседы с детьми. Готовятся к занятия и дети. За неделю до занятия они получают разные задачи, например: разучить стихотворение, подготовить инсценировку, подобрать загадки и пословицы, связанные с темой занятий. Обычно подготовка идет в или группах звездочках в секрете от других, таким образом и выступления ребят каждой группы на самом занятии сохраняет новизну для других
Именно занятия должно быть интересным и праздничной. Хорошо, если дети с нетерпением ждут его. Праздничность связана с тем, что до занятия дети готовят разное выступления, обсуждают события классного жизни, играют, приглашают родителей, показывают, что они умеют делать. Конечно. Занятие начинается беседой учителя, называет тему занятия, ставит перед детьми вопрос. В конце занятия учитель точно формулирует правила поведения. Лучше, если в составлении правила принимают участие сами ребята, не надо бояться детских формулировок, как бы неуклюжие они ни были. В этом случае правило как бы придуманное самими детьми и целесообразность его особенно очевидна. Неплохо, когда правила оформлены в виде плаката. Зачастую занятия строится так, чередующийся беседа, показ, игра, инсценировка. Занятия проводится один или два раза в четверть. Оно продолжается 45 минут.
Основная работа по накоплению опыта правильного поведения проходит в повседневной жизни младших школьников; на уроках, во время перемен, в раздевалке, по дороге домой, во время посещений театра, кино, на прогулках, экскурсиях, в общении друг с другом и взрослыми. Поэтому внимание учителя направлена на такую организацию жизни детей, которая давала бы возможность для упражнения их в правильном поведении. Если ученики хорошо знают, какие требования к ним предъявляются, каждый из них научный, как следует вести себя в том или ином случае, то контроль за поведением идет со стороны не только учителя, но и детского коллектива.