Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Игры на сплочение детского коллектива в начальной школе

Минина Елизавета Сергеевна
Важнейшей задачей учителя в начальной школе является сплочение детского коллектива. Очень важно, чтобы между детьми сложилось коллективное мышление.  Это долгая, сложная и важная работа. Среди большого количества совместных мероприятий высокой эффективностью обладают игры на сплочение коллектива в начальной школе.
Дети любят играть в такие игры, где принимают на себя различные роли. Таким образом, между ними строятся социальные отношения. При этом примечательно, что главным мотивом таких дидактических игр является взаимодействие детей друг с другом, их общение.
Используя дидактические игры, сплочение происходит постепенно и проходит разные стадии. Именно поэтому педагогу необходимо выбирать игры, ориентируясь на результаты, которые он хочет получить. 
Этапы сплочения коллектива детей в начальной школе
Первый этап – это первое полугодие 1 класса. У детей в это время происходит адаптационный период, они знакомятся друг с другом. Перед учителем задача - установить приятельские отношения и даже объединиться в микрогруппы (на принципах интуитивной симпатии).
Второй этап – второе полугодие 1 класс. Принятие правил жизнедеятельности классного коллектива, укрепление взаимоотношений между детьми, сплочение и развитие коллектива.
Для достижения этих задач учитель может использовать следующие игры:
Снежный ком
Игра уже стала классикой, в ней легко и непринужденно знакомятся дети всех возрастов. Правила «Снежного кома» просты: ребята встают в большой круг. Ведущий громко говорит свое имя. Следующий ребенок повторяет его, затем называет свое. Стоящий за ним участник называет три имени: воспитателя, соседа, собственное имя. Игроку, находящемуся в конце круга, предстоит сложная задача: он должен перечислить имена всех участников «Снежного кома».
Эту игру можно проводить несколько раз на протяжении первых двух месяцев, предлагая для детей другие задания:
- назвать имя и фамилию;
- назвать имя и свое любимое занятие (игрушку, животное, цвет);
- сказать свое имя и имена родителей и т.д.
Линия знакомства
Дети образуют круг. Ведущий (вначале пусть будет взрослый) шепчет на ухо стоящему по соседству ребенку любое имя. Это имя говорят тихим голосом друг другу все участники игры. После этого воспитатель громко кричит: «Раз, два, три, в круг забеги!». Ребенок, чье имя произносили все дети, под веселую музыку забегает в круг. Другие участники пытаются его поймать. Забежав в круг, ребенок рассказывает о себе (что любит, чем занимается, где живет, есть ли домашние животные и др.), после чего дает задание игрокам, не сумевшим его поймать (хлопнуть в ладоши, присесть, подпрыгнуть, станцевать).
Во втором классе формируются основы коллектива. У детей появляются конфликты между собой из-за разных ценностных ориентиров, появляются «изолированные» одноклассники. Появляется проблема замкнутости, страха.
Таким образом, дидактические игры направлены на формирование общих правил поведения в коллективе, выработку навыков взаимодействия, решение и предупреждение конфликтных ситуаций, преодоление психологических проблем.
Подними монету
Эта игра учит договариваться. Для того чтобы ее провести, понадобится книга большого формата или что-то подобное, на чем одновременно смогут стоять двое детей. Также нужны две монеты или два камешка.
Каждый из детей ищет партнера, с которым они часто конфликтуют. Участники встают на книгу и кладут на свободные края книги две монеты. Каждый из них должен поднять одну монету. При этом запрещается наступать на пол или держаться за что-нибудь. Дети могут поддерживать друг друга, им разрешается разговаривать. У каждой пары есть 3 минуты на подготовку. При желании можно потренироваться, естественно, без книги. Пары приступают к выполнению задания по очереди. Остальные наблюдают и готовятся. Нельзя громко разговаривать, давать советы или критиковать. В конце все аплодируют.
Сороконожка
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Несколько детей(5-10) встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих - не разорвать единую ''цепь'', сохранить Сороконожку в целости. 
Третий период - 3 класс. На этом периоде проявляются лидеры. Дети готовы выполнять общественные поручения, появляется заинтересованность в совместной работе.
Выбирая игры на данном этапе, важно в первую очередь выбирать такие, чтобы каждый ребенок смог почувствовать себя неотъемлемой частью коллектива, показать значимость его деятельности для класса, проявить поддержку другому ученику.
Магнит
Цель: принадлежность ребенка к группе очень изящным способом. Ребенок на короткое время становится центром внимания других детей.
Станьте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигаться или прыгать, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Мария. Тогда вы быстро отпускайте руки и бегите к Марии, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что она в этот момент – магнит. Если кто-то не захочет, чтобы его касалось сразу так много детей, он говорит: «Лучше скажите мне что-нибудь». Тогда все дети прыгают вокруг и хором говорят: «Привет, Мария, ты с нами, ты с нами!». Когда музыка снова заиграет, вы опять делаете большой круг, беретесь за руки и водите хоровод, пока я не назову другое имя.
Робот
Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями. 
Четвертый этап – заключительный, 4 класс. На этом периоде дети раскрывают свое «Я». В играх четвертого нужно предлагать детям выступать в качестве организатора, учить их взаимопониманию и умению координировать свои поступки с одноклассниками, согласовывать общее поведение. Стоит обратить внимание на сюжет игр и перейти от детских сценариев к ситуациям практической направленности.
Игра «Передай предмет»
Дети делятся на две команды. Встают в две шеренги напротив друг друга. Игрокам каждой команды предстоит передать друг другу какой-либо предмет (мячик, апельсин, игрушку), причем при передаче этого предмета можно пользоваться только подбородком и плечами. Руками помогать себе нельзя. Если предмет падает на пол, то все начинается сначала. В конце игры определяется команда - победитель.
Игра «Строим цифры»
Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до десяти, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2,3,5 и т.д.)». Дети должны договориться о совместных действиях: строить цифру они будут стоя, лежа, сидя и конкретно кто, где и как будут располагаться. 
Помощь в написании данной статьи оказали сайты:
  1.  pedsovet.su.  https://pedsovet.su/ns/6353_igry_na_splochenie_kollektiva_v_nachalnoy_shkole
  2. kopilkaurokov.ru.  https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/sbornik_ighr_napravliennykh_na_splochieniie_dietskogho_kolliektiva  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»