Нетрадиционная форма работы с родителями
(из личного опыта)
Куликова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
школы №38 Санкт-Петербурга
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями разнообразны:
1. Родительское собрание.
2. Переписка с родителями.
3. Открытые уроки.
4. Индивидуальные тематические консультации.
5. Лекции и другие.
Хочу остановиться подробнее на одной из форм работы с родителями. Это организация совместных досуговых мероприятий. Родители — частые гости на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования, праздники, концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта, объединить родителей в единый коллектив. Формы досуга (совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей), проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Уже много лет я организую с родителями своего класса новогодние праздники для детей, где взрослые выступают в роли артистов и показывают костюмированные спектакли. Каждое такое совместное мероприятие становится ярким, запоминающимся событием для детей и взрослых, способствует их сближению и взаимопониманию.
Такую работу я начинаю проводить с 1 класса. Уже на первом родительском собрании, я предлагаю родителям принять участие в новогоднем празднике. Всегда находится группа заинтересованных людей. Им предлагается повторная встреча с учителем, где обсуждается сценарий спектакля. Первое время сценарий для спектакля берётся из Интернета или из книг по внеклассной работе. Материал перерабатывается, распределяются роли. Назначаются ответственные родители за подбор музыкального сопровождения и костюмов. Классный руководитель берёт на себя роль режиссёра и организатора репетиций.
Конечно, приходиться репетировать каждую неделю по вечерам в школе, но подобная работа и общая цель объединяет и сплачивает малознакомых друг с другом родителей и учителя. В ходе общей работы, между родителями возникают дружеские отношения. В первую очередь, это важно для классного руководителя, когда в классе есть люди, интересующие жизнью класса, то учебная и воспитательная деятельность идёт более продуктивно.
Чудо свершается на детском празднике, когда родители выступают в качестве артистов. Как взрослые стараются, как блестят их глаза, а лицо озаряет улыбка! А как радуются ребята, когда видят такие спектакли! Такая творческая атмосфера и эйфория от выступления способствуют продолжению родителями их творческой деятельности из класса в класс. С каждым учебным годом самостоятельность, инициатива, творчество и мастерство у взрослых растёт. Они даже начинают сами сочинять сценарии для спектакля.
Я считаю, что такая нетрадиционная форма работы с родителями необычная, эмоциональная и запоминающая. Она способствует формированию, сплочению взрослого и детского коллективов класса.