Методическая разработка литературной композиции
Я в гости к Пушкину спешу
Пичугина Татьяна Сергеевна,
педагог-воспитатель
ГБОУ СОШ №653 Санкт-Петербурга
О память сердца, ты сильней
Рассудка памяти печальной.
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальней.
К. Батюшков.
Цель: ввести учащихся в мир пушкинского слова и показать влияние Арины Родионовны, Надежды Осиповны, Ольги Сергеевны, Натальи Николаевны на развитие поэтического таланта А. С. Пушкина.
Задачи: направить внимание учащихся на чуткое и внимательное отношение друг к другу, когда в гостях узнаем что – то новое.
Оборудование: мультимедийный проектор, DVD – Ром, Толковый словарь Ожегова, книги А. С. Пушкина, словарь языка Пушкина, А -4.
Пояснительная записка: встреча с Пушкиным не нова для учащихся. Они любят говорить о нем, читать его сказки, появилось желание поставить спектакль по произведениям поэта. Но прежде чем начать ставить спектакль, необходимо знакомство с жизнью поэта и с теми дорогими людьми, которые воспитали Александра Сергеевича, адресована литературная композиция учащимся 3 класса – участникам мероприятия. Ведущий – педагог – воспитатель.
Ход мероприятия:
Звучит романс «О память сердца» композитора В. Комарова на стихи К. Батюшкова.
Ведущий: Уважаемые гости и учащиеся! Мы живем в ХХI веке и нас ничем не удивишь! Интернет, планшет, смартфон, ноутбук, телефон, космос. Уникальная коммуникация! Не ощущаемая и видимая! А мы пришли в гости к Пушкину. Он жил чуть больше 200 лет назад. Он бы удивился очень, как все изменилось, особенно наша речь, как мы говорим.
Ведущий: почему в гости? В гости ходим к знакомым, которых любим, поделиться своей радостью, узнать что – то новое, поговорить. Сегодня поговорим о поэте А. С. Пушкине. Он прожил немного (1799 – 1837), но через поэзию он нам говорит: «На земле можно жить и стоит жить». Его творчество – это энергия, вдохновение и радость. У поэта все на месте: солнце светит, ветерок веет… Стихи несравненные, обаятельные, прелестные. Вот стихотворение «К сестре», посвященное Ольге Пушкиной.
Ведущий: какие слова к родной сестре говорят о свежести, обаянии поэтических строк? Как это выразилось в чтении?
Читает учащийся:
Ты хочешь, друг бесценный,
Чтоб я, поэт младой,
Беседовал с тобой,
И с лирою забвенной,
Мечтами окрыленный,
Оставил монастырь
И край уединенный,
Где непрерывный мир
Во мраке опустился
И в пустыне глухой
Безмолвно воцарился
С угрюмой тишиной.
И быстрою стрелой
На Невский брег примчуся,
С подругой обнимуся
Весны моей златой,
И, как певец Людмилы,
Мечты невольник милый,
Взошед под общий кров,
Несу тебе не злато
(Чернец я небогатый),
В подарок тук стихов.
Говорят учащиеся: «это выразилось в эмоциональности чтения таких слов, как «весны моей златой», «друг бесценный», «объятия» , «дружеские приветы», «пук стихов».
Ведущий: Ольга была образована, знала несколько языков, сочиняла акростихи – из начальных букв каждой новой строки такого стихотворения складывалось имя человека, которому оно было написано. Написать акростих удавалось немногим. Сочиняла буриме – шутливые стихи на заданные рифмы ( экспромт). Мы слышим, как Александр Сергеевич называет сестру другом бесценным и желает ей посвятить множество стихов! Не прекрасно ли это!?
Самый дорогой человек для Пушкина – это мама – Надежда Осиповна На экране высвечивается портрет матери. Рассказ ученика о Надежде Осиповне.
Ведущий: что привлекло вас в этой женщине?
Говорят учащиеся: « очень красивая», « умная» , « стройная», «кудряшки падают на плечи», «видно, что она смелая».
Ведущий: в свете восхищались ее необычной красотой, называли ее прекрасной креолкой. Она была внучкой любимца Петра 1 Абрама Ганнибала. « В младенчестве Саше казалось, что он растет нелюбимым сыном, т. к. родители больше внимания уделяли старшей дочери Ольге и младшему брату Льву. « Главными друзьями Саши стали книги», - пишет В. Воскобойников в своей книге «Жизнь замечательных детей». За год до кончины А. С. Пушкин поселил мать к себе и ухаживал за ней. Он сожалел, что осталось мало времени выразить нежные чувства к Надежде Осиповне. Когда поэт был в ссылке в Михайловском, Надежда Осиповна писала императору о переводе сына в более подходящее место, где есть хорошие врачи, но Александр не знал об этом прошении. Второе прошение от матери, которая ждет и ждет «… окончания своим опасениям и мукам». Тревога и желание помочь сыну были искренними. К голосу Надежды Осиповны не прислушивались во дворце царя. Неудивительно, почему мать поэта встала на защиту сына . Надежда Осиповна, наконец, разглядела в нем будущего прекрасного российского поэта. И сейчас он был уже известен! Одно лишь было в разуме и в сердце матери – спасти сына! Не правда ли, какое мужество!
На экране портрет няни Арины Родионовны.
Ведущий: кто же был первой вдохновительницей поэта?
О ней Аксаков писал: «Первая муза первого истинно русского поэта – это няня…да будет же ей – этой женщине от лица русского общества вечная благодарность». Няня относилась к поэту с материнской любовью и лаской. Она познакомила Александра с прекрасным миром поэтического народного вымысла. Поэт впитал ее сказки, песни и обычаи народа, запечатлел свою няню в стихах.
Чтение учащимся стихотворения …
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных.
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя: в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой.
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвой погремушкой.
Младенчество прошло, как легкий сон.
Ты отрока беспечного любила.
Ведущий: какой няня запомнилась поэту в младенчестве?
Учащиеся: «другом», «игривой» и «веселой», «любила Пушкина», «выдумщицей», «рассказчицей», «поэт постоянно хотел ее слушать».
Ведущий: а вот в этом стихотворении мы видим в Александре взрослого человека, остались ли няня и поэт друзьями?
Чтение учащимся стихотворения «Няне».
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Ведущий: какое настроение у стихотворения?
Учащиеся: «грустное», «чувствуется тоска по близкому человеку», «раскрывает глубину души поэта», «угадывает переживания няни, ее беспокойства», «волнует сердечностью», «да, они остались друзьями», «как близкие, родные люди».
Ведущий: о взаимоотношениях няни и поэта следующий стих.
Чтение учащимся стихотворения «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет , как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка и печальна и темна.
Что же ты моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье своего веретена.
Ведущий: о чем это стихотворение?
Учащиеся: « о буре - природном явлении», «буря сравнивается со зверем», «сравнивается с плачем ребенка», «автор спрашивает няню «что приумолкла?», « что – то рассказывала Саше». Ведущий: здесь уже пожилая женщина, возможно, плохо видит, Пушкин ее ободряет, называя «моя старушка». Прекрасно, не правда ли? Очень нежен и чуток , хочет защитить ее от бури. На экране портрет Н.Н.Пушкиной – жены поэта. Ведущий: Наталье Николаевне было адресовано 6 стихотворений и 78 писем. Наталья тоже писала Пушкину. В 1830 году поэт писал Наталье Гончаровой, ставшей его невестой, о старинной копии рафаэлевской мадонны, выставленной в магазине Сленина. «Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды, я бы купил ее, если бы она не стоила так дорого».
Так появился сонет «Мадонна».
Учащийся читает сонет.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я желал свою обитель.
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель-
Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Ведущий: как вы думаете, дети, кто такие знатоки старинных картин? Учащиеся: «люди, которые обладают тонким пониманием чего – либо».
Ведущий: а почему так сказал поэт: «чистейшей прелести чистейший образец»?
Учащиеся: «видел в ней верность, невинность».
Ведущий: а что вы ощущали, когда слушали это стихотворение?
Учащиеся: «божественность».
Ведущий : в первые годы совместной жизни между супругами установились сердечные дружеские отношения. Наталья была красива. Пушкин писал жене: «С твоим лицом ничего сравнить нельзя, а душу твою люблю еще более твоего лица». У Натальи были прекрасные душевные качества: сдержанность, спокойствие, скромность. «Неосторожным стихом и, зная хорошо, что его стихи не забудутся, « … он поднял против себя травлю, возмутил людей, весьма достойных, … всех не подняли на травлю, а одного Пушкина», «…началась травля мужа и человека», - История России . Очерки о детских писателях. Двор при императоре распространил сплетни о Наталье и Дантесе. Клевета стала причиной дуэли и смерти А. С. Пушкина.
Учащиеся смотрят отрывок из к – фильма «Евгений Онегин», выпуск 1958год. Бал в доме Лариных. «Как рождается клевета, и каков может быть ее итог».
Ведущий: можно ли назвать Ольгу Сергеевну, Надежду Осиповну, Арину Родионовну, Наталью Николаевну дамами сердца Поэта Пушкина? Почему?
Учащиеся: «можно», «потому что он их воспевал в своих стихах, видел в них хорошие качества: заботливые, бесценные подруги, верные». « Они отличались внутренней и внешней красотой», «эти женщины остались у поэта в сердце».
На экране Михайловское, памятник А. С. Пушкину.
Ведущий: со всего света идут в Михайловское люди, чтобы сказать спасибо Пушкину. А за что бы вы сказали спасибо Пушкину?
Учащиеся: «за человечность, юмор, за простую речь, за радость, понятливость», «добрые слова».
Ведущий: на все эти прекрасные качества у поэта оказали влияние дамы сердца – сестра, мама, няня, жена, они также пробудили в нем поэтический талант. Вы большие молодцы! Я тоже присоединяюсь к вашему мнению.
На экране картина «Лицейский друг Иван Пущин у поэта».
А еще я от себя и от имени вас хочу попросить прощения у Пушкина.
Прости, мой Пушкин, что за столько лет
К тебе приехать мне не выходило,
И гениальности твоей бессмертный свет
Я лишь сегодня сердцем ощутила.
Хочу посоветовать почаще «ходить в гости к Пушкину» и тогда по – новому в вашей душе зазвучат все « чувства добрые», что лирой пробуждал поэт. Вы скажете: «Здравствуй, Пушкин!» и услышите в стихах:
- Здравствуй, племя, молодое, незнакомое!
Ведущий дает задание всем: учащимся, гостям: буриме – сочинить шутливые стихи на заданные рифмы (экспромт).
Весна – белизна
Сторона – ясна
Моей – в ней
Гори – дари
Днем – огнем
Зелена - одна
Результаты экспромта:
Умчалась зима – белизна,
На смену пришла зелена – весна.
Солнце, вставай и ярко гори.
Здоровья, музыки, света дари!
Все не та, не та сторона.
И дорога не так уж ясна…
При свечах и лампы моей
Отраженье дороги в ней.
Потеряешь иголку днем,
А потом не сыщешь ее с огнем.
И лишь нитка лежит зелена
И тихо бормочет: «Я одна, я одна…»
Звучит современная мелодия Рихарда Глаудера.
Список использованной мной литературы:
1.Книги А. С. Пушкина
2.Справочник для учителей начальных классов. Выпуск 2.
Очерки о детских писателях.
3.В. Воскобойников. «Жизнь замечательных детей».