Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование культурного поля младшего школьника

Гусева Елена Валерьевна,
учитель начальных классов;
Рыбинцева Марина Александровна,
учитель начальных классов
НОУ ДиПСО «Праздник +» Санкт- Петербурга

Родившийся ребенок попадает в определенную человеческую среду со своей сформировавшейся культурой. Ему предстоит еще стать человеком в полном смысле слова: развиться не только физически, но и усвоить все то, что известно и принято в его окружении - родную культуру. Культура становится способом «очеловечивания» человека. В отличие от «социализации», которая включает человека в структуру социума, делая его носителем определенных социальных ролей и общественных отношений, культурация формирует человеческую индивидуальность, сочетая, с одной стороны, особенности самой культуры, а с другой - предполагая возможность выбора тех ценностей, которые данный индивид усваивает. Вначале этот выбор осуществляют семья, школа, другие социальные институты, но в процессе взросления человек принимает самостоятельные решения относительно тех или иных возможностей.

Присвоение всего богатства культуры происходит через зону «ближайшего развития», посредством механизма интериоризации, при главенствующей роли среды и взрослого в ней, и проявляется в культурно предпочитаемой стратегии поведения.

С точки зрения рассматриваемой нами проблемы развития ребенка в процессе формирования его культурного поля, важно, что в каком бы направлении не двигался (не самоопределялся) ребенок, взаимодействуя с пространством культуры, он развивается, ориентируясь на культурные ценности.

Культурное поле каждого человека индивидуально, оно формируется под влиянием семьи и окружения, а также в процессе образования, изменяясь как под воздействием благоприятных, так и под влиянием негативных факторов среды. Под культурным полеммы понимаем пространство культуры, освоен­ное (присвоенное) личностью (М.П.Воюшина ) под влиянием изучения школьных дисциплин и иных внутренних и внешних сил, влияющих на процесс формирования культурного поля. Это понятие вбирает в себя прежние уровни обучения - знания, умения, развитие и включает новый - поведенческий уровень, проявляющийся как в процессе обучения, так и за рамками учебных ситуаций.

В результате активности, проявленной личностью, происходит обучение новым приемам освоения и присвоения культуры (процесс культурации). В процессе активного освоения художественного пространства, по мысли М.П.Воюшиной, формируются интересы, которые ведут, в свою очередь, к появлению новых потребностей, и круг не просто замыкается, а начинается новый виток движения.

Основным «двигателем» процесса культурного развития является сама личность ребенка, проявляющая активность в культуроосвоении. Таким образом, процесс формирования культурного поля может быть успешным, если он органично входит в учебную работу ребенка, связан с задачами, решаемыми на уроке, и в то же время выходит за рамки учебной деятельности, побуждая ребенка к самостоятельному поиску.

Как происходит процесс формирования культурного поля? Необходимо помнить, что силой, являющейся причиной его становления, являются потребности-источник активности человека. Потребности в деятельности, в познании, в общении, присущие младшим школьникам, становятся движущей силой развития личности. Потребность вызывает к жизни мотив -побуждение к активностии требует постановки целидеятельности. В результате активности, проявленной личностью, происходит процесс усвоения знаний,а на основе знаний формируются умения.В процессе активного освоения пространства формируются интересы,которые ведут к появлению новых потребностей, то есть начинается новый виток движения культурного поля. В процессе этого движения школьник получает опыт творческой и эмоционально-оценочной деятельности, у него начинают формироваться ценности. Для характеристики культурного поля потребности, интересы и мотивы оказываются существенными характеристиками, но особенно важными показателями сформированности культурного поля являются ценности и активность личности, активность, проявляющаяся в культуросообразном поведении, творчестве, расширении собственного кругозора, сохранении и созидании культурных ценностей. Этот опыт созидания чрезвычайно важен. Сделать что- то для других, отдать, а не взять, создать, а не сломать, получить радость оттого, что делишься с другими - этому необходимо учить младших школьников.

Ведущая роль в формировании культурного поля ребенка должно принадлежать школе. Это сложно сделать, изучая какой-то один конкретный учебный курс. Поэтому в течение учебного года нами были созданы множество ситуаций, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, которые бы способствовали развитию культурного поля учащихся. Особенно хотелось бы выделить наиболее интересные моменты.

Например, урок чтения, на котором перед детьми стояла задача пересказать сказки разных народов, объединенных одной тематикой, создать свой маленький диафильм, используя разрезные картинки. После чего целью стояло сопоставить сказки и доказать гипотезы спорящих ученых о том, где зародились все сказки, все в одном месте или у каждого народа свои.

На уроке математики по теме «Килограмм» ребята опытным путем самостоятельно приходили к выводу о необходимости существования единой единицы массы. Имея разные эталоны для измерения массы предметов (унция, лот, золотник) ребята взвешивали с их помощью крупу, а когда им было предложено обменяться, возник спор и для примирения было решено создать единую меру веса.

На уроках окружающего мира учaщиecя не раз участвовали в исследовательской и экспериментальной деятельности. Сравнивая хвойные и лиственные растения ребята исследовали собранные ими листья. Отвечая на вопрос, почему не тонет корабль делали из пластилина модель корабля и наглядно убеждались в законах физики.

Таким образом, с первоклассниками было положено начало по формированию культурного поля.

Список литературы:

1. Воюшина М.П. Культурное поле младшего школьника как объект метаметодического исследования. // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик (материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции 1-2 декабря 2004 года). – СПб.: Изд-во «Сударыня», 2005.

2. Воюшина М.П. Как ребенок взаимодействует с пространством культуры. // Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: Сб. статей по материалам Первой межвузовской научно-практической конференции / Под ред. З.А.Гриценко. – М.:, МГПУ, 2007.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»