Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коррекция агрессивного поведения, через формирование
навыков общения у учащихся младшего школьного возраста
в условиях общеобразовательной школы

Кузнецова Татьяна Валентиновна
В настоящее время все чаще школа сталкивается с тем, что туда попадает часть детей, у которых характеризуется несформированность элементарных навыков общения, трудности налаживания коммуникаций. Не все учащиеся умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные проявления, управлять своими поведенческими реакциями. Данное предположение основывается на результатах ежегодного мониторинга, выявляющего причины постановки учащихся на контроль. В начальной школе отклоняющееся поведение проявляется в виде агрессии, как в вербальной, так и физической форме. Учащиеся начальных классов не умеют договариваться в спорных вопросах, уступать другим в игре, решать возникающие конфликты неагрессивным способом. Младшие школьники в основном общаются посредством грубых слов, выражений, не используют во взаимодействии с окружающими элементарные вежливые слова, зачастую прибегают к физическим формам воздействия на обидчика (толкнуть, ударить, укусить и т.д.).
Зачастую основной причиной подобного поведения, по мнению исследователей, является отсутствие в поведенческом арсенале детей других – неагрессивных и социально приемлемых – способов общения и взаимодействия с окружающими [3]. С возрастом данные особенности детей становятся все более привычными (закрепляются в поведении), отклоняющееся поведение приобретает более выраженную враждебность и начинает граничить с противоправным поведением [4].
Формирование навыков общения у младших школьников является одной из актуальных задач современной школы, так как степень их сформированности влияет и на результативность обучения детей, и на процесс их социализации, коммуникабельность, способность к сотрудничеству с другими людьми и развития личности в целом.
Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается на всех сферах жизни младшего школьника: от поведения до успеваемости, толкает порой на различные противоправные поступки. В случаях неблагоприятного социального положения школьника в группе сверстников требуется вмешательство других школьных специалистов – социального педагога, психолога [1].
Поэтому через развитие навыков общения ребенок познает окружающий мир, учится проявлять добро и сопротивляться злу. В общении повышаются умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление младшего школьника, как личности. Возрастная категория выбрана неслучайно. «Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах» [6]. Общеобразовательная школа должна стремиться создать все условия для развития каждого школьника с учетом его специальных трудностей, уникальных способностей, специфических проблем, вследствие которых они менее охотно выполняют правила внутреннего распорядка, усвоение учебного материала и норм поведения [2].
«В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности» [5].
Деятельность социального педагога должна быть направлена на умение сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы должно быть включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева. Важным в работе нужно опираться и на помощь школьного психолога, так как необходимо развивать способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии.
Работа по формированию навыков общения предполагает несколько этапов: подготовительный, диагностический, информационно-просветительский, коррекционно-развивающий и аналитический.
Целью которой является осуществление деятельности, направленной на формирование коммуникативных навыков, и как следствие профилактику конфликтных ситуаций.
Задачи:
  1. Сформировывать одобряемые в обществе моральные представления.
  2. Учить осознавать свое поведение.
  3. Учить регулировать поведение в коллективе в соответствии с нормами и правилами, принятыми в коллективе.
  4. Сформировывать адекватные формы поведения.
  5. Сформировывать у детей такие качества, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание.
  6. Обучение детей, имеющих трудности в общении, способам неконфликтного взаимодействия через создание мультфильма;
  7. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
  8. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
  9. Раскрытие творческого потенциала личности каждого ребенка.
Предположительно, что в результате реализации деятельности социального педагога у учащихся сформируются навыки общения, также приобретут навык сотрудничества, прислушиваться к мнению других, что приведет к эффективному взаимодействию и, следовательно, снижению конфликтных ситуаций.
1. Диагностический этап
В ходе данного этапа социальному педагогу помогает выявлять, детей с трудностями в коммуникативной сфере, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе педагог-психолог. Как правило, данный этап приходится на 1 учебную четверть, когда осуществляется знакомство с вновь прибывшими учащимися, а также изучение их индивидуально-психологических особенностей. На данном этапе проводится сбор информации об учащихся начальной школы, анализируется социальный портрет классов, проводится наблюдение, анкетирование, тестирование, определяются критерии уровня коммуникативных навыков и умений, проводится анализ мониторинга причин постановки учащихся на внутришкольный контроль, коммуникативных трудностей, метод экспертной оценки, который позволяет определить уровень агрессии ребенка в процессе наблюдения за ним различными людьми.
Следствием несформированности навыков общения, возможно ведет к таким трудностям, как повышенная агрессивность, проявляемая как в вербальной, так и в физической форме (школьники, взаимодействуя с окружающими, обзываются, используют в речи нецензурные выражения, общаются с помощью кличек и других обидных слов; дерутся, задираются, провоцируют драки и т.д.)
 

Диаграмма 1
Данные диаграммы 1, наглядно показывают, что число детей младшего школьного возраста с трудностями в коммуникативной сфере в целом и повышенным уровнем агрессивности в частности значительно выше, особенно со 2 класса 3 и старше.
На основе рекомендаций классных руководителей и по результатам диагностического исследования были отобраны 7 учащихся, у которых, есть трудности в поведении. Из собранных материалов на каждого ребенка, была сформирована индивидуальная карта.
Индивидуальная карта представляет сбор информации: общие сведения (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес проживания, сведений о родителях). Общая характеристика от классного руководителя и школьного психолога. Дополнительные сведения получали в результате использования методов, беседы и наблюдения.
1. Беседа. Просьба рассказать о себе, о том, что нравится делать и почему.
Цель: установить контакт, расположить к себе ребенка, снять зажатость.
Оценить: насколько легко ребенок вступает в контакт с незнакомым человеком в новой обстановке, нуждается ли в присутствии родных (или другого близкого человека), чтобы чувствовать себя увереннее, общее речевое развитие (свободна ли речь, не вызывает ли затруднений поиск нужного слова и пр.), степень владения невербальными средствами коммуникации (мимика, жестикуляция и т.д.)
2. Информационно-просветительский этап
На данном этапе социальному педагогу необходимо:
  • знакомить взрослых (родителей, классного руководителя, воспитателя группы ППД) с результатами диагностики;
  • информировать родителей и педагогов об индивидуально-психологических особенностях детей данной категории; дает рекомендации по взаимодействию с учащимися, имеющими трудности в коммуникативной сфере, проявляющими агрессивное поведение;
  • мотивировать их на тесное сотрудничество в процессе коррекционно-развивающей работы, осуществляемой с учащимися.
Данный этап реализуется параллельно с остальными мероприятиями в рамках деятельности развития коммуникативных навыков у младших школьников.
Социальный педагог совместно с педагогом-психологом проводят с родителями групповые беседы на тему «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения». С целью информирования родителей о причинах возникновения трудностей в поведении этого возраста, формах проявления, мерах профилактики и способах коррекционного воздействия.
3. Коррекционно-развивающий этап
Данный этап состоит из двух частей.
Первая часть программы направлена на создание благоприятных условий в среде (классе) где есть учащиеся, с несформированными навыками общения, как следствие имеющими трудности в поведении. Вторая часть программы направлена на создание условий для самореализации личности, воспитание гармоничного члена общества. Создание анимационного фильма – это творчество в разных видах искусства. Мультипликация позволяет не только развивать творческие способности детей, но и способствует формированию коммуникативных навыков.
1 часть
Форма проведения: групповая работа с элементами тренинга в классах. Занятия проводятся еженедельно. Продолжительность работы: 6 занятий (по 60 минут).
Структура занятий:
- разминка (направленная на включение детей в процесс взаимодействия и общения);
- основная часть занятия: выполнение упражнений (нацеленных на введение детей в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы);
- проведение сеанса релаксации (направленного на снятие мышечных зажимов, свойственных агрессивным детям);
- ритуал завершения занятия (с целью создания комфортного климата в коллективе, получения внимания каждым ребенком).
Таблица 2 Тематическое планирование групповых занятий

занятия
Название, решаемые задачи Кол-во часов
Занятие №1 Вводное занятие. Знакомство
Задачи:
1. Создание положительной мотивации у учащихся для работы со специалистами;
  1. Снятие эмоционального напряжения;
  2. Знакомство с коллективом;
  3. Наблюдение за особенностями реализации задания с целью выявления уровня сформированности навыка организации собственной деятельности в коллективе, навыка в групповой работы, выявление лидеров;
  4. Создание условий для комфортного пребывания учащихся в коллективе класса;
  5. Формирование навыка организации деятельности в коллективе;
  6. Выявление лидеров в коллективе.
 
 
60 мин.
Занятие №2 «Понимание»
Задачи:
  1. Снятие эмоционального напряжения;
  2. Обучение учащихся прислушиваться к невербальным проявлениям другого человека;
  3. Тренировка скорости реакции и принятия решений;
  4. Развитие умения анализировать собственное поведение.
 
60 мин.
Занятие №3 «Волшебный лес»
Задачи:
  1. Обучение учащихся взаимодействовать при работе в малых группах;
  2. Сплочение коллектива;
2. Развитие креативности и творческого потенциала учащихся;
3. Научение уступать, делиться, отстаивать свои интересы;
4. Развитие умения анализировать собственное поведение, эмоции.
60 мин.
Занятие №4 «Правила»
Задачи:
1. Развитие умения принимать другие точки зрения;
2. Тренировка навыка общения и выражения собственного мнения;
2. Обогащение репертуара поведенческих реакций в ситуации повседневного общения;
3. Развитие умения анализировать собственное поведение, чувства;
4. Развитие эмпатии;
5. формирование дружеского настроя.
60 мин.
Занятие №5 «Вежливые слова»
Задачи:
  1. Создание условий для развития навыков умения сотрудничать в ситуации игрового взаимодействия;
  2. Создание условий для комфортного настроения в коллективе;
  3. Способствовать осознанию учащимися своих личностных качеств;
  4. Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации;
  5. Развитие навыков рефлексии.
60 мин.
Занятие №6
 

 
«Завершающее занятие»
Задачи:
  1. Развитие умения анализировать собственное поведение, эмоции;
  2. Создание условий для профилактики конфликтов в классном коллективе;
  3. Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации;
  4. Развитие навыков рефлексии.
60 мин.
 
С описанием занятий программы можно ознакомиться в приложении 2.
После проведения первого этапа можно переходить ко второму.
2 этап
Формирования группы «Юный мультипликатор». При этом в коррекционно-развивающую группу должны входить как учащиеся имеющие трудности в коммуникативной сфере, так и учащиеся с сформированными навыками общения. Подобный способ формирования группы позволяет создать условия, при которых дети с трудностями в коммуникативной сфере легче и быстрее усваивают адекватные формы общения, видя перед собой пример социально приемлемого поведения других учащихся.
Цель: через совместное создание мультфильма получить опыт взаимодействия в группе.
Задачи группы:
  1. Обучение детей, имеющих трудности в общении, способам неконфликтного взаимодействия через создание мультфильма;
  2. Научить осознавать свое поведение;
  3. Учить регулировать поведение в коллективе в соответствии с нормами и правилами, принятыми в коллективе;
  4. Формировать адекватные формы поведения;
  5. Научить осознавать свое поведение и владеть собой в различных ситуация
  6. получение опыта общения в возможных конфликтных ситуациях;
  7. Сформирование целеустремленности детей;
  8. Раскрытие творческого потенциала личности каждого ребенка.
Создание мультфильма. Важная организационная ценность мульттерапии – работа в команде. У каждого своя роль: режиссер, сценарист, художник, оператор, монтажер. Работа над мультфильмом – это, кроме всего прочего, процесс освоения новых технологий. Дети высказывают свое мнение, о том, какие эмоции вызывают у них тот или иной персонаж, и что они сами чувствуют. Совместная работа позволяет обсудить с ребятами конструктивные и деструктивные способы выхода из конфликта.
Создание мультфильма – это длительный и технически трудоемкий процесс. Не каждому взрослому хватает терпения, усидчивости работать на результат, который можно будет увидеть лишь через 2-3 месяца (приблизительно 50-70 часов занимает работа над 5-тиминутным фильмом для профессионального аниматора). Чтобы совершить такую работу, надо быть целостной личностью.
Важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде. У каждого здесь – своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер озвучивания, композитор, оператор и монтажер. Все, как в большой семье, или как в любом коллективе, который работает на результат. Обычная жизнь, где от усилий одного зависит общее благополучие. И ребенок понимает: «я – не винтик, не ненужная забытая деталь. От меня зависит, что получится в целом». И другой мальчишка или девчонка рядом, про которых раньше не очень было понятно – зачем они нужны, вдруг предстают такими же ценными и необходимыми, в чем-то своем талантливыми. И без них, оказывается, тоже не обойтись. А за внимание и любовь бороться уже не обязательно. И тянуть одеяло на себя не нужно – добра хватает на всех.
Ни одно занятие не проходит без обсуждения истории, которую хотят снять дети, положительных и отрицательных героев, которые будут в центре событий, тех приключений и конфликтов, вокруг которых строится действие. Дети высказывают свое мнение о том, какие эмоции вызывает у них тот или иной персонаж, и что они сами при этом чувствуют. Чаще всего в детских рукотворных мультфильмах если конфликт (или антагонизм персонажей) и есть, то разрешается он очень быстро, а дальше всем хочется быстрее перейти к каким-то мирным и веселым совместным действиям, что позволяет также обсудить с обучающимися конструктивные и деструктивные способы выхода из конфликта.
Структура занятий:
В целом занятия можно объединить в комплекс, который состоит из 4 блоков, характеризующихся своими особенностями.
1 блок – подготовительная деятельность.
1) Подготовка помещения, необходимых инструментов для мультипликации (фототехника, цветная бумага, пластилин, канцелярия и т.д.)
2) Обсуждение с участниками истории мультипликации, краткая информационная справка, создание мотивации
3) Обучение способам и техникам мультипликации
4) Разработка сценария
5) Распределение ролей
2 блок – собственно мультипликация. Процесс мультипликации может занимать от 3 до 12 встреч, в зависимости от сложности мультфильма и потребностей детей. В ходе создания мультфильма идет создание и проработка персонажей, реализация сценария. Обсуждение происходящего.
3 блок – рефлексия. Обсуждается с участниками что получилось, что нет, что нового они вынесли, каково им было общаться с товарищами по мультфильму, какие сложности возникали. Кроме рефлексии в конце работы, проводятся обсуждения по итогам каждой встречи.
Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для рисования, лепки, где есть игрушки и т.д. Все участники группы обеспечиваются раздаточным канцелярским материалом. Занятия проводятся за круглым столом или за партами.
Оборудование
Круглый стол или парты, мольберт, компьютер, программа для создания видео Windows Movie Maker, фотоаппарат, штатив, полотно для фона, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.), листы бумаги, цветная бумага, пластилин, небольшие игрушки, реквизит для мультфильмов, краски, карандаши, фломастеры, восковые и пастельные мелки.
Работа в группе «Юный мультипликатор», должна быть направлена на преодоление испытываемых ребенком трудностей в общении со сверстниками, близкими и взрослыми, а также на формирование в сознании детей установки на сотрудничество и позитивное взаимодействие с окружающими. Так же формирование целеустремленности и раскрытия творческого потенциала.
4. Аналитический этап
На данном этапе социальный педагог производит анализ результатов проведенной работы, диагностику изменений в поведении учащихся, оценку эффективности работы.
Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике.
Деятельность социального педагога по формированию навыков общения состоит из 4 этапов: диагностического, информационно-просветительского, коррекционно-развивающего и аналитического, каждый из которых включает в себя различные методики, по формированию коммуникативных навыков.
В программе основной акцент делается на групповую работу, что дает возможность приобретения младшими школьниками опыта совместной деятельности в коллективе сверстников, с кем каждый день приходится взаимодействовать, что с нашей точки зрения более эффективно, чем индивидуальные занятия. Помимо этого, индивидуальная работа требует большего количества занятий и большего числа специалистов и проводится со специалистами психологическим образованием, групповая работа охватывает большее количество детей, и возможность проведения специалистами других направлений.
В ходе деятельности были достигнуты следующие результаты. На этапе диагностики были выявлены 9 учащихся (из 243 продиагностированных), которые по результатам проективных методик, а также по карте наблюдения от классных руководителей, были выделены, как дети, испытывающие трудности при взаимодействии с одноклассниками, проявляющими агрессивное поведение, неумение договориться. Один из 2-х классов, двое из 3-х классов, 6 человек из четвертых классов. Все 9 учащихся проявляли вербальную агрессию (через обзывание других обидными словами, произнесении нецензурных слов, криков), конфликтности (в провоцировании конфликтов, игнорировании желаний и интересов других сверстников).

Диаграмма 2
На представленной диаграмме видно, что в основном учащиеся имеющие нарушения в поведении все проявляют вербальную агрессию и конфликтность, и почти все проявляют физическую агрессию. Значительная часть учащихся проявляют негативизм, который проявляется в отказе от интересной деятельности, в делании наоборот.
Анализ групповых занятий
Занятия проводились совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом.
1 занятие. Ребятам было предложено взять каждому стул и сесть в круг. Специалисты представились, а после, передавая мягкую игрушку – сердце, представлялись. После представления ученикам было предложено сделать упражнение «Предложение без слов». По количеству человек была заранее придумана фраза, которую нужно было составить. Распечатаны буквы на отдельных листах. Детям объяснили условия. В классе было много ребят, тех кто привык нарушать правила и дисциплину и тех, кто старается играть по правилам. Было отмечено, что те, кто привыкли нарушать правила пытались навязать свои правила, показывая свою букву и указывать остальным где им нужно встать. Пришлось вмешаться в процесс и еще раз проговорить правила выполнения задания. В итоге было затрачено времени больше чем планировалось. В конце выполненного задания была сделана фотография.
После этого упражнения перешли к игре «Лишний стул». В ходе игры специалисты отмечали, что наблюдаемые ребята во время игры толкались, сталкивали со стульев не только мальчиков, но и девочек. Со стороны одноклассников это было ожидаемо. Старались нарушить правила.
После динамичной игры ребят попросили сесть вкруг, для выполнения упражнения «Скажи доброе пожелание». Столкнулись с ситуацией, что детям было очень трудно проговорить добрые пожелания. Было много повторений.
2 занятие. Игра «Волк и страус» в основном прошла без особых сложностей. После беготни трудновато было рассадить детей на стулья, поставленные вкруг. Было предложено вспомнить ситуацию, когда каждый злился. И остальным рассказать способы, как они смогли справиться с этими чувствами. В основном девочки и мальчики, не имеющие трудностей в общении, легко смогли проговорить способы, помогающие справиться с эмоциями. Некоторые из подопечных отказывались говорить или повторяли то, что уже говорили одноклассники.
3 занятие. Ребятам было предложено объединиться в группы по 4 человека. Занятие прошло успешно, ребята старались соблюдать очередность. Результатом стала совместная картина, которую обсудили, и повесили в классе.
4 занятие. Каждому учащемуся был выдан лист бумаги. Объяснены условия, выполнять четко инструкцию ведущего, не глядя на других. Не все смогли четко следовать инструкции, 2 немного запутались с понятием право-лево. Выполнив задания ребятам предложили посмотреть на результаты одноклассников. Провели обсуждение.
Упражнение «Волшебная фраза» поначалу вызвало трудности, ребятам, особенно мальчикам с трудом формулировали предложения. Были и те, кто легко справился с заданием, испытывающие трудности в общении часто хихикали, видно было, что не хотели участвовать в задании.
В игру «Да, нет, не знаю» учащиеся включились очень охотно.
На прощание сели вкруг, проговаривая добрые пожелания.
5 занятие. Упражнение было предложено сделать стоя. Ребятам сложно было выполнить без смешков, кривляний. Информировали, что это можно использовать для снятия напряжения и раздражения.
Ребятам было предложено объединиться на группы по 4 человека. Это вызвало трудности, в процессе, ведущим пришлось предложить варианты, как разделиться на группы, в принудительном порядке. Были подготовлены конверты с разрезанными картинками. На время нужно было каждой группе собрать из кусочков картинку. Сразу можно было видеть, как некоторые учащиеся, не имея навыков коммуникации, подгоняли, кричали, обзывались. Приходилось останавливать время, разъяснять правила выполнения.
Учащимся было предложено взять по вырезанному сердечку, и написать на нем ласковое имя одноклассника. На это задание откликнулись охотно, было много вариантов ласковых имен.
6 занятие. Ребята сели вкруг, им выдали ручки, листы бумаги, нужно было разработать правила общения в коллективе. После того, как большинство написали правила, перешли к обсуждениям. Ведущие записали те правила, которые были приняты. Обсудили санкции за нарушение правил. Позднее правила были оформлены и вывешены в классе.
Взаимодействие продолжили в круге. Мягкая игрушка передавалась со словами с комплиментами. Это упражнение вызвало некоторые трудности.
Ребятам предложили анонимно написать, что понравилось, какие полезные умениями и навыками они овладели.
2 часть программы, «Юный мультипликатор» началась со второй недели ноября. Занятия проходили 1 раз в неделю по четвергам, в 15-30.
Ребята с согласия родителей объединились с другими учениками, пожелавшими заниматься в арт-терапевтической группе Студия «Юный мультипликатор».
Группа из 14 человек, где 9 человек, имеющих трудности коммуникации и 5 учащихся, не испытывающих трудности в общении и не обладающие конфликтным поведением.
1 занятие. Ребята сели за расставленные столы по кругу. Каждому был дан лист, ручка, для записи идей. Было предложено составить правила поведения группы. Специалисты старались не навязывать правила, которые будут утверждены в группе.
Правила:
Уважение каждого участника
Уважать мнение каждого участника группы,
Не употреблять ненормативную лексику
Право высказываться без оценочно
Все эти правила были написаны и прикреплены к стенду, для того чтобы можно было в любой момент напомнить о соблюдении договоренности участников группы. После этого, перешли обсуждению, что на следующее занятие ребята принесут нужные материалы (пластилин, набор фломастеров, ватман, фотоаппарат, штатив). Обсудили на какую тему будет создан мультфильм. Было решено создать мультфильм о весне. Сначала идет дождь, потом появляется солнце, которое греет землю, потом появляется трава, потом цветы, летают бабочки. Перед тем как расстаться, ребята благодарят всех участников группы. Специалисты начали этот ритуал.
2 занятие. Еще раз был обговорен сценарий мультфильма, один из ребят произнес слово, запрещенное к употреблению, ребята сразу ему напомнили о правилах поведения. Это очень подействовало. Он стал говорить, что не это слово хотел сказать. В целом все ребята держались, если кто-то хотел применять то поведение, которое ему привычно, другие сразу напоминали о правилах поведения на занятиях. Для начала был закреплен экран-ватман, установлен на подставку фотоаппарат. Приступили к лепке облаков и туч. В процессе создания облаков стали обсуждать, кто будет из детей будет делать снимки, кто будет руководить перемещением облаков на экране. Каждый участвовал изготовлении облаков, ребята принимали решение в обсуждении. Не все принесли пластилин, и многие делились с теми, у кого не было ничего. В конце занятия ритуал благодарности. всем участникам. Опять начали специалисты, остальные по кругу участвовали в ритуале благодарности.
3 занятие. Двое заболели. На занятии присутствовали 12 человек. В процессе создания возникли трудности, один ребенок посчитав, что ребята не совсем так приклеивают облака, стал раздражаться и диктовать условия. Специалисты пытались направить спор ребят в обсуждение, но девочка расплакалась, скинула вещи со стола и выбежала из кабинета. В целом, это для нее похожий сценарий поведения. Дальше занятие было продолжено без нее. По окончанию занятия ритуал благодарности не вызывал особого протеста.
Всего было проведено 9 занятий. В результате был создан мультфильм.
После этого было проведена диагностика, в целом снизилась физическая и вербальная агрессия, ребята стали реже употреблять слова ненормативной лексики, видимо из-за того, что их стали контролировать их же одноклассники. Снизилась также вспыльчивость в физических проявлениях, трое охотнее стали включаться в коллективную деятельность.
К сожалению, не все учащиеся, пока достигли положительных результатов. Двое из 9 не смогли улучшить поведение, конфликтные ситуации продолжали иметь место. Было принято решение, подключить к взаимодействию других субъектов профилактики, психолого-медико-социальный центр и центр социальной помощи семье и детям, для возможности предоставления большего спектра услуг учащимся и их семьям.
Таким образом: результаты реализации коррекции поведения через формирование навыков общения показали, что снизилась в целом физическая, вербальная агрессия и вспыльчивость, ребята стали охотнее включаться в коллективную деятельность, стали реже употреблять слова ненормативной лексики.


 

Список используемой литературы

 
  1. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Чернова А.А. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www.science-education.ru/120-16576
  2. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой. – СПб.: Питер, 2008. – 240с.
  3. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. М.: Речь, 2005. -190с.
  4. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Речь, 2007. – 479 с.
  5. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»: – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 352с.
  6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»