Воспитание детей. Воля и привычка
Утешева Татьяна Владимировна,
воспитатель группы продлённого дня ГБОУ Лицей №40
Приморского района Санкт-Петербурга
Какой из детских недостатков самый заметный и самый распространённый? Большинство родителей сойдутся во мнении: неорганизованность.
Ребёнок хватается сразу за много дел и ни одного не доводит до конца. Целыми днями сидит за уроками и всё же не успевает их подготовить. Слоняется по квартире и ничего не делает. Даёт слово, что начнёт учиться по-новому, и всё же продолжается по-старому… Вариант таких жалоб можно приводить бесконечно, и все будут реальны.
И характерно: на неорганизованность или, как ещё говорят, “разболтанность” ребёнка чаще всего жалуются родители школьников. А пап и мам малышей обычно тревожит иное: ещё недостаточная общительность ребёнка, проблемы в его развитии, упрямство.
Значит ли это, что маленькие дети всегда организованны, всегда внимательны, усидчивы? Не стоит и доказывать, что это не так. Здесь дело в том, что многим родителям малышей до поры до времени безразлично, есть ли у детей навыки самоорганизации. Они уверены, что сами всё в их жизни организуют. И лишь приход ребёнка в школу сразу обнаруживает, насколько опасно это самообольщение. Ребёнку самому надо быть сосредоточенным, собранным, и качества эти не возникнут сразу даже при всём его старании. Для них необходим фундамент – ещё до школы созданный запас так называемых волевых привычек.
Волевые привычки – это определённые навыки труда, организация быта, общения, закрепившиеся и ставшие, что называется, второй натурой человека, когда его “хочу” и “надо” объединяются в единое целое.
Именно благодаря волевым привычкам по-настоящему организованным, собранным людям не надо проявлять особой воли для того, чтобы делать всё своевременно и хорошо. Они – хозяева своего времени, своих дел, своих планов и, как правило, своей жизни в целом. Не жизнь тащит их за собой (по известной латинской пословице “Желающего судьба ведёт, нежелающего – тащит”), а они сами её направляют в соответствии со своими целями.
Главная волевая привычка – привычка к регулярному труду. За ней следуют:
- привычка к физической и гигиенической культуре;
- привычка к сдержанности в особо эмоциональных ситуациях;
- привычка быть обязательным в отношениях с людьми.
Волевые привычки прежде всего формируют уклад жизни семьи, тот, порой и неосознаваемый, стиль отношений, который в ней существует.
Именно волевые привычки воспитывают родители, требуя от ребёнка сначала убрать свои игрушки, неукоснительно мыть руки перед едой, а позже убирать свою постель, регулярно помогать по дому, а ещё позже – вовремя садиться за уроки, вовремя вставать и ложиться спать. В некоторых семьях к обязательному исполнению принимаются и утренняя зарядка, и обливания, и ежедневные занятия музыкой…
В итоге ребёнок приучается к труду, овладевает гигиеническими навыками, развивается физически и эстетически.
Но нередко бывает и так, что семейное воспитание с самого начала хаотично, бессистемно. Родители требуют от ребёнка определённого поведения, но не добиваются его; в самих же требованиях нет последовательности, а нередко они и противоречивы. Если ещё и родители сами недостаточно организованны, то волевые привычки у ребёнка не формируются.
Например, мать жалуется на неорганизованность сына, а сама за 10 минут подготовки домашнего задания 6 раз отвлеклась. Вероятно, точно так же, постоянно отвлекаясь, она читала ребёнку сказки, слушала его рассказы, отвечала на его вопросы. Ребёнок в таких случаях привыкает ксвоего рода разорванному вниманию, следовательно, невнимателен и в школе, и дома.
Существуют и другие варианты воспитания, приводящие к плохой самоорганизации ребёнка: когда родители, пусть даже и люди чёткие, собранные, не считают необходимым предъявлять малышу какие-либо постоянные требования. До самой школы у него нет никаких обязанностей: ему каждый раз напоминают, что надо мыть руки (или просто ведут в ванную), за ним убирают, моют, обеспечивают, так сказать, счастливое детство.
Итак, условия семейного воспитания, особенности характера родителей, общий семейный климат – первая из важнейших предпосылок воспитания волевых привычек.
Существует три основных стадии воспитания волевых привычек:
- Побуждение или самопринуждение. На этом этапе без внешних побуждающих (часто и заставляющих) воздействий не обойтись. Это может быть приказ, убеждение, собственный пример.
- Если деятельность ребёнка регулярно продолжается, постепенно происходит втягивание в деятельность: уже не надо “стоять над душой” ребёнка; однако деятельность ещё не стала потребностью. Возможны срывы.
- Деятельность становится потребностью (Вымыл руки – приятнее есть…).
Процесс формирования волевых привычек длительный – от нескольких недель до многих месяцев и даже лет.
Укоренившаяся волевая привычка становится чертой характера, определяя в самой значительной степени и профессиональную деятельность человека, и его жизнь.
Как гласит древняя поговорка:
“Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Посеешь характер – пожнёшь судьбу”.
У шестилеток ярко выражена потребность, которую В.А. Сухомлинский называл “потребностью быть хорошим”. Маленький ребёнок очень хочет заслужить одобрение старших. Надо использовать это качество в воспитании. На самых начальных этапах возникновения волевых привычек надо делать всё для того, чтобы и мытьё рук, и уборка постели, и уж тем более утренняя гимнастика не превращались в мучение для ребёнка и нервотрёпку для взрослых. Может быть надо не всегда развлекать, но создать атмосферу доброжелательности, спокойствия, радости общения, соединяющую и взрослого и ребёнка, необходимо всегда. И разумеется, если взрослые так много значат для детей, им следует быть примером для подражания.