Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я и мой мир"
Галецкая Виктория Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я и мой мир» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009;
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальная и основная школа. М.: Просвещение, 2012;
- Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
- Программа Н. И.Элиасберг по курсу «Я и мой мир» Этика и право в начальной школе, Санкт-Петербург, Перспектива, 2009;
- Устав ГБОУ гимназия № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга;
- Положение о рабочей программе учителя ГБОУ гимназии № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга;
- План внеурочной деятельности ГБОУ гимназия № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования: овладение умением работать с информацией; развитие творческих способностей; формирование нравственных качеств личности на основе гуманистической этики.
Занятия курса «Я и мой мир» являются важной составной частью целостной системы правового образования, которая стала региональным компонентом школьного образования в Санкт-Петербурге. Программа “Я и мой мир” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа “Я и мой мир” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
В соответствии с этими целями и методической концепцией можно сформулировать следующие задачи курса:
- формирование нравственной культуры учащихся;
- формирование развития коммуникативных умений, готовности к сотрудничеству;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
- пропаганда здорового образа жизни;
- воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности;
- развитие у детей интереса к совместному время провождению, самоуважения и взаимоуважения;
- развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
- развитие воображения, творческих способностей;
- обогащение представлений об окружающем мире.
Содержание и характеристика курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом. Системообразующими содержания правового образования являются ценности гуманистической этики и закреплённые в современном праве принципы приоритета ценности человека, его жизни и свободы перед другими ценностями общества и государства; равноправия людей независимо от пола, национальности, расы; право каждого на признание и защиту со стороны государства неотъемлемых прав человека и гражданина и на собственную защиту этих прав всеми законными способами как на национально-государственном, так и международном уровне. В предлагаемой системе реализуется личностно ориентированный подход, требующий дозировки правовой информации, особенно на начальных ступенях обучения, продвижения в познании правовых явлений «малыми шагами», но с обеспечением прочного, осознанного и прочувствованного усвоения учащимися тех элементов, которые необходимы им в жизни именно сейчас. При этом правовая информация вводится после формирования у учащихся соответствующих нравственных установок и на их основе.
Содержание программы:
- Жизнь на Земле. Цель: научить детей бережно относиться к окружающей природе и всему живому; воспитание личности с богатым духовным потенциалом.
- Жизнь и здоровье человека. Цель: развитие духовных и физических возможностей личности; формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.
- Индивидуальность человека, его честь и достоинство. Цель: воспитывать у детей нравственные и высокоморальные качества; воспитывать у детей уважение и понимание к окружающим их людям; научить детей критически оценивать себя и свои поступки.
- Права человека и способы их защиты. Цель: познакомить с самыми важными правами детей; познакомить с правозащитниками детей.
- Человек среди людей. Цель: воспитывать у детей умение ценить родных и близких, дорожить дружбой; организация и совместное проведение досуга детей; создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель».
- Сознательный труд и его результаты. Цель: выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей; учить детей эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде; выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни, отношение к труду.
- Дорогая цена вежливости. Цель: научить детей простым правилам этикета; научить применять правила хорошего тона в обществе.
- Общественный порядок и его охрана. Цель: научить детей знать и соблюдать главные правила общества; познакомить с главными правовыми документами и законами.
- Мой любимый город. Цель: Привить детям любовь и уважение к своему городу, его историческому прошлому, к его людям; научить бережно относиться к культурному наследию города.
10. Родина-Россия. Цель: научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут, приобщаться к духовным и национальным традициям; воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом; воспитание достойного гражданина своей страны.
11. Мир на планете Земля. Цель: раскрыть ценности мира между людьми, основанного на уважении к правам человека.
Изменения, внесенные в авторскую программу, обусловлены спецификой класса, особенностями ГБОУ гимназия № 426.
Программа является составной частью плана внеурочной деятельности ГБОУ гимназия № 426 по духовно-нравственному направлению. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса.
В соответствии с планом внеурочной деятельности и годовым календарным учебным графиком ГБОУ гимназия № 426, программа курса «Я и мой мир» рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год при 34 учебных неделях. 1 четверть – 9 часов, 2 четверть - 7 часов, 3 четверть - 10 часов, 4 четверть – 8 часов.
Программа составлена для учащихся 3-в класса. Группа сформирована в соответствии с интересами и желаниями учащихся и выбором родителей.
Технологии обучения и формы уроков обусловлены спецификой курса. Преподавание курса «Я и мой мир» предусматривает органическое сочетание этико-правовых бесед с занятиями, проводимыми в форме игр либо практикумов. Такое сочетание определяется важной ролью практически ориентированной деятельности и игр в воспитании школьников.
Реализация программы направлена на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствующих требованиям итоговой аттестации выпускников начальной школы.
Планируемые результаты освоения программы
(конец 3 класса)
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину;
- представление о ценностях многонационального общества;
- доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
- мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
- интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
- личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
- эстетические чувства, впечатления;
- понимание и сопереживание чувствам других людей;
- представление об этических нормах;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
- соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- сохранять учебную задачу (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах занятия);
- выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия;
- фиксировать удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
Познавательные:
Обучающийся научится:
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (художественной, справочной и научно-познавательной);
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать, сравнивать, осуществлять синтез, устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности;
- моделировать различные ситуации.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, проекты;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- понимать жизнь как главную ценность;
- бережно относиться к окружающей природе, к родному городу;
- понимать ценность моральных норм общества, оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения норм морали;
- стремиться соблюдать моральные нормы, правила этикета, правовые нормы, понимать связь между ними;
- знать о правах ребенка и способах их защиты;
- перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
- характеризовать основные правила гигиены;
- перечислять правила и традиции здорового образа жизни, особенности распределения обязанностей в семье;
- иметь представление о жизненных ценностях, о добре и зле, смысле жизни, отношении к труду;
- интересоваться историей и культурой своего города, России.
Реализация данной программы позволит:
- развивать познавательную активность;
- развить творческие способности личности учащегося;
- научить ребят делать самостоятельный выбор и нести за него ответственность;
- помочь каждому учащемуся осознать и проявить себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений;
- осуществлять неразрывную связь с социальной средой: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями и другими общественными организациями;
- развить общую и педагогическую культуру учащихся и родителей;
- сформировать у детей представления о здоровом образе жизни, создать мотивацию на выбор здоровых альтернатив жизни.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Тематическое планирование
- Жизнь на Земле – 4 часа
- Жизнь и здоровье человека – 4 часа
- Индивидуальность человека, его честь и достоинство – 4 часа
- Права человека и способы их защиты – 2 часа
- Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие, доброта – 4 часа
- Сознательный труд и его результаты - 2 часа
- Дорогая цена вежливости – 2 часа
- Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона – 4 часа
- Мой родной город – 4 часа
10. Родина - Россия – 2 часа
11. Мир на планете Земля – 2 часа
Календарно-тематический план
34 часа
№ |
Дата |
Тема |
Характеристика учебной деятельности учащихся, в том числе освоение ИКТ в ходе использования |
Использование ЦОР и ЭОР |
|
||
|
по плану |
факт |
|
||||
1 четверть (9 ч) |
|
||||||
|
01.09-05.09 |
|
Жизнь на земле (4 часа) Беседа: Разрушители и защитники природы.
|
Знать законы об охране природы. Уметь негативно воспринимать любые действия, приносящие ущерб природе. Формировать представление об охране природы как условие жизни и здоровья людей. Бережно относиться к природе. Воспринимать красоту природы как источник вдохновения. |
Конспект урока http://festival.1september.ru/articles/596489/ http://festival.1september.ru/articles/411701/
|
|
|
|
08.09-12.09 |
|
Игра: «Этот мир я берегу.»
|
Презентация «Берегите Землю!» http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/beregite_planetu_zemlyavtoraya_prizentaciya.pptx
|
|
||
|
15.09-19.09 |
|
Беседа: Зелёный патруль действует.
|
Конспект урока «Почему надо беречь природу?» http://nsportal.ru/galeckaya-viktoriya-aleksandrovna/
|
|
||
|
22.09-26.09 |
|
Практикум: «Как я помог природе». Конкурс сочинений. |
Презентация учителя. |
|
||
|
29.09-03.10 |
|
Жизнь и здоровье человека (4 часа) Беседа: Как стать сильным и ловким? |
Воспринимать в качестве главных ценностей жизнь человека и его здоровье. Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.
|
Конспект мероприятия http://festival.1september.ru/articles/623650/
|
||
|
06.10-10.10 |
|
Игра: «Папа, мама и я – спортивная семья».
|
|
|||
|
13.10-17.10 |
|
Беседа: Вредные привычки – угроза здоровью.
|
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/vrednye_privychki_narkomaniya.ppt
http://festival.1september.ru/articles/573209/
http://viki.rdf.ru/item/1701/download/
|
|||
|
20.10-24.10 |
|
Практикум: Конкурс плакатов.
|
|
|
||
|
27.10-31.10 |
|
Индивидуальность человека, его честьи достоинство (4 часа) Беседа: Кто они – люди, достойные уважения? |
Воспринимать в качестве главных ценностей свободу, достоинство. Осознавать, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу, равенство с другими людьми, честь и достоинство. Овладеть чёткими ценностными ориентирами гуманистической направленности. |
Презентация и методическая разработка
|
|
|
Корректировка программы ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
|
|
||||||
2 четверть (7 ч) |
|
||||||
|
10.11-14.11 |
|
Практикум. Кому бы я поставил памятник.
|
Воспринимать в качестве главных ценностей свободу, достоинство. Осознавать, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу, равенство с другими людьми, честь и достоинство. |
Презентация «Памятники детям войны» http://www.docme.ru/doc/72310/prezentaciya-pamyatniki-detyam-vojny Презентация «Память о прошлом» http://festival.1september.ru/articles/526921/
|
|
|
|
17.11-21.11 |
|
Беседа: Защита чести и достоинства человека.
|
Мастер-класс http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/master-klass-s-ispolzovaniem-ikt-chest-i-dostoinstvo-cheloveka Конспект урока http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98664569
|
|
||
|
24.11-28.11 |
|
Практикум. Ситуации. Как защитить свою честь?
|
Презентация http://prezentacii.com/obschestvoznanie/10250-chest-i-dostoinstvo-4-klass.html
|
|
||
|
01.12-05.12 |
|
Права человека и способы их защиты (2 часа). Беседа: Жестокость и насилие под запретом.
|
Воспринимать в качестве главных ценностей доброе отношение с окружающими людьми, мир между людьми. Усвоить систему знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, возможностях и методах защиты прав личности. |
Материалы к занятию Конспект занятия «Телефон доверия» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/klassnyy-chas-telefon-doveriya Презентация «Телефон доверия» http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/telefon-doverija.html Методическая разработка «Ты не один, мы вместе» http://festival.1september.ru/articles/635357/
|
|
|
|
08.12-12.12 |
|
Практикум: Консультация «Где искать защиту?»
|
|
|||
|
15.12-19.12 |
|
Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие доброта (4 часа) Беседа: Материнская молитва со дна моря поднимает. |
Воспринимать в качестве главных ценностей родных и близких людей, их любовь и заботу, доброе отношение с окружающими людьми, дружбу со сверстниками. Проявление добрых отношений в поведении учащихся.
|
Презентация «Баллада о матери» http://www.myshared.ru/slide/428410/
|
|
|
|
22.12-26.12 |
|
Практикум. Письмо маме. |
Песенка мамонтёнка http://www.youtube.com/watch?v=wYN9SWuBOUY
|
|
||
Корректировка программы ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ |
|
||||||
3 четверть (10 ч) |
|
||||||
|
12.01-16.01 |
|
Беседа: Догадайся, где нужна твоя помощь?
|
Воспринимать в качестве главных ценностей родных и близких людей, их любовь и заботу, доброе отношение с окружающими людьми, дружбу со сверстниками. Проявление добрых отношений в поведении учащихся. |
Презентация «Одноклассники, сверстники, друзья» http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/odnoklassniki-sverstniki-druzja1.html
|
|
|
|
19.01-23.01 |
|
Практикум: Книжкина больница.
|
|
|
||
|
26.01-30.01 |
|
Сознательный труд и его результаты (2 часа) Беседа: Вместе весело трудиться. |
Воспринимать труд как условие развития человека. |
Презентация «Субботник» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/subbotniki
|
|
|
|
02.02-06.02 |
|
Игра: Мастерская радости.
|
|
|
||
|
09.02-13.02 |
|
Дорогая цена вежливости (2 часа) Беседа: Что такое хамство.
|
Понимать, что правила вежливости основаны на уважении к человеку. Усвоить совокупность конкретных правил поведения, в семье, дома, в школе, на улице, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.
|
Презентация «Страна вежливости» http://prezentacii.com/detskie/2755-strana-vezhlivosti.html Методическая разработка
Методическая разработка «Путешествие в страну вежливости и доброты» |
|
|
|
16.02-20.02 |
|
Игра: «Подскажи словечко».
|
||||
|
24.02-27.02 |
|
Общественный порядок и ео охрана. Строгие требования закона (4 часа) Беседа: Правила, установленные государством. |
||||
Понимать закон, как важный государственный документ, в котором содержатся правила, обязательные для выполнения. Негативно относиться к насилию, любым действиям, наносящим ущерб природе, к порче школьного имущества. Овладеть юридическими терминами и понятиями в объёме, необходимом для изучения основ прав. |
Конспект урока «Права, делающие мир человечнее» http://nsportal.ru/galeckaya-viktoriya-aleksandrovna/
|
||||||
|
02.03-06.03 |
|
Игра: «Если бы я был президентом».
|
Методическая разработка и презентация http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/v-prezidenty-by-poshel-tolko-by-izbrali
|
|
||
|
10.03-14.03 |
|
Беседа: Наказание по закону. Встреча с работниками правоохранительных органов.
|
|
|
||
|
16.03-21.03 |
|
Игра: «Можно – нельзя».
|
|
|
||
Корректировка программы ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ |
|
||||||
4 четверть (8 ч) |
|
||||||
|
01.04-03.04 |
|
Мой родной город (4 часа) Беседа: Страницы каменой книги.
|
Воспринимать в качестве ценостей малую Родину – город, в котром ты живёшь, его историю, традиции и черты характера его жителей. Воспринимать красоту города – источник духовного развития. |
Беседа-путешествие и заочная экскурсия по Санкт-Петербургу. http://festival.1september.ru/articles/512734/
|
|
|
|
06.04-10.04 |
|
Экскурсия: По улицам нашего города «Их именами названы..»
|
|
|
||
|
13.04-17.04 |
|
Игра: «Звёздный час».
|
«Я люблю тебя, Россия» http://ya-uchitel.ru/load/klassnomu_rukovoditelju/klassnye_chasy/intellektualnaja_igra_zvezdnyj_chas_dlja_uchashhikhsja_3_4_ Методическая разработка и презентация «Санкт-Петербург»
|
|
||
|
20.04-24.04 |
|
Экскурсия: Интерактивная экскурсия в городском Краеведческом музее.
|
|
|
||
|
27.04-30.04 |
|
Родина – Россия (2 часа) Беседа: Моя Родина – Россия. |
Воспринимать в качестве главных ценностей Отечество, как страну, где ты родился; народ, который связан общей историей, языком, традициями. |
Презентация http://viki.rdf.ru/item/323/ Презентация http://prezentacii.com/obschestvoznanie/1060-rossiya-nasha-rodina.html
|
|
|
|
04.05-08.05 |
|
Игра: «Моя Отчизна» КВН.
|
КВН методическая разработка и презентация http://festival.1september.ru/articles/520509/
|
|
||
|
11.05-15.05 |
|
Мир на планете Земля (2 часа) Беседа: Что могут сделать дети для защиты мира.
|
Уметь выразить своё отношение к миру, как к жизненной ценности. |
Методическая разработка http://sandbox.openclass.ru/node/304637
|
|
|
|
18.05-22.05 |
|
Игра: Праздник «Нам нужен мир!»
|
|
|
||
Корректировка программы ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ |
|
||||||
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
ЛИТЕРАТУРА
|
Основная |
Дополнительная |
Для учителя |
Правовое образование в начальной школе: Методические рекомендации. – СПб., Специальная литература, 2006. |
Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. – СПб., Специальная Литература; 1999. |
Для учащихся |
Учимся думать о себе и о других: Книга для чтения и размышления. Н.И Элиасберг. – СПб., Специальная литература, 2006. Этика и право в начальной школе Н. И. Элиасберг Санкт-Петербург, Перспектива, 2009 |
Права ребёнка – это ваши права: Для детей 7-10 лет. – СПб., Папирус, 2006. Изучаем права человека. Антонов В.В. – Москва, «Вита – Пресс" Ваши права! Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. – Москва, «Вита-Пресс», 1995. Я и мой мир. Игры (1-4классы) М.Г. Ермолаева, Н. И .Элиасберг Санкт-Петербург, 2006. |
ОБОРУДОВАНИЕ
· компьютер учителя PHILIPS с возможностью выхода в Интернет;
· проектор BENQ;
· компьютеры ученика TOSHIBA (мобильный кабинет);
· документ-камера AverVision.
МЕДИАРЕСУРСЫ
· http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
· http://festival.1september.ru/
Календарно-тематический план
34 часа
№ |
Дата |
Тема |
Характеристика учебной деятельности учащихся, в том числе освоение ИКТ в ходе использования |
Использование ЦОР и ЭОР |
|
||
|
по плану |
факт |
|
||||
1 четверть (9 ч) |
|
||||||
1. |
01.09-05.09 |
|
Жизнь на земле (4 часа) Беседа: Разрушители и защитники природы.
|
Знать законы об охране природы. Уметь негативно воспринимать любые действия, приносящие ущерб природе. Формировать представление об охране природы как условие жизни и здоровья людей. Бережно относиться к природе. Воспринимать красоту природы как источник вдохновения. |
Конспект урока http://festival.1september.ru/articles/596489/ http://festival.1september.ru/articles/411701/
|
|
|
2. |
08.09-12.09 |
|
Игра: «Этот мир я берегу.»
|
Презентация «Берегите Землю!» http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/beregite_planetu_zemlyavtoraya_prizentaciya.pptx
|
|
||
3. |
15.09-19.09 |
|
Беседа: Зелёный патруль действует.
|
Конспект урока «Почему надо беречь природу?» http://nsportal.ru/galeckaya-viktoriya-aleksandrovna/
|
|
||
4. |
22.09-26.09 |
|
Практикум: «Как я помог природе». Конкурс сочинений. |
Презентация учителя. |
|
||
5. |
29.09-03.10 |
|
Жизнь и здоровье человека (4 часа) Беседа: Как стать сильным и ловким? |
Воспринимать в качестве главных ценностей жизнь человека и его здоровье. Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.
|
Конспект мероприятия http://festival.1september.ru/articles/623650/
|
||
6. |
06.10-10.10 |
|
Игра: «Папа, мама и я – спортивная семья».
|
|
|||
7. |
13.10-17.10 |
|
Беседа: Вредные привычки – угроза здоровью.
|
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/vrednye_privychki_narkomaniya.ppt
http://festival.1september.ru/articles/573209/
http://viki.rdf.ru/item/1701/download/
|
|||
8. |
20.10-24.10 |
|
Практикум: Конкурс плакатов.
|
|
|
||
9. |
27.10-31.10 |
|
Индивидуальность человека, его честьи достоинство (4 часа) Беседа: Кто они – люди, достойные уважения? |
Воспринимать в качестве главных ценностей свободу, достоинство. Осознавать, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу, равенство с другими людьми, честь и достоинство. Овладеть чёткими ценностными ориентирами гуманистической направленности. |
Презентация и методическая разработка
|
|
|
Корректировка программы ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
|
|
||||||
2 четверть (7 ч) |
|
||||||
10. |
10.11-14.11 |
|
Практикум. Кому бы я поставил памятник.
|
Воспринимать в качестве главных ценностей свободу, достоинство. Осознавать, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу, равенство с другими людьми, честь и достоинство. |
Презентация «Памятники детям войны» http://www.docme.ru/doc/72310/prezentaciya-pamyatniki-detyam-vojny Презентация «Память о прошлом» http://festival.1september.ru/articles/526921/
|
|
|
11. |
17.11-21.11 |
|
Беседа: Защита чести и достоинства человека.
|
Мастер-класс http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/master-klass-s-ispolzovaniem-ikt-chest-i-dostoinstvo-cheloveka Конспект урока http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98664569
|
|
||
12. |
24.11-28.11 |
|
Практикум. Ситуации. Как защитить свою честь?
|
Презентация http://prezentacii.com/obschestvoznanie/10250-chest-i-dostoinstvo-4-klass.html
|
|
||
13. |
01.12-05.12 |
|
Права человека и способы их защиты (2 часа). Беседа: Жестокость и насилие под запретом.
|
Воспринимать в качестве главных ценностей доброе отношение с окружающими людьми, мир между людьми. Усвоить систему знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, возможностях и методах защиты прав личности. |
Материалы к занятию Конспект занятия «Телефон доверия» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/klassnyy-chas-telefon-doveriya Презентация «Телефон доверия» http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/telefon-doverija.html Методическая разработка «Ты не один, мы вместе» http://festival.1september.ru/articles/635357/
|
|
|
14. |
08.12-12.12 |
|
Практикум: Консультация «Где искать защиту?»
|
|
|||
15. |
15.12-19.12 |
|
Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие доброта (4 часа) Беседа: Материнская молитва со дна моря поднимает. |
Воспринимать в качестве главных ценностей родных и близких людей, их любовь и заботу, доброе отношение с окружающими людьми, дружбу со сверстниками. Проявление добрых отношений в поведении учащихся.
|
Презентация «Баллада о матери» http://www.myshared.ru/slide/428410/
|
|
|
16. |
22.12-26.12 |
|
Практикум. Письмо маме. |
Песенка мамонтёнка http://www.youtube.com/watch?v=wYN9SWuBOUY
|
|
||
Корректировка программы ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ |
|
||||||
3 четверть (10 ч) |
|
||||||
17. |
12.01-16.01 |
|
Беседа: Догадайся, где нужна твоя помощь?
|
Воспринимать в качестве главных ценностей родных и близких людей, их любовь и заботу, доброе отношение с окружающими людьми, дружбу со сверстниками. Проявление добрых отношений в поведении учащихся. |
Презентация «Одноклассники, сверстники, друзья» http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/odnoklassniki-sverstniki-druzja1.html
|
|
|
18. |
19.01-23.01 |
|
Практикум: Книжкина больница.
|
|
|
||
19. |
26.01-30.01 |
|
Сознательный труд и его результаты (2 часа) Беседа: Вместе весело трудиться. |
Воспринимать труд как условие развития человека. |
Презентация «Субботник» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/subbotniki
|
|
|
20. |
02.02-06.02 |
|
Игра: Мастерская радости.
|
|
|
||
21. |
09.02-13.02 |
|
Дорогая цена вежливости (2 часа) Беседа: Что такое хамство.
|
Понимать, что правила вежливости основаны на уважении к человеку. Усвоить совокупность конкретных правил поведения, в семье, дома, в школе, на улице, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.
|
Презентация «Страна вежливости» http://prezentacii.com/detskie/2755-strana-vezhlivosti.html Методическая разработка
Методическая разработка «Путешествие в страну вежливости и доброты» |
|
|
22. |
16.02-20.02 |
|
Игра: «Подскажи словечко».
|
||||
23. |
24.02-27.02 |
|
Общественный порядок и ео охрана. Строгие требования закона (4 часа) Беседа: Правила, установленные государством. |
||||
Понимать закон, как важный государственный документ, в котором содержатся правила, обязательные для выполнения. Негативно относиться к насилию, любым действиям, наносящим ущерб природе, к порче школьного имущества. Овладеть юридическими терминами и понятиями в объёме, необходимом для изучения основ прав. |
Конспект урока «Права, делающие мир человечнее» http://nsportal.ru/galeckaya-viktoriya-aleksandrovna/
|
||||||
24. |
02.03-06.03 |
|
Игра: «Если бы я был президентом».
|
Методическая разработка и презентация http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/v-prezidenty-by-poshel-tolko-by-izbrali
|
|
||
25. |
10.03-14.03 |
|
Беседа: Наказание по закону. Встреча с работниками правоохранительных органов.
|
|
|
||
26. |
16.03-21.03 |
|
Игра: «Можно – нельзя».
|
|
|
||
Корректировка программы ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ |
|
||||||
4 четверть (8 ч) |
|
||||||
27. |
01.04-03.04 |
|
Мой родной город (4 часа) Беседа: Страницы каменой книги.
|
Воспринимать в качестве ценостей малую Родину – город, в котром ты живёшь, его историю, традиции и черты характера его жителей. Воспринимать красоту города – источник духовного развития. |
Беседа-путешествие и заочная экскурсия по Санкт-Петербургу. http://festival.1september.ru/articles/512734/
|
|
|
28. |
06.04-10.04 |
|
Экскурсия: По улицам нашего города «Их именами названы..»
|
|
|
||
29. |
13.04-17.04 |
|
Игра: «Звёздный час».
|
«Я люблю тебя, Россия» http://ya-uchitel.ru/load/klassnomu_rukovoditelju/klassnye_chasy/intellektualnaja_igra_zvezdnyj_chas_dlja_uchashhikhsja_3_4_ Методическая разработка и презентация «Санкт-Петербург»
|
|
||
30. |
20.04-24.04 |
|
Экскурсия: Интерактивная экскурсия в городском Краеведческом музее.
|
|
|
||
31. |
27.04-30.04 |
|
Родина – Россия (2 часа) Беседа: Моя Родина – Россия. |
Воспринимать в качестве главных ценностей Отечество, как страну, где ты родился; народ, который связан общей историей, языком, традициями. |
Презентация http://viki.rdf.ru/item/323/ Презентация http://prezentacii.com/obschestvoznanie/1060-rossiya-nasha-rodina.html
|
|
|
32. |
04.05-08.05 |
|
Игра: «Моя Отчизна» КВН.
|
КВН методическая разработка и презентация http://festival.1september.ru/articles/520509/
|
|
||
33. |
11.05-15.05 |
|
Мир на планете Земля (2 часа) Беседа: Что могут сделать дети для защиты мира.
|
Уметь выразить своё отношение к миру, как к жизненной ценности. |
Методическая разработка http://sandbox.openclass.ru/node/304637
|
|
|
34. |
18.05-22.05 |
|
Игра: Праздник «Нам нужен мир!»
|
|
|
||
Корректировка программы ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ |
|
||||||
|