Методика организации и проведения «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории
Методика организации и проведения «Уроков Мужества», посвященных памятным событиям Великой Отечественной войны
Тодоран Надежда Александровна,
Минина Татьяна Дмитриевна,
учителя начальных классов
ГБОУ СОШ № 222
с углубленным изучением немецкого языка
«ПЕТРИШУЛЕ»
Центрального района Санкт-Петербурга
Адрес: СПб, Невский пр., д. 22/24
Пояснительная записка
В номинации «Методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории» представляем работу по теме «Методика организации и проведения «Уроков Мужества», посвященных памятным событиям Великой Отечественной войны».
Цель таких уроков – патриотическое воспитание учащихся.
Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать почувствовать свою сопричастность к судьбе Отечества. Только переживание и понимание событий исторического прошлого Родины способно сформировать у подрастающего человека настоящее чувство гражданственности и патриотизма.
В патриотическом воспитании учащихся начальных классов мы используем разные формы и методы работы. Но основными являются:
· встреча с ветеранами, жителями блокадного города,
· совместная работа с музеем школы,
· участие в школьных мероприятиях военно-исторического клуба
Сильную эмоциональную окраску и воспитательную силу несут в себе встречи с ветеранами, жителями блокадного города.
Организация таких встреч, формирование чувства долга перед ветеранами и уважения к их поколению – одна из важнейших задач. Для решения этой задачи:
· наша школа взаимодействует с Советом ветеранов II Спецшколы ВВС, которая во время блокады располагалась в нашей школе. Ветераны с удовольствием участвуют в «Уроках Мужества», посвященных памятным датам Великой Отечественной войны.
· Бабушки и прабабушки наших учеников приходят в классы, рассказывают о военном времени.
Особый интерес представляет сотрудничество с военно-историческим клубом "Гренадер", основанным в 2003 году.
За это время "Гренадер" занял одно из лидирующих мест среди клубов военной реконструкции. "Гренадер" является постоянным участником всех военно-исторических и военно-патриотических мероприятий, проводимых не только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, но и в России, а так же в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Участие в таких значимых кинематографических проектах достигается не только интересом всех членов клуба к военной истории, но и кропотливой работой каждого по созданию достоверного военно-исторического образа. В рядах клуба состоит более 30 человек, что позволяет снимать батальные сцены.
Участники клуба с удовольствием работают и со школьниками. Мальчиков интересует обмундирование военных двух армий, оружие тех лет. (Приложение)
Деятельность клуба не ограничивается рамками Великой Отечественной войны. В истории России есть много памятных дат, а у нас - возможность сотрудничества с военно-историческим клубом "Гренадер".
Методика организации и проведения «Уроков Мужества», посвященных памятным датам Великой Отечественной войны
Любое мероприятие должно тщательно готовиться. Успех его зависит от подготовки, подбора материала, учета возраста учащихся, учета временных рамок проекта и мероприятия, и, конечно, от созданного благоприятного морально-психологического климата.
Мы предлагаем все это увидеть на примере организации работы над проектом, посвященном дню снятия блокады Ленинграда, итогом которого был «Урок мужества».
Подготовительная работа над проектом в классах нашей школы проходила с 6 декабря по 27 января.
6 декабря – день памяти подвига выпускника нашей школы В. Васильковского. Начало изучения учащимися истории Великой Отечественной войны.
18 января – день прорыва блокады Ленинграда в 1943 году. Изучение истории блокадного города.
27 января – дня снятия блокады Ленинграда в 1944 году. Урок мужества.
Проект, посвященный дню снятия блокады, может быть по времени длиннее – и начинаться 8 сентября – день начала блокады города в 1941 году. Либо короче – с 18 января – день прорыва блокады в 1943 году.
План работы над проектом
· Дети с помощью взрослых изучают по книгам военную историю города-героя Ленинграда.
· Подготавливаются и выполняются творческие задания, чтобы весь эмоциональный и информационный потенциал учащихся был реализован: рисунки, сочинения, участие в инсценировках и инсталляциях.
· Встреча с ветеранами проходит в каждом классе отдельно. Ветеранам легче выступать на небольшую аудиторию. Учащиеся готовят к встрече вопросы, возникшие в ходе изучения истории, подарки, открытки, сделанные своими руками. Когда учащиеся готовятся сами, это дисциплинирует их внимание на Уроке: они очень сосредоточенно слушают, «ловят» каждое слово ветерана. Главное – пробудить в младшем поколении чувство сопереживания, уважения к старшему поколению.
· Посещение музея школы. Темы: «О работе нашей школы в блокадном городе», «Подвиги наших выпускников по время Великой Отечественной войны»
· Знакомство и сотрудничество с военно-историческим клубом
· «Урок мужества» для начальной школы.
Оптимальная дата проведения этого мероприятия – 26 или 28 января.
Краткий конспект «Урока Мужества» прилагается.
Краткий конспект
Урок Мужества – памятные даты Великой Отечественной войны, - посвящается Дню снятия блокады Ленинграда
Цель: содействие воспитанию патриотизма и сопричастности к истории родного края посредством «погружения» участников мероприятия в события блокадного периода жизни ленинградцев.
Задачи:
· дополнить знания учащихся о блокаде Ленинграда и героизме его жителей;
· познакомить выпускниками школы – героями Великой Отечественной войны.
· способствовать воспитанию уважительного отношения к
памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам и чувства гордости за своих земляков.
развивать навык работы с дополнительными источниками, навык беседы с людьми старшего поколения
Оборудование:проектор, ноутбук, экран, колонки, микрофоны
План урока
I. Вступительная часть:
Инсталляция «Первый день войны» в исполнении учащихся.
…Девочки прыгают на скакалках, мальчишки играют в чехарду.
Вдруг дети видят самолеты с крестами. Звук летящих бомб, взрыв… Беззаботное детство закончилось. Началась война…
II. Основная часть урока:
· Презентация «Блокада Ленинграда»
Воспоминания жительницы блокадного города Пархоменко (Фон Глазенапп) Генуэффы Владимировны.
· Представление экспозиции музея школы ко дню снятия блокады.
· Инсценировка «Блокадная школа».
…Уже через два месяца после началавойны, в сентябре Ленинград был окружён. Началась блокада. А как же школа? Что, будем отменять занятия? Но ведь фашисты только этого и хотят! Доставим им такую радость? Ни за что! …
Актеры – учащиеся 2 класса – играют реальных учеников и учителей блокадной школы. Их историю наши актеры узнали из отчетов, писем, дневников хранившихся в музее «ПЕТРИШУЛЕ»
· Выступление военно-исторического клуба «Гренадер». Форма и оружие Красной Армии 1941-1945 годов. Форма и оружие немецкой армии 1941-1945 годов. (приложение )
III. Заключительная часть урока:
Такие уроки вызывают большой интерес у учащихся: обычно после Урока они обступают членов клуба и задают им еще очень много вопросов. (приложение)
4. Дополнительные материалы и приложения.
Приложение – фотоальбом
Ожидаемый результат:
- воспитание патриотов России;
Полученный результат:
- пробуждение в младшем поколении чувство сопереживания, уважения к старшему поколению.