Организация взаимодействия с родителями.
Особенности подготовки и проведения собраний
в начальной школе
Макарова Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов,
воспитатель ГПД ГБОУ школы №570
Невского района Санкт-Петербурга
Введение
Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общества.
Образовательное учреждение является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательных целей школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к общеобразовательным учреждениям и закреплённым в ФГОС, надлежащих к исполнению [2]. К таким требованиям относятся: научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей. На учителя возлагается ответственность за их реализацию. В связи с этим возникает ряд вопросов, одним из которых является организация взаимодействия педагогов с родителями обучающихся, направленная на создание единого воспитательного пространства.
Специфика организации взаимодействия школы и семьи
В работах В.А. Сухомлинского используется понятие «школьно-семейное воспитание», так как личность ребенка в процессе ее формирования носит целостный характер, и в этом процессе ведущая роль принадлежит школе. Она расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляет педагогическое просвещение, координирует её действия.
К.Д.Ушинский писал: «Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, …, необходимы ещё и специальные знания…». Поэтому основная задача сотрудничества школы и семьи должна заключаться в оказании родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.
Основополагающими условиями для такого сотрудничества выступают взаимная заинтересованность сторон в достижении конкретных педагогических целей; открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем [5, с.24]. В такой работе, как пишет В.А.Сластёнин, есть своя специфика, которая обусловлена следующими факторами:
- знанием объективных закономерностей педагогического процесса;
- чётким представлением социальных функций школы;
- пониманием тенденций и особенностей развития семьи;
- практической подготовленностью учителя к работе с родителями;
- общественностью по воспитанию подрастающего поколения.
Успех такой работы во многом определяется желанием, заинтересованностью педагогического коллектива школы в развитии и формировании родительской культуры и зависит от комплексного, системного подхода к организации работы с родителями [4]. При этом следует учитывать особенности развития современной семьи: разницу в социальном укладе жизни, в различном материальном достатке, в обособлении молодой семьи от старшего поколения и т.д.
Таким образом, учёт особенностей, тенденции в развитии семьи – необходимые условия объединения воспитательных влияний школы и семьи. Учителю важно научиться строить отношения с родителями, ориентируясь на взаимное доверие, подчёркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьёй, демонстрируя желание оказать педагогическую поддержку родителям. Кроме того, регулярное и, главное, неформальное общение с семьями учащихся позволит учителю сформировать у родителей положительный настрой на анализ проблем обучения, воспитания и развития их детей, правильно определить причины и источники неблагополучия в семье, выбрать наиболее адекватные пути их решения.
Формы и методы, их особенности в работе учителя с родителями учащихся
Существуют различные формы и методы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической культуры. Одной из таких форм является родительское собрание.
Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими и тематическими;
- итоговыми;
- общешкольными и классными [3, с.212].
На родительском собрании встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, – педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы детей.
Для школьных психологов, социальных педагогов, логопедов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей.
Вся работа школы с семьей делится на две основные формы: коллективная и индивидуальная. К коллективным формам работы относят педагогический лекторий, конференции, университет педагогических знаний, практикум, открытые уроки и мероприятия, родительские собрания, к индивидуальным формам – консультации, педагогическое поручение и посещение на дому.
Важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является родительское собрание. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами совместно с администрацией школы на педсоветам и методических объединениях, а так же, может обсуждаться на родительском комитете. Классные родительские собрания эффективны в том случае, если обсуждение успеваемости обучающихся становится мостиком к решению той или иной актуальной педагогической проблеме. В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести. Классное родительское собрание проводится 4 – 5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса, определяются основные линии сотрудничества родителей и школы.
Функции родительского собрания. Его подготовка и проведение
Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:
1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях и т.п.);
2)психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
3)вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).
Поэтому подготовку к родительскому собранию следует начать с определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют. Этому может помочь заранее составленный вопросник. Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание.
Родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют своего ребенка. Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно значимая составная работы учителя начальных классов. В этом ему должны помогать администраторы, специалисты психолого-педагогического медико-социального центра, педагоги службы дополнительного образования и др.
Этапы родительского собрания
1 этап. Организация родительского собрания
Этот этап начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Разумно провести собеседование классного руководителя с другими учителями, работающими в данном классе. Цель этой встречи – пути устранения трудностей в обучении.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нём родительского собрания (выставка творческих работ).
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания
Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, любое собрание, по мнению Н.И. Дереклеевой, должно включать в себя 5 обязательных компонентов.
- Анализ учебных достижений учащихся класса.
- Ознакомление родителей с социально-эмоциональным климатом в классе.
- Психолого-педагогическое просвещение (новинки педагогической литературы, выставки, фильмы …).
Основное выступление на собрании не должно занимать много времени. Необходимо после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные мероприятия …) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.
- Личные беседы с родителями.
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания (листы для оценок и пожеланий родителей)
Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы (протокол) и коллег-педагогов (вопросы организации праздников) [3, с.213-215].
Правила подготовки классного родительского собрания:
· Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. (анкеты, вопросники)
· Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
· Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
· Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
· Правило пятое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя в проведении собраний. Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно-воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность.
Важно помнить, что НЕ стоит:
- осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
- сравнивать успехи отдельных учащихся;
- давать негативную оценку всему классу;
- переоценивать значение отдельных предметов;
- использовать в общении с родителями назидательный тон.
Следует быть предельно корректным и тактичным [1, с.156].
Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к родителям и учащимся, изучению школьников, осуществлению мер по устранению причин неуспеваемости и недостатков в поведении, развитию творческой активности учеников, контактам комитета со всеми учителями, работающими в этом классе.
На родительских собраниях надо организовать выступления учителей отдельных предметов. Они знакомят с требованиями по данному предмету, с критериями оценки знаний и умений, с типичными для всего класса недостатками в организации выполнения домашних заданий и мерами по их устранению. На собраниях надо активизировать родителей, помочь им включиться в беседу по проблемам жизни класса, состояния учёбы и поведения, стиля работы учительского коллектива.
Опыт работы учителя. Разработка родительского собрания на тему «Воспитание в ребенке ответственности»
1) Формулировка гипотезы для данного класса (организация совместной работы с родителями, понимающими суть проблемы, будет способствовать правильному формированию ответственности у школьников).
2) Организация и проведение диагностического исследования детей и родителей (составление анкет).
3) Анализ анкет для подтверждения гипотезы.
4) Определение целей и задач (приглашение школьного психолога, соц. педагога).
5) Разработка родительского собрания, соответствующая уровню класса (выступления родителей, которые могли бы поделиться личным опытом, определение и выбор пед. ситуаций, вариативность решения проблемы).
6) Проведение родительского собрания (понятие «ответственности», разбор пед. ситуаций, просвещение родителей, выявление составляющих ответственности).
7) Подведение итогов (оформление выводов с записью в протокол)
Заключение
Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на создание условий и оказание содействия для реализации потенциала воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Поэтому «для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов», которым принадлежит содержательно-определяющая роль [2, c.19]. Эффективность же воспитания ребёнка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведь успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплочённым коллективом. А основой тесного взаимодействия семьи и учителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают работу, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и, одновременно, союзник в воспитании детей. Объединение усилий родителей и педагога создадут благоприятные условия для воспитания и развития качеств личности ребёнка, соответствующих Стандартам второго поколения, а значит, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Литература
- Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Настольная книга учителя начальных классов.– М.:Феникс, 2003.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.,2005.
классов. – Ростов н/Дону, 2001.
- Недвецкая М.Н.Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи//Начальная школа. 2007. №1.
- Сластёнин В.А., Исаев Н.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика.2часть. – М., 2002.
Интернет-источники
- http://www/3vium/ru/semia/function.html
- http://pervoklassnik/vesobr.ru/archive/year/articles/3947/