Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Роль учителя в развитии внимания
у детей младшего школьного возраста

 

Утешева Татьяна Владимировна,
учитель ГБОУ Лицей №40
Приморского района Санкт-Петербурга

 

Успех учебно-воспитательной работы в классе в огромной степени зависит от того, насколько учителю удаётся овладеть вниманием учащихся. Наличие внимания во время занятий обусловливает и хорошую дисциплину в классе. Становясь постоянной особенностью учебной деятельности школьника, внимание перерастает во внимательность как черту личности, имеющую большое значение и в моральном облике человека. Всё это говорит о том, что воспитание внимания у учащихся является одной из важнейших задач учителя.

В раннем детстве у детей преобладает  непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание у детей вызывают, прежде всего, сильные внешние раздражители.

Позднее у ребёнка начинает развиваться произвольное внимание, для сосредоточения которого требуется определённое волевое усилие. Этот вид внимания возникает благодаря тому, что у человека имеется цель что-то воспринять или делать. В данном случае внимание вызывается мыслью, словом.

Большое влияние на развитие как произвольного, так и непроизвольного внимания у детей-дошкольников оказывает игра как основной вид их деятельности. С поступлением детей в школу наступает период дальнейшего быстрого развития у них и непроизвольного и произвольного внимания.

В первые дни занятий в школе у детей масса новых впечатлений, сам процесс обучения и приобретения знаний для них – новизна, поэтому всё способствует росту у детей непроизвольного внимания.

В дальнейшем учебные интересы у школьников начинают дифференцироваться и постепенно приобретают познавательный характер. Теперь дети становятся более внимательными при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях.

У младших школьников внимание в большей степени зависит от наглядности и конкретности учебного материала, от воздействия на эмоциональную сторону психики ребёнка. Об этом надо постоянно помнить учителю при подготовке к урокам. Например, рассматривая картину (иллюстрацию) ребёнок не может сосредоточить внимание на всех предметах. Необходимо повторное восприятие картины. Сначала дети рассматривают картину (иллюстрацию) и рассказывают о ней, а затем изучают картину по вопросам, которые сосредоточивают внимание детей на  важных для урока фрагментах.

Используя наглядность, включая в уроки элементы игры, учителю надо помнить, что излишняя наглядность, излишняя эмоциональность может затормозить развитие произвольного внимания.

Огромную роль в деле развития внимания играет интерес учащихся к учебной работе, к обучению. Поэтому важно вызвать у детей не только непосредственный интерес к материалу урока, но и воспитывать у них интерес к обучению, когда дети охотно выполняют неинтересную учебную работу ради тех более отдалённых целей, которые перед ними стоят. Важно объяснять детям, для чего, зачем мы будем выполнять данное задание, как оно пригодится в жизни. Об этом с детьми нужно часто и систематически беседовать, подводить итоги, ставить новые ближайшие цели и задачи. Об этом дети любят и умеют говорить. А роль учителя – поддерживать интерес постоянным вниманием к поставленным задачам.

Групповая, парная работа способствует развитию интереса к обучению, следовательно – развитию произвольного внимания.

Воспитание внимания осуществляется не только через учебный процесс. Все воспитательные мероприятия, если они хорошо продуманы и имеют определённую систему, способствуют развитию внимания.

Большое значение для развития произвольного внимания имеет требовательность учителя. При этом она должна носить последовательный, систематический характер. Учитель никогда не должен забывать указаний, данных учащимся, и вообще отступать от тех требований, которые он им обычно предъявляет. Если ученики привыкнут к определённому стилю работы с учителем, это уже будет обеспечивать их внимание. При этом должен быть проявлен определённый педагогический такт в отношении ученика. Излишняя строгость и чрезмерная снисходительность учителя нарушают нормальный ход работы и  делают внимание неустойчивым.

Надо помнить, что произвольное внимание – трудное дело для ученика. В связи с этим одно требование быть внимательным может дать малый результат. Поэтому учителю надо позаботиться о создании стимула для его усилий. Здесь важное место должна занимать не только оценка работы, отметка, похвала, порицание, но и обращение к его внутреннему убеждению.

Что касается того вида внимания, которое можно назвать привычным, то оно воспитывается всем ходом учебной работы в школе. Чем чаще привлекается непроизвольное внимание ученика, и чем чаще он сам заставляет себя внимательно воспринимать учебный материал, тем больше воспитывается в нём привычка всегда работать внимательно. Очень важно соблюдать в школьной работе правильное соотношение между произвольным и непроизвольным вниманием. Если у учителя главной целью работы будет только занимательность преподавания, то воспитание ученика может приобрести ложное направление, так как он не будет готовиться школой к жизни, к труду.

Учителю не следует забывать, что начало урока нередко определяет весь дальнейший его ход. После перемены дети возбуждены. Задача учителя – преодолеть эмоциональное воздействие перемены, переключить внимание учащихся. Очень важно, чтобы сам приход учителя в класс способствовал этому переключению, приковывая к себе внимание учащихся.  А постановка целей урока, создание проблемных ситуаций, групповая работа будут вызывать интерес учащихся к обучению и развитию внимания.

Большое значение в мобилизации внимания учащихся имеет речь учителя. Негромкая речь создаёт более слаженную обстановку в классе, она даёт возможность в отдельных случаях повышать тон, в других – понижать, и получающийся контраст очень привлекает внимание учащихся. Такая речь даёт более богатую возможность различных интонаций, что делает её более выразительной.

Здесь имеют значение и отдельные приёмы, которые привлекают внимание учащихся. Например, слова учителя «посмотрю, кто из вас самый сообразительный», «посмотрите на меня и послушайте, что я сейчас скажу»; можно сделать паузу и понизить голос (даже до шёпота), можно прибегнуть к шутке, «поиграть» мимикой…

Внимание ученика развивается не только одним учителем и не только на уроке. Общий порядок в школе, чёткая организация работы и дисциплина в значительной степени способствуют усилению внимания учащихся во время учебных занятий. Особенно большое значение имеют единые требования, предъявляемые к учащимся всеми учителями, дружная и слаженная работа семьи и школы.

В заключение необходимо отметить, что успешное развитие внимания учащихся в значительной степени зависит от психических качеств самого учителя, в частности от его умения распределить на уроке своё внимание. Тот, кто сам может быть достаточно внимательным к работе учеников, держит всех их в поле своего зрения, следит за их поведением, проявляет к ним живой интерес не только в классе, но и вне школы, - такой учитель безусловно сумеет организовать детей на работу и будет успешно развивать их внимание.

А внимание - это одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти и мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле, в дальнейшей жизни. Особенно важно внимательное отношение к людям. Хорошо, если ребенок поймет это уже в детстве.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»