Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Использование воспитателем нетрадиционных техник рисования на занятиях с обучающимися с интеллектуальными нарушениями Федорова Даля АлимжановнаГБОУ школа №7 Красносельского района г. Санкт-Петербурга Воспитатель Многие считают, что образовательный процесс заканчивается после последнего урока, но это совсем не так. После уроков учитель передает свои функции воспитателю. И уже он учит, развивает и воспитывает обучающихся. Работа воспитателя - это постоянный контакт с детьми. Функции воспитателя не заканчиваются на прогулке и выполнении домашних заданий. Общество предъявляет высокие требования к личности, профессиональной деятельности педагогов, так как они решают важную задачу – организуют процесс воспитания и обучения каждого обучающегося с учетом его способностей, интересов, физических и психических возможностей. Внешность воспитателя, его культура поведения, владение речью, жесты, мимики, различные привычки, тактичность – всё это является примером для обучающихся, тем более для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Они лучше перенимают от окружающих их людей манеру и способ поведения с социумом. Поэтому я считаю, что увлеченность воспитателя в своем деле, желание разнообразить и сделать интереснее проведение обучающихся в школе во внеурочное время, очень важно. Каждый ребёнок развивается по - своему, а значит, и подход к каждому ребёнку должен быть - индивидуальный. Задача педагога - организовать педагогический процесс таким образом, чтобы у учащегося, повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе. Чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, получали и отрабатывали учебные умения и навыки, но и развивали свои познавательные способности, накапливали опыт творческой деятельности, развивали творческое воображение. Развитие творческого потенциала ученика можно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству. Одним из методов овладения универсальными учебными действиями можно считать решение творческих заданий Какое же задание можно отнести к творческому? В современной практике среди педагогов нет единого мнения. Но, безусловно, общим признаком является субъективная новизна изучаемого материала для самого студента. Таким образом, творческое задание – это такая форма организации учебной информации, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание обучающимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта. Когда планируешь воспитательное занятие с учениками, прописываешь цели и задачи, всегда хочется внести изюминку, чем-то разнообразить обычный сухой материал. И всегда на помощь приходит творческий элемент. Очень важно хорошо знать своих подопечных, подбирая материал к занятиям. Кому-то понадобится дополнительное время, кому-то помощь в выполнении некоторых этапов занятия, а кому-то может понадобиться дополнительная наглядность. Так и на занятии «Мой Санкт-Петербург» после проведенной беседы о достопримечательностях города, с использованием наглядности, презентации, заданий, которые бы развивали их когнитивные функции, был использован такой прием изобразительного искусства, как чайная графика. Что такое чайная графика? Для начала, вспомним, что такое графика. Для этого обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова, в котором говорится, что графика – это искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок (иногда – с применением цветовых пятен), а также произведения этого искусства. То есть, графика - это какой-то рисунок, в котором не применяются краски и выполнен не столь подробно предавая натуральность объекта, но с помощью которого можно понять, что это за объект, его общие черты, структуру. Я считаю, что этот достаточно удобный и часто применяемый, прием в изобразительной деятельности как нельзя лучше подходит для добавления интересных акцентов в учебной деятельности обучающихся. А что же такое чайная графика? Это всё та же графика, только вместо традиционных материалов, используется чай (точно также можно использовать и кофе). Чайная графика, как и рисование чаем относится к нетрадиционным техникам рисования. В древние времена листья, стебли, цветы, плоды и кора растений применялись для окрашивания тканей. Чай - это тоже растение - листья с чайного куста. Так как занятие было посвящено Санкт-Петербургу, то сначала мы с обучающимися определились с достопримечательностью, которую будем изображать. Ребятам очень понравился Исаакиевский собор, поэтому мы остановили свой выбор на нем. Затем нарисовали силуэт карандашом. Для некоторых обучающихся достаточно было смотреть на изображение на слайде, чтобы изобразить контуры собора, а для некоторых были подготовлены шаблоны-трафареты. Далее ребята постепенно обводили кисточкой с клеем ПВА контур и посыпали чайной крошкой, пока клей не высох. Когда они заполнили всё требуемое пространство чаем, то настало самое трудное для ребят время – нужно было подождать, пока высохнет клей. И вот чай приклеился, и мы смогли стряхнуть лишние чаинки, которые не приклеились, с листа. Приведу еще один пример по использованию чайной графики на воспитательных занятиях. Тема занятия была «Береги планету». Во время этого занятия мы с обучающимися обсудили то, как важно заботиться о нашей планете, то что должны делить люди, чтобы помогать ей, а не вредить. И главное то, как мы, своими простыми действиями, можем помочь ей, без помощи взрослых. И в конце занятия я рассказала обучающимся, что научилась перерабатывать бумагу, что из старых газет, не нужных листов, на которых уже нельзя было рисовать, я сделала новые страницы. Им очень понравилось то, как выглядит самодельная бумага, что она не идеально однородная, что в ней есть крапинки и частицы прошлого. После рассматривания этой бумаги, я предложила им на ней порисовать, но не красками, а чаем. Мы заварили крепкий чай, и стали рисовать овощи и фрукты, используя изобразительную технику лессировки. Рисование происходило в несколько этапов. Первым этапом мы нанесли рисунок простым карандашом. Как и в первом примере, некоторые обучающиеся рисовали сами, а некоторым потребовался трафарет. На карандаш сильно нажимать не стоит. Вторым этапом мы покрыли первым слоем весь рисунок и дали хорошо просохнуть. Далее мы рисовали и показывали тени. Третий слой, подчёркиваем рисунок и после просушки можно порисовать детали фломастером, ручкой, карандашами цветными. Да, такое рисование требует дополнительного терпения со стороны обучающихся. И мои ребята его проявили. Наши работы получились необычными. Мы даже устроили выставку в коридоре и все обучающиеся останавливались, чтобы рассмотреть «натуральное» творчество. Некоторые рекомендации по работе в данной технике: лучше использовать акварельную бумагу, или бумагу повышенной плотности. Чай предпочтительно листовой. Из чая необходимо заранее приготовить крепкий настой. Если при работе с черным чаем не удается добиться более темного тона, можно добавить несколько гранул растворимого кофе. Надо учесть, что после высыхания раствор становится светлее. При нанесении одного слоя на другой цвет становится темнее. Меняя сорта чая, можно получать различные цветовые оттенки.  Работа по созданию чайного шедевра захлестнула всех детей в классе. Ведь не зря установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта, и всей духовной сферы, организация исследовательной деятельности в познавательном процессе формируются в младшем школьном возрасте. И задачей учителей и воспитателей в этом возрасте является развить творческий подход к любому делу. Творчество - это процесс создания человеком или группой людей качественно новых уникальных ценностей. Результатом творчества может быть как материальный предмет (картина, изобретение или книга), так и нематериальный объект (новаторская идея в определенной области знаний, музыкальное произведение или научная теория). Способности к творческой деятельности имеются у каждого человека, но большинство людей очень редко их используют и развивают в повседневной жизни. Творчество в английском языке обозначается термином creativity. В русском же языке созвучное понятие «креативность» является синонимом словосочетания «творческие способности», вместо которого в обыденной речи широко используется термин «смекалка». Хорошо развитые творческие способности помогают людям находить нестандартные решения всевозможных проблем, выход из разных ситуаций и добиваться поставленных целей. Природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться, и каждый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Однако одно из важных условий творческой деятельности - это упорный труд и конечно же интерес. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребенок работает с увлечением, по собственному желанию и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Призываю всех использовать эти изюминки на своих занятиях, потому что творческие работы способствуют укреплению и повышению познавательных интересов обучающихся, развитию творческого мышления и индивидуальности каждого ребенка.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»