Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Полякова Юлия Владимировна, ГБОУ гимназия №52 Приморского района Санкт-Петербурга, учитель ОДНКНР Социокультурное пространство -это то социальное окружение ребенка, что составляет совокупность условий его жизни и деятельности, атмосферу его бытия, межличностные отношения, контакты с другими людьми, та реальная действительность, в условиях которой происходит развитие и воспитание человека. Среда — один из важнейших факторов воспитания и развития личности. В детстве социокультурное пространство, в котором находится ребенок, в большей степени совпадает с физическим окружением. В детстве социокультурное пространство включает в себя дом и двор, где проживает ребенок; где он совершает прогулки и играет; образовательные и социальные учреждения, в которых ребенок проводит значительную часть своего времени; культурно-развлекательные, медицинские, а также другие типы учреждений, которые ребенок посещает совместно с родителями. Социокультурное пространство включает в себя множество различных аспектов, предполагает образование, организацию и реализацию социально-культурных проектов (например, культурно-досуговое пространство); в нем присутствуют факторы, условия, связи и взаимодействия субъектов воспитания, это пространство совместной жизнедеятельности ребенка и его окружения. Личность осваивает это пространство посредством различных видов деятельности и при поддержке всех участников образовательного процесса, взрослых, обладающих большим объемом и качеством знаний и большим жизненным опытом, что позволяет школьнику более успешно приобщаться к культурным ценностям и саморазвиваться. Образовательные учреждения Санкт-Петербурга, имеют уникальную возможность включения социокультурной среды города в целенаправленный процесс развития личности детей в качестве действенного уникального средства воздействия на внутренний мир ребенка. Санкт–Петербург является одним из прекраснейших городов мира, в судьбе которого огромную роль сыграли многие выдающиеся исторические личности, деятели культуры и искусства. Это уникальный культурно–исторический и архитектурный комплекс, насыщенная эстетическая и культурная среда. Наша задача как педагогов — вовлекать школьников в социокультурное пространство города. Использование воспитательного потенциала социокультурной среды города оказывает большое влияние на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения. Таковы направления государственной политики в области воспитания и социализации подрастающего поколения. Успешная социализация школьников города предполагает активное использование культурно-образовательного пространства Санкт-Петербурга для реализации практик образования (обучения, воспитания, просвещения) и саморазвития ребенка через включение школьников в культурную жизнь города посредством взаимодействия с учреждениями культуры, науки, спорта, с общественными организациями. Многообразие возможностей такого взаимодействия, богатство культурного наследия Санкт-Петербурга открывает простор для создания различных образовательных программ, практик и моделей взаимодействия. Использование возможностей культурно-образовательного пространства широки. Лев Семенович Выготский, советский психолог, наиболее известный своими работами по психологическому развитию ребёнка и созданию культурно-исторической теории деятельности, указывал на особую важность для развития ребенка опосредованного общения процесса освоения и присвоения им ценностей культуры. Он подчеркивал особую роль в этом процессе духовно-нравственных личностей, создающих поле «культурного напряжения», в котором человек ощущает полноту бытия, познает себя через другого, расширяет сферу реального общения. Насыщение образовательной среды такого рода культурно-исторической информацией — важнейшее условие эффективности педагогического процесса. Идентификация молодым человеком себя с образами личностей, персонифицирующих духовно-нравственные ценности, способствует его саморазвитию и пониманию своего профессионального призвания. Реализация богатейшего педагогического потенциала социокультурного пространства Санкт-Петербурга в целях развития личности учащихся неотъемлемая часть образовательного процесса и семейного воспитания подрастающего поколения. Санкт–Петербург –культурный центр мирового значения, его называют культурной столицей: в городе представлено более 8,5 тысяч памятников истории и культуры, из них более 4 тысяч объектов культурного наследия федерального значения, охраняемых государством Культурное пространство Санкт-Петербурга представлено как многомерная интегрированная среда, неотъемлемой частью которой являются музеи. Сейчас в городе работают более 200 музеев и их филиалов, главными из которых являются Эрмитаж, Русский музей, Кунсткамера. Санкт-Петербург — идеальное место для использования музеев и экскурсий для расширения образовательного пространства. Одной из форм работы музеев является виртуальная экскурсия, представляющая собой экспозиции реального музея в сетевом пространстве Интернет. Это дает возможность знакомить ребят с экспонатами и достопримечательностями в форме виртуальной экскурсии. Внедрение в образовательный процесс ресурсов и средств виртуальных музеев открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Интерес к представленной таким образом материалам и эффективность восприятия предлагаемой информации повышают заинтересованность к изучаемому материалу. Архитектурные ансамбли Петербурга, формирующие его неповторимый и величественный облик со строгими прямыми улицами, просторными площадями, садами и парками, реками и каналами, набережными, мостами сделали город культурной ценностью в целом,с 1990 года исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли пригородов включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В разное время в Санкт-Петербурге жили и творили известнейшие русские культурные деятели, писатели и поэты В разное время и в разной творческой форме образ Санкт-Петербурга вдохновлял их и находил отражение в их творчестве. В Петербурге работает для детей около двух десятков театров и театров-студий (драматических, музыкальных и кукольных), на сценах которых идут замечательные спектакли для детей. Театр является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театр дает детям уроки нравственности: учит быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Санкт-Петербург является одним из главных мировых центров культурного просвещения: в городе работают 1100 библиотек, крупнейшими их которых являются Российская национальная библиотека (Публичная), Библиотека Российской академии наук и Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина); также в Санкт-Петербурге есть крупные книгохранилища. Историко-культурная среда неразрывно связанна с сохранением, формированием и существованием исторической памяти. Народ жив до тех пор, пока в его «настоящем» живет его «прошлое». Память о прошлом — это духовное объединение, которое сближает людей в одно целое. Память учит и призывает, убеждает и помогает, предостерегает и вдохновляет, дает силу и веру. Мы — петербуржцы, жители нашего города, являемся носителями и хранителями этой памяти. Санкт-Петербург — город-герой. Для нашего города важнейшей частью исторической памяти является память о блокаде Ленинграда, необходимо хранить историю, донести ее до следующих поколений. Большинство памятников, посвященных Великой Отечественной войне, неразрывно связаны с блокадой Ленинграда и с защитой города. В них — память о важнейших моментах в истории осажденного города: Прорыве и Снятии блокады, «Дороге жизни», жизни в блокадном Ленинграде, обороне нашего города. Кроме музеев и мемориалов, город славен многочисленными общественными организациями, цель которых — сохранить память о Великой Отечественной войне. Жители блокадного Ленинграда являются символом мужества, стойкости и отваги. Сегодня петербуржцы бережно хранят свидетельства героизма и славы ленинградцев — ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников. Все это является нравственными ориентирами для формирования у молодежи активной гражданской позиции. В процессе патриотического воспитания происходит приобщение молодого поколения к культуре своего народа, отеческому наследию, вызывающее патриотические чувства и способствующее наиболее полному раскрытию личности, социокультурная среда города является здесь базовым компонентом патриотического воспитания. В настоящее время образование является обязательным условием формирования личности, ее всестороннего и гармоничного развития, но само по себе богатое и насыщенное культурное пространство Санкт-Петербурга не гарантирует культурное развитие, социализацию и высокий уровень обучения. Для того, чтобы превратить окружающую ребенка среду в среду его личностного становления необходимо перейти от «изучения» культурного наследия города к личному и непосредственному его «освоению» ребенком в различных видах деятельности (исследовательской, игровой, коммуникационной, творческой и пр.). Одной из наиболее эффективных форм организации педагогического процесса на сегодняшний день являются культурнообразовательные проекты. Проектная деятельность учащихся является важной формой организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направленной на развитие творческих способностей и повышения качества образования Для развития интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга, воспитания и накопления современным ребенком социального опыта жизни в городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщения к его жизни и культуре необходима помощь взрослых. Педагогическая эффективность культурно-образовательных проектов, связанных с освоением культурного пространства города, значительно повышается, если ее участниками становятся не только дети, но и родители. В заключение можно сказать, что социокультурное пространство Санкт-Петербурга является неиссякаемым и постоянным источником творческих идей, а также важным компонентом воспитательной работы педагога. Петербург недаром называют культурной столицей России, именно здесь закладывались основные традиции образования и культуры, наряду с которыми реализуются актуальные социальные проекты и внедряются инновации Расширение представлений о многогранности культурных традиций СанктПетербурга, нашей страны формирует у ребенка культуру общения и культуру поведения в обществе, нарабатывает культурный капитал ребенка и расширяет его кругозор, воспитывает интерес к познанию нового, формирует активную гражданскую позицию. Окружающее нас пространство города оказывает максимальное художественно — образное воздействие на обучающихся. Санкт-Петербург — город с богатой историей, в его архитектуре мы находим сочетания различных стилей, он вдохновляет поэтов и художников, архитекторов и дизайнеров. Санкт– Петербург — среда, способствующая развитию творческого начала ребенка. Проживая в такой среде, юные горожане ежедневно считывают культурный код северной столицы. Задача педагога в том, чтобы научить ребенка не упускать возможность изучить что - либо новое, приучить его интересоваться окружающим миром, его историей и культурой. Изучение прошлого и настоящего, активное погружение в культурное наследие великого города будет способствовать многогранному развитию личности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»