Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические рекомендации по совершенствованию
системы гражданского и патриотического воспитания
через вовлечение детей младшего школьного возраста
в патриотические общероссийские общественные объединения  

Шахтиева Варвара Дммитриевна
 Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм, а важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое и гражданское воспитание. Именно гражданско-патриотическое воспитание продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем государства и современной школы.
В нынешнее время особенно важно воспитать в подрастающем поколении патриотов своей страны. Сейчас страна испытывает не простые времена, зачастую в политике о Российской Федерации высказываются негативно, принижая роль нашей страны в современном мире. Сложно не попасть под влияние агрессивного потока информации о нашей стране и тем более противостоять ему. Следовательно, у подрастающего поколения из-за избытка лишней и зачастую неправдивой информации не возникает чувства любви к своей Родине, к людям, которые на ней проживают.
Именно поэтому необходимо выбрать эффективные пути совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания детей. На данный момент в стране развиваются и создаются новые общероссийские общественные объединения, направленные на патриотическое и гражданское воспитание. Такие организации помогают сплотить ребят, расширить их кругозор и дать большую возможность для личностного развития.
Младший школьный возраст наиболее сензетивеный период для развития нравственных представлений детей. Дети в этом возрасте очень восприимчивы, любознательны и обладают большим познавательным интересом к окружающему миру. Именно поэтому необходимо воспитывать гражданственность и патриотизм с младшего школьного возраста. Таким образом патриотические общероссийские общественные объединения должны быть нацелены на вовлечение младших школьников в деятельность объединений.
 
Работа по совершенствованию системы гражданского и патриотического воспитания через вовлечение детей в патриотические общероссийские общественные объединения будет результативна при соблюдении следующих условий:
1. Информирование учителей и родителей о деятельности патриотических общероссийских общественных объединений.
2. Создание положительной мотивации для вовлечения детей в деятельность патриотических общероссийских общественных объединений.
3. Отбора форм проведения гражданско-патриотических мероприятий в соответствии с возрастными особенностями младшего школьного возраста.
Цель – разработка методических рекомендаций для совершенствования системы гражданского и патриотического воспитания через вовлечение младших школьников в патриотические общероссийские общественные объединения.
 
Задачи методических рекомендаций:
1. Улучшение информированности и расширение знаний учителей и родителей о патриотическом общественном объединении, деятельность которого организована на базе образовательного учреждения.
2. Повышение вовлеченности младших школьников в организуемые гражданско-патриотические мероприятия через использование форм, соответствующих их возрастным особенностям.
3. Формирование у детей младшего школьного возраста мотивации к общественной деятельности в гражданско-патриотических объединениях.
4. Корректирование и совершенствование деятельности патриотического объединения после получения обратной связи от младших школьников, участвовавших в гражданско-патриотических мероприятиях.
 
Для совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания необходима работа со всеми участниками процесса, которыми являются кураторы патриотических общероссийских общественных объединений, учителя начальных классов, родители и младшие школьники.
Чтобы начать работу с общероссийским общественным объединением следует создать на базе определённого образовательного учреждения первичное отделение. Организационная структура первичного отделения строится с учетом и сохранением сложившихся традиций, уклада воспитательной деятельности образовательной организации, уровня деятельности общественной организации, органов школьного самоуправления, управляющего совета образовательной организации и сложившихся отношений с организациями партнерами.
Для этого необходимо возложение обязанностей по реализации деятельности патриотических объединений на конкретного человека – школьного куратора (заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора или старшего вожатого в зависимости от административной структуры образовательной организации).
 
Исходя из этого мной предложены следующие методические рекомендации для кураторов патриотических движений:
1. Нацелить работу движений на детей начальных классов.
Младший школьный возраст — это сензетивный период для развития нравственных представлений детей. Именно поэтому осуществлять работу по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо с начальной школы. Для того чтобы дети младшего школьного возраста были вовлечены в деятельность гражданско-патриотических движений необходимо отбирать формы проведения мероприятий и сами мероприятия в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника.
Отбор форм проведения мероприятий должен зависеть от того какие личностные результаты должны быть сформированы у младшего школьника после участия в предлагаемой деятельности. Так же формы проводимой деятельности должны отбираться в зависимости от тематики предстоящего мероприятия. Выбирать наиболее интересные формы, которые будет соответствовать эмоциональности и любознательности младшего школьника.
Самыми эффективными на наш взгляд являются такие формы, как беседы, встречи, экскурсии и выставки, кинопоказы, сюжетно-ролевые игры, квесты.
Мной был разработан пример годового комплекса воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности, в котором отражены мероприятия и возможные формы проведения. Ознакомится с календарно-тематическим комплексом гражданско-патриотических мероприятий можно в приложении 1. 
2. Введение системы наставничества.
Ребята средней и старшей школы, вовлеченные в деятельность патриотического движения, будут наставниками для младших школьников. На своем примере продемонстрируют как дети могут повлиять на развитие общества, каких успехов они уже добились и как участие в патриотическом движении влияет на них.
Также за счет системы наставничества можно повысить зону ответственности детей. Это можно сделать за счет двух логичных между собой механизмов: старший – младший и младший – старший. Таким образом у всех возрастных групп будет своя зона ответственности. Старшие будут наставниками, на своем примере показывать возможности программ и проектов патриотического и гражданского направлений. А у младших будет ответственность перед старшими, помогать и не подводить наставников при участии в деятельности.
Кураторы объединений фактически является наставником наставников. Для организации процесса наставничества им необходимо:
̶ создать необходимые условия для деятельности наставнических пар или групп;
̶ организовать обучение наставников;
̶ определить способы стимулирования и поощрения наставников;
̶ оказание помощи в планировании работы наставников;
̶ проводить по мере необходимости инструктажи наставнических пар или групп;
̶ сопровождать, поддерживать наставников, фиксировать содержательные характеристики наставнической деятельности (какие трудности возникают у наставников, как реально сказывается их работа на качестве труда подшефного и пр.);
̶ проводить на всех этапах наставничества анализ, контроль и оценку работы наставнических пар или групп.
Для того чтобы младшим школьникам было комфортно и интересно работать с наставником, получать от него необходимые знания и опыт следует тщательным образом из членов движения отбирать наставников. Определяя наставника нужно помнить, что он будет являться положительным примером для младшего школьника, который будет вести и вовлекать в деятельность гражданско-патриотических движений. Определяя среднего или старшего школьника для выполнения функции наставничества необходимо определить обладает ли он следующими качествами:
̶ способность вдохновлять и мотивировать других на позитивное, ответственное отношение к деятельности движения;
̶ заинтересованность в успехах подшефного младшего школьника, готовность принимать ответственность за его неудачи;
̶ потребность в самосовершенствовании, саморазвитии в сфере свой деятельности.
Важно чтобы наставничество влияло не только на подшефного –– младшего школьника, но и на наставника –– участника гражданско-патриотического объединения. Наставники получат новый для себя опыт, который будет им полезен в личностном росте.
Очень важно при создании наставнических пар или групп соблюдать принцип добровольности и обоюдного желания наставника и подшефного работать совместно. Таким образом процесс наставничества будет наиболее эффективен и минимизирует возможные риски. 
Процесс наставничества будет проходить на трёх этапах: адаптационный этап – установление доверительных отношений, общение между члена процесса наставничества, поиск подхода друг к другу; формирующий этап – совместная деятельность над реализацией простроенного плана и сопровождение младшего школьника в выбранной деятельности; контрольно-оценочный этап – анализ и оценка достигнутых результатов как наставника, так и подшефного.
В качестве образца мной был разработан примерный план работы наставнической пары или группы, с которым можно ознакомится в приложении 2.
 
Больше всего времени с детьми контактирует учитель. Таким образом задача куратора дать соответствующие знания педагогам школы. Именно поэтому мной были разработаны следующие рекомендации касательно учителей начальных классов, а точнее их информированности:
1. Информирование учителей.
Проблемы информирования учителей о существующих патриотических движениях, а также о проектах и мероприятиях, которые они проводят является одной из важных.
Именно поэтому необходимо наладить взаимодействие между куратором движения и учителями, проводить педагогические советы и личные встречи. А также своевременно размещать информацию о проводимых проектах и мероприятиях на сайте школы, в официальных группах социальных сетей.
Существуют различные формы проведения педагогических советов, ознакомиться с вариантами проведения педсоветов можно в приложении 3.
После проведения педагогических советов учителя должны:
1. Знать основные направления, реализуемые общественным объединением для патриотического и гражданского воспитания детей.
2. Владеть информацией о предстоящих мероприятиях и конкурсах, предлагаемых проектах и программах, нацеленных на гражданское и патриотическое воспитание детей.
3. Осознавать свою роль в работе патриотического общественного объединения.
4. Способствовать проведению родительских собраний для знакомства родителей с деятельностью патриотического объединения.
Организовав хорошую взаимосвязь между куратором и учителями будет достигаться цель привлечения в патриотические общероссийские общественные объединения большего количества детей.
 
2. Информировать о личностных результатах, которые должны достигать младшие школьники.
Необходимо проинформировать учителей о личностных результатах, которые должны быть достигнуты детьми в процессе воспитательной деятельности. Предоставить необходимые материалы по реализации мероприятий, нацеленные на формирование определенных личностных результатов. Это необходимо для того, чтобы учитель мог поставить перед собой конкретную цель и задачи при гражданско-патриотическом воспитании детей. Таким образом учитель сможет проанализировать эффективность реализуемых проектов и мероприятий для определенных личностных результатов детей.
Примеры личностных результатов отражены в календарно тематическом комплексе гражданско-патриотических мероприятий с которыми можно ознакомится в приложении 1.
 
Общероссийские общественные организации нацелены не только на взаимодействие с учителями и школьниками, но и родителями. Гражданско-патриотическое воспитание должно начинаться с семьи, но не каждый родитель понимает в какой форме преподнести детям информацию об истории страны, о малой Родине, о правах и обязанностях гражданина страны. Именно поэтому необходимо наладить работу с родителями и сделать комфортным их участие в процессе гражданско-патриотического воспитания. Исходя из этого нами предложены следующие методические рекомендации:
1. Организовать информированность и формировать общие знания родителей о деятельности объединения.
Знакомить с деятельностью движений необходимо и родителям младших школьников. Это необходимо для верного понимая родителями целей, которые преследует объединение, а также для понимания чем участие в проводимых мероприятиях может быть полезно для их детей. О гражданско-патриотических направлениях общественных объединений нужно рассказывать на родительских собраниях, это может делать как учитель, так и куратор движения.
Необходимо предоставить родителям информацию о:
̶ существующих движениях, об их деятельности, о проектах, которое они реализуют;
̶ о различных сферах деятельности, в которых могут реализовывать себя дети;
̶ о том, что необходимо сделать чтобы стать участником движения;
̶ о роли родителей в деятельности общественных объединений.
Нами был разработан пример проведения родительского собрания для знакомства родителей с деятельностью патриотического общественного движения. Ознакомиться с ним можно в приложении 4.
Поскольку мы живем в век информационных технологий, а также понимаем занятость родителей информировать о деятельности объединения, достижениях детей и предстоящих мероприятиях удобнее всего в социальных сетях, на сайте школ.
2. Отобрать формы проведения мероприятий для участия родителей вместе с детьми.
Совместные мероприятия помогают развитию мотивации к познанию и творчеству, удовлетворению интересов, самопознанию, формированию самостоятельности суждений и нравственных позиций участников мероприятий, сплочению коллектива.
Совместное времяпровождение детей и родителей способствует:
̶ снятию эмоционального напряжения;
̶ развитию навыков взаимодействия друг с другом (коммуникативной компетентности) и способности к сопереживанию;
̶ получению положительных эмоций;
̶ обогащению знаний детей и родителей по определённой теме;
̶ обогащению традиций семьи.
Важную роль в развитии патриотического общественного объединения должны сыграть организация и проведение совместных мероприятий, объединяющих родителей, педагогов и обучающихся. Формами реализации данного направления являются совместные мероприятия, а также индивидуальное привлечение родителей к проведению дополнительных занятий, экскурсий и др.
Есть множество форм деятельности, которые реализуют гражданско-патриотические общественные объединения, но участие детей возможно только при сопровождении родителей. Мной были отобраны следующие формы проведения мероприятий, в которых могут участвовать дети совместно с родителями: КТД, семейные спартакиады, туристические походы.
Данные формы будут способствовать более эффективному гражданско-патриотическому воспитанию, поскольку дети не только получают полезную информацию от учителя или взаимодействуют со сверстниками, но и погружаются в общую деятельность с членами своей семьи. Такие мероприятия объединяют, сплачивают родителей и детей, и остаются надолго в памяти. Поэтому их нужно как можно чаще проводить в образовательных учреждениях разного уровня.
 
Самым главным участником воспитательного процесса, разумеется, являются младшие школьники. Исходя из этого нужно обратить внимание на:
1. Готовность и заинтересованность детей участвовать в деятельности патриотических движений.
Ключевую роль в вопросах участия в детском объединении играет мотивация ребенка. Если мотивация к обучению подкрепляется формальными факторами в виде отметок, перспектив поступления в высшие учебные заведения, и в целом конституционной обязанностью получения основного общего образования, то участие в общественной деятельности – сугубо личный выбор каждого. Вместе с тем очевидно, что участие в деятельности общественного объединения является возможностью для получения уникального социального опыта. Задача педагога – сделать эту мысль очевидной для каждого ученика. Обсудим основные факторы-помощники для мотивации к участию большего количества детей в патриотических и гражданских направлениях движений.
Основными факторами мотивации для участия в деятельности гражданско-патриотических объединений являются:
- Широкий выбор интересных проектов и программ;
- Возможность взаимодействия со сверстниками со всей страны;
- Доброжелательная атмосфера в коллективе движения школы;
- Возможность учащихся реализовать собственный проект на федеральном уровне;
- Участие в федеральных сменах и форумах, во Всероссийских мероприятиях;
- Освещение мероприятий в федеральных СМИ, привлечение известных людей к участию в мероприятиях;
- Современная атрибутика.
Мотивация — это, прежде всего, ответ на вопрос «Ради чего?». Ни один фактор из перечисленных выше (комплексная интересная работа, материальное обеспечение атрибутикой, интересные встречи) не дадут эффекта, если ребенок не поймет миссии организации, ее целей и как это связано с его личной траекторией развития. Многие патриотические и гражданские проекты могут стать площадкой для развития социальных компетенций ребенка, опыта самостоятельной деятельности и ответственности. Главная задача учителя – не смещать смысловые акценты, не допустить формального подхода к участию в деятельности движения, а продолжать реальную работу. Самый сложный этап - становление организация, вхождение ее в традиционный уклад школы.
        Исходя из всего вышесказанного нами были разработаны основные этапы для мотивирования детей к общественной деятельности с которыми можно ознакомиться в приложении 5.
 
2. Мнение детей.
В процессе реализации деятельности патриотического объединения и проведения мероприятий для улучшения и совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания младших школьников необходимо получать от них обратную связь. Следует дать им возможность высказываться о проводимых мероприятиях, проектах и предлагать формы проведения мероприятий наиболее интересные для них. Дети должны привносить вклад в улучшение реализации деятельности движений. 
Существует множество способов для получения обратной связи от школьников. Одним из способов является опрос. Опрос можно провести в форме интервью для этого необходимо назначить ответственное лицо, которое будет выступать в качестве интервьюера. Интервьером может быть наставник младших школьников, один из членов движения или сам куратор патриотического объединения. Опрос стоит проводить не позднее чем через пять дней после мероприятия. У школьников стоит спросить какие впечатления остались после мероприятия, чем мероприятие было для них полезным, и что они возможно изменили, какие дали бы рекомендации на будущее.
Также обратную связь от участников мероприятия или проекта можно получить с помощью анкетирования. Этот способ получения обратной связи наиболее объективен и достоверен в отличие от опроса в форме интервью. Это связано с тем, что анкетирование может быть анонимным и школьники спокойнее смогут высказывать свое критическое мнение, говорить о недостатках.  Анкеты можно заполнять как письменно от руки, так и в электронном виде, разместив её на сайте школы или в группе патриотического объединения.
Еще один вариант получения обратной связи после прошедших проектов и мероприятий – это отзывы. Можно попросить младших школьников написать небольшой отзыв, свое мнение о мероприятии, насколько оно было полезным и интересны. Отзывы можно собирать в отдельную коробку, ящик, к который будет находится в отряде общественного объединения или отзыв можно крепить на специально отведенное место на стенде для всеобщего обозрения. Также отзыв можно предложить оставить в электронном виде в группе патриотического объединения.
Возможность получения обратной связи от младшего школьника может быть разнообразной, следует опираться на возможности младших школьников и их личное желание. Организовав данную деятельность появиться возможность совершенствовать деятельность патриотического объединения, подбирать интересные формы и темы для проведения мероприятий.
При правильной организации патриотических общественных объединений во взаимодействии с начальными классами количество детей вовлеченных в деятельность гражданско-патриотических направлений будет возрастать. Таким образом мы можем сделать вывод, что совершенствоваться система гражданского и патриотического воспитания будет при соблюдении предложенных нами методические рекомендации.  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»