Воспитательная работа в школе: урочная деятельность и группа продленного дня
Лямина Татьяна Николаевна
Целью воспитательной работы в школе является воспитание гармоничной , социально адаптированной, эстетически развитой, готовой к трудовой деятельности личности. Для этого необходимо создать условия, способствующие этому процессу. Создание в школе условий для развития ребенка предполагает возможность развития личности в четырех задачах на разных возрастных этапах : самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.
В школе используются различные возможности, формы работы на уроках и во внеурочной деятельности, стимулирующие творческую, интеллектуальную и познавательную деятельность ребят, как например, обсуждение на уроках поступков героев, их нравственная оценка, соотнесение действий героев с собственным опытом позволяют реализовывать познание самого себя; выполнение работы в группах, командная деятельность способствует формированию чувства ответственности за себя и своих товарищей, формирует чувство гордости за результаты своего труда. Участие детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, особенно внешкольного уровня, воспитывает чувство сопричастности к коллективу школы. Участие в праздниках способствует развитию активной жизненной позиции и социализации учеников.
Согласно ФГОС, «рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования».
Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя : описание особенностей воспитательного процесса; цель и задачи воспитания обучающихся; виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность; основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой школой, совместно с семьей и другими институтами воспитания. Таким образом воспитательная работа в школе ведется в единой системе, включая в себя и урочную, и внеурочную деятельность. Особенно эффективен такой подход в тех случаях, когда группа продленного дня включает в свой состав учеников одного класса. В этом случае органично закладывается преемственность деятельности в течение всего рабочего дня. К цели развития гармоничной личности как обучение, так и воспитание идут в едином строю. Так, например, приобщение к российским традиционным духовным ценностям может быть начато на уроке с ознакомления со сказками Александра Сергеевич Пушкина и продолжено во внеурочное время просмотром мультфильмов по сказкам поэта, созданием иллюстраций к стихам или театрализованным постановкам во время занятий в группе продленного дня. Воспитатель, точно зная объем и материал учебной нагрузки в классе может предложить детям занятия, помогающие им в освоении учебных дисциплин. Если у ребят возникают трудности в личностном общении, то проведение командообразующих игр может помочь в решении этой проблемы. Системно-деятельностный подход помогает осуществлять все насущные задачи воспитания, и , если учебная деятельность ограничена в основном рамками урока, то внеурочное направление работы позволяет решать задачи воспитания в более свободной форме . Здесь больше присутствует игровая форма деятельности. Различные игры, как командные, так и индивидуальные, способствую развитию навыков саморегляции школьника. Помогает в организации работы в группах продленного дня использование ИКТ. Ониприменяются в том числе для того, чтобы в игровой , интересной форме помочь ребятам, например, повторить пройденный на уроках материал и стать более уверенными в своих силах и знаниях. Так же возможен просмотр и обсуждение фильмов духовно-нравственного содержания и другие методы работы. Нельзя сбрасывать со счетов и экскурсии и прогулки на свежем воздухе, которые могут проходить как в учебное, так и во внеурочное время. Любование окружающей природой, сбор природных материалов способствуют развитию патриотизма и формируют здоровый образ жизни наших школьников. Выполнение домашнего задания в группе продленного дня способствует воспитанию саморегуляции и трудолюбию. Так же огромное значение имеет и формирование навыков самообслуживания в школе, соблюдение порядка и чистоты на рабочем месте и в помещении класса ( группы ). Организация самоуправления так же крайне важна в этом вопросе. Большое значение имеет и посещение библиотек, музеев, театров- внешкольная деятельность. Даже маленькие ребята, ученики начальной школы, могут принимать пусть участие в волонтерском движении. Это может быть помощь птицам зимой – используя полученные на уроках окружающего мира знания в группе продленного дня можно изготовить экологичные кормушки и на протяжении всего холодного сезона вести наблюдения за птицами во время ежедневных прогулок. Осознание законов жизни природы будет способствовать лучшему понимаю детьми связей между всем живым , следовательно, формировать желание более внимательно относиться и к своему здоровью. Прогулки, правильное питание, создание здоровой среды благоприятно скажется на формировании здоровьесберегающей учебной деятельности. Нельзя не отметить работу кружков и секций, которые позволяют развивать детям свой творческий и физический потенциал, прививают трудолюбие и приносят в жизнь детей творчество и радость.
Таким образом, только в единстве всех частей образовательной системы возможно достижение главной задачи воспитания – гармонично развитой личности.