Педагогическая деятельность по проектированию
воспитательной работы с младшими школьниками
Султанбекова Эльвира Дамировна
На сегодняшний день в педагогике существуют различные виды деятельности. Один из видов – проектирование воспитательной работы. Особенностью воспитания в начальных классах является то, что оно пронизывает все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения. Соответственно, правильно составленная система работы поможет личности ребенка сформироваться более полно и всесторонне развито.
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена многообразием воспитательных систем, большим выбором технологий, но не полностью раскрытой спецификой проектирования воспитательной работы именно в младшем школьном звене. Изучение основных видов воспитательной работы и развитие навыка ее самостоятельного проектирования в процессе получения высшего педагогического образования необходимо, так как по окончании ВУЗа, придя работать в школу, каждый сталкивается с проблемой подготовки документации по вопросу и внедрением воспитательной работы в жизнь. Таким образом, тема дипломной работы «Педагогическая деятельность по проектированию воспитательной работы с младшими школьниками» представляется актуальной.
Методологический фундамент современной практики начального обучения представлен широким спектром теорий и концепций (Ш.А.Амонашвили и др.), экспериментальных программ. Программы воспитания младших школьников разработаны в настоящее время как в отечественной (Г.А.Цукерман и др.), так и в зарубежной теории и практике воспитания.
Широкий круг вопросов, связанных с воспитательной деятельностью педагога начальной школы, нашел отражение в психолого-педагогических исследованиях: методики воспитательной работы в начальной школе (О.С.Богданова и др.); организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем, деятельности педагога по формированию ученического коллектива (Н.Л.Селиванова и др.); разработки модели института освобожденных классных руководителей (Т.В.Фролова и др.); профессиональной позиции педагога как воспитателя (В.А.Сластенин и др.); его взаимодействия с другими участниками воспитательного процесса, содержания деятельности классного руководителя, учителя начальных классов в гуманистической воспитательной системе школы (В.В.Андреева и др.).
Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учителя и учащихся, а иногда и родителей. Для любого педагога оно является функцией не менее значимой, чем организаторская, коммуникативная или гностическая (поиск содержания, методов и взаимодействия с учащимися) деятельность. Проектирование является предметом изучения во многих сферах деятельности человека и рассматривается как процесс изменения действительности. В воспитательной деятельности значение проектирования возрастает с каждым днем, так как решение задач воспитания невозможно без четкого представления всех участников воспитательного процесса о результатах воспитательной деятельности учреждения и способах их достижения. У всех участников воспитательного процесса должно быть сформировано полное и развернутое представление об особенностях процесса проектирования, его роли и месте в воспитательной деятельности. Для педагогической сферы характерно отсутствие единого понимания категории проектирования.
Педагогическое проектирование трактуется как:
1. процесс «выращивания» новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, нового содержания и технологий образования, способов и технологий педагогической деятельности и мышления (В.А. Болотов, Е.И. Исаев и др.).
2. деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимается оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельности (Н.В. Борисова).
3. предварительная разработка основных деталей, представляющих деятельность учащихся и педагогов (В.С. Безрукова).
4. содержательное, организационно-методическое, материально-техническое, социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи, которое может осуществляться на эмпирическом, интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях (В.А. Сластенин).
Виды проектных работ в педагогике создают иерархию уровней педагогического проектирования:
На концептуальном уровне происходит проектирование педагогических систем, процессов разных типов, строятся теоретические модели, предлагаются концептуальные решения, производится их обоснование.
На программном уровне проектируется конкретная программа (план) действия в соответствии с выбранной концепцией. Конечным результатом этого уровня выступает учебная программа, учебный план, структура учебного предмета и т.д.
На технологическом уровне создаются и реализуются технологий обучения посредством программы (плана) действий. На этом уровне выполняется и проверочная функция.
Загвязинский В.И. выделил следующие уровни проектирования:
Стратегический уровень проектирования – формы проектирования: концепции образовательных учреждений, дидактических систем, систем воспитания, программы развития образования, технологии обучения и т.д.;
Тактический уровень проектирования – формы проектирования: учебные и учебно-тематические планы, планы-конспекты уроков, планы воспитательных мероприятий, учебные программы и т.д.
Главная идея проектирования заключается в представлении развертывания образовательной стратегии и организации условий для полноценного образования и профессионального развития.
Основоположником теории и практики педагогического проектирования в отечественной педагогике считают А.С. Макаренко, который весьма критично относился к стихийности воспитательного процесса и предлагал рассматривать его как «педагогическое производство».
Сам же термин «педагогическое проектирование» был введен в категориальный аппарат отечественной педагогики А.С. Макаренко, который выделил методологическую функцию педагогики как науки, заключающуюся в создании «научных проектов личности», и функцию педагогов-практиков, состоящую в составлении и реализации программ воспитания для каждого члена коллектива на основании общего проекта и с учетом индивидуальных особенностей личности. Суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируются ее результаты. Объектами педагогического проектирования могут быть педагогические системы, педагогический процесс и педагогические ситуации.
В педагогике проектирование рассматривается как культурно-историческая форма деятельности человека, предполагающая прогнозирование возможных результатов и, следовательно, принятие ответственности за проект. Как отмечает В.П. Беспалько, с 90-х годов XX века можно говорить о формировании методологии проектирования в педагогике.
Субъектом проектирования выступают педагог или группа специалистов. Каким бы ни был этот субъект, он должен обладать, следующими специфическими чертами: творческим мышлением и способностью к изобретательству; профессионализмом и высокой работоспособностью; общественно значимыми ценностными ориентациями; способностью предвидеть последствия перспективных изменений действительности, реализуемых в педагогическом проекте.
Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации, педагогические технологии.
Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования. Педагогический процесс специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с целью обучения и воспитания.
Педагогическая ситуация - составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. В структуру педситуаций входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Педситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них.
Самым крупным объектом педагогического проектирования являются педагогические системы.
В связи с тем, что проектирование используется во многих сферах деятельности человека, на сегодняшний день понятие «проект» трактуется неоднозначно. В словаре русского языка С.И. Ожегова «проект» рассматривается как: 1) разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства или реконструкции чего-либо; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план, намерение..
Таким образом, сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта. Можно сказать, что педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, она не менее значимая, чем организаторская, гностическая или коммуникативная.
Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Самым крупным объектом педагогического проектирования являются педагогические системы.
Педагогическая система – это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека, это главный для педагога объект проектирования, объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии. Педагогическая ситуация – составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педагогических ситуаций входит в проектирование самого процесса.
Подробное рассмотрение сущности педагогической деятельности по проектированию воспитательной работы позволяет сделать вывод о том, что ей присуща определенная динамика, смена этапов, стадий.
Средства проектирования бывают материальные и духовные. К первым относятся законодательные акты, документация, технические средства, схемы, таблицы и т.д. Ко вторым – общие средства научных исследований, ключевые теоретические положения смежных наук и т.д.
К основным формам педагогического проектирования относятся:
1. Концепция – форма, посредством которой излагается точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Назначение концепции – изложить теорию в конструктивной, прикладной форме.
2. Мечта – особая форма проектирования, создаваемая нашим воображением. Мечта – это эмоциональная способность к проектированию человеком будущего. Места становится исходной точкой любой модели, проекта или конструкции. Через мечту в проектирование вовлекается глубинный пласт и человеческой жизни, часто бессознательный, интуитивный. Мечта – это рабочая гипотеза, проектируемая гипотеза.
3. План – это документ, в котором дается перечень дел, мероприятий, порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы, план занятия и т.д. Учебный план является проектом, в котором дается общий перечень учебных дисциплин, объем часов, отводимых на их изучение, порядок изучения дисциплин. Тематический план составляется из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, межпредметные связи, методическое обеспечение. План занятия – это определение задач занятия и перечень основных действий педагога и обучающихся по освоении содержания учебного материала. Если тематический план является проектом педагогического процесса, то план занятия – его конструктом.