Воспитательная работа в группе продлённого дня
Клементьева Татьяна Ивановна
Как часто мы задумываемся над тем,сколько времени ребёнок проводит в школе?
Школа и группа продленного дня (далее ГПД) являются важными формами общественного воспитания детей.
ГПД - это объединение учащихся под руководством и контролем педагога - воспитателя, организующего с ними ежедневные занятия во внеурочное время в соответствии с режимом дня.
Во многих школах существуют группы продленного дня, но, к сожалению, эти группы часто смешивают, и число учащихся превышают всякие нормы . Что в корне не верно, ведь вторая половина дня в школе являются такой же образовательной и воспитательной деятельностью, как и первая, меняются лишь виды деятельности.
Деятельность ГПД и школ определяется Уставом школы, Положением о ГПД, утвержденным Министерством Образования.
Какую же цель преследует продленный день в школе?
Цель ГПД - организация труда и отдыха детей, родители которых заняты на работе, а также забота об их здоровье и развитии.
Самую важную из задач ГПД - является забота о том, чтобы время свободное от выполнения учебных заданий, заполнялось разумно и интересно у ребенка.
В условиях продленного дня у педагога решается задача - изучить психологические, творческие, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Продленный день - это школьная форма организации во внеурочное время под руководством специально подготовленного педагога, который ежедневно планирует образовательно-воспитательные занятия в конкретном классе (группой детей одного возраста)
Задачи продленного дня:
• дальнейшее расширение общественного воспитания (воспитательная работа);
• создание благоприятных условий для полноценного развития детей (образовательная, воспитательная, кружковая деятельность);
• оказание помощи семье в воспитании и образовании детей.
Основные задачи пересекаются между собой и дополняют друг друга, что в целом выстраивает продуктивный образовательный и воспитательный процессы.
Задачи реализуются на основании особенностей продлённого дня:
• Все виды деятельности сконцентрированы в школьном коллективе под руководством педагога на протяжении дня.
• Продленный день выполняет большую часть воспитательных функций семьи.
• В ГПД мы можем наблюдать максимальное сближение общественного и семейного воспитания.
• Удовлетворяются потребности учащихся в общении, в развитии, раскрываются способности и дарования.
• Именно дети, которые остаются в школе до конца дня, максимально включаются в различные виды деятельности, что приводит к разностороннему развитию детей.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о достоинствах группы продленного дня.
В условиях продленного дня педагог-воспитатель совместно с учителем имеет возможность сосредоточить все виды деятельности ребенка в детском коллективе. Возникает необходимость перенести значительную часть дидактических, воспитательных, хозяйственных функций семьи в школу. Научить детей пользоваться материальной базы школы (посещение библиотеки, атласы, словари и тп.). Создать благоприятные условия для построения режима дня.
Но помимо достоинств есть и недостатки:
• оторванность от дома;
• перегруженность ребенка;
• иногда недостаток в движении.
Помня о недостатках, нужно планировать и организовывать режим дня ( в том числе все мероприятия, разных направлений) в классе, таким образом, чтобы исключить эти минусы.
Для любого класса начальной школы обязательное условие - прогулка. Дети должны отдыхать и переключаться между видами деятельности.
Особое место в режиме группы продлённого дня могут занимать игры.Это могут быть народные игры в помещении и на свежем воздухе,и дидактические игрыи даже спортивные,например эстафеты,футбол ,настольный теннис.)
Важно выбрать правильное время для самоподготовки детей,с учётом их возраста и нагрузки.
Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения:
в 1 классе со второго полугодия - до 1 часа;
во 2-м - до 1,5 часов;
в 3-4-м классах - до 2 часов.
Во время посещения группы продлённого дня дети активно участвуют во внеурочной деятельности.
Какие направления включать в свою работу с детьми?
Внеурочную деятельность, организованную по направлениям развития личности
- спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
художественно-эстетическое,
социальное, общеинтеллектуальное,
экологическое, трудовое,
общекультурное.
А так же работу по профилактике правонарушений и соблюдений ПДД. Например, темы по ПДД:
Режим дня,которого придерживается педагог-воспитатель является примерным ,выбирается индивидуально для каждой возрастной группы.