Воспитание ребенка в группе продлённого дня
Гурбанова Рамила Рустамовна,
ГБОУ СОШ № 186
Калининского района Санкт-Петербурга
Продленный день - это школьная форма организации во внеурочное время под руководством специально подготовленного педагога, который ежедневно планирует образовательно-воспитательные занятия в конкретном классе (группой детей одного возраста).ГБОУ СОШ № 186
Калининского района Санкт-Петербурга
ГПД - это объединение учащихся под руководством и контролем педагога - воспитателя, организующего с ними ежедневные занятия во внеурочное время в соответствии с режимом дня. Деятельность ГПД и школ определяется Уставом школы, Положением о ГПД, утвержденным Министерством Образования.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Для формирования и развития высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной личности необходимо создать в школе благоприятные условия. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система.
Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания, но и пробудить личность, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности, проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть в группе продленного дня. Микроклимат ГПД идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по-своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
Основные принципы воспитательной программы:
-принцип гуманистического воспитания; принцип личностно - ориентированного подхода;
-принцип здоровьесбережения;
-принцип деятельностного подхода; принцип природосообразности.
Цель исследования: определить возможности воспитательной работы в условиях группы продленного дня
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
-Проанализировать психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме
-Познакомиться особенности организации групп продленного дня
-Выявить влияние воспитательных мероприятий, организуемых в группе продленного дня на развитие личности учащихся.
Основные направления воспитательной работы в ГПД:
-Учебно-познавательное -Художественно – эстетическое -Физкультурно – оздоровительное -Правовое воспитание, изучение ПДД, предупреждение ДДТТ -Патриотическое -Трудовое и экологическое -Профессиональное самоопределение -Развитие ученического самоуправления -Работа с родителями. Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самостоятельное выполнение домашних заданий (самоподготовка). Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых обучающиеся самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя. Цель самоподготовки - формирование у воспитанников навыков самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст обучающихся, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении. Задачи самоподготовки: - расширение границ учебной работы; - углубление содержания учебных предметов; - получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков; - закрепление и повторение изученного на уроках материала; - упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения; - развитие интереса к учению; - приобретение школьниками навыков самостоятельной работы. Основные формы воспитательной работы в ГПД: - практические занятия, - беседы, - ролевые игры, - конкурсы, викторины - праздники, - чтение художественной литературы, - экскурсии. |
Организация деятельности группы продленного дня:
- Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.
- Создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора.
- Развитие навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, вести контроль за его выполнением.
- Организация и проведение творческих дел, клубных часов и тематических мероприятий с привлечением всей группы или отдельных учащихся в соответствие с планом воспитательной работы школы, района, города.
- Воспитание добра и милосердия.
- Охрана здоровья учащихся группы. Организация работы по профилактике вредных привычек и правонарушений.
- Соблюдение режимных моментов группы.
- Организация часов самоподготовки.
- Координация сотрудничества с учителями, работающими в классах и педагогами дополнительного образования, ведущими занятия с воспитанниками ГПД, с родителями.
1. Создание условий для формирования и развития индивидуальных личностных качеств учащихся.
2. Воспитание нравственной культуры учащихся.
3. Воспитание гражданственности и патриотизма.
4. Изучение личности учащихся с помощью диагностики и организации коррекционной работы с ними.
5. Изучение механизмов адаптации учащихся в новых для них условиях группы продленного дня.
6. Взаимодействие с социально-психологической службой школы.