Рабочая программа группы продленного дня для 4 «Б» класса
Воробко Наталья Васильевна,
ГБОУ СОШ № 97
Выборгского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ № 97
Выборгского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана с учётом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, посещающих группу продлённого дня, на формирование универсальных учебных действий. Нормативной базой для разработки программы по организации внеурочной деятельности являются следующие законодательные документы:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями от 01.06.2021);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 № 15785);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания к обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.3/2.4.3590-20»);
- Постановление Правительства РФ от 19. 03. 2001 № 196 (с изменениями от 10.03. 2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»;
- Письмо Министерства Образования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы»;
- Письмо «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного стандарта общего образования» от 12. 05. 2011 № 03 – 296;
- Конвенция ООН о правах ребенка.- Резолюция 44/ 25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989;
- Конституция РФ от 25 декабря 1993 года (с изменениями от 01 июля 2020);
- Устав ГБОУ школа № 97
- Положение о группе продлённого дня в ГБОУ школа №97 г. Санкт-Перербурга
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продлённого дня. Микроклимат группы продленного дня даёт возможность всем детям реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Ведь каждый ребенок талантлив по-своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка.
Для детей, посещающих ГПД, данная деятельность может проявляться в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, соревнования, творческие работы, общественно-полезные практики и т.п.
Духовно-нравственное развитие предусматривает приобщение школьников к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям. Воспитатель создаёт систему воспитательных мероприятий, позволяющих младшему школьнику осваивать и на практике использовать полученные знания. При этом учитывается историко-культурная, этническая и региональная специфика и создаются условия для формирования у детей активной деятельностной позиции.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни осуществляется через комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является:
-социальная защита обучающихся и обеспечение условий для проведения внеурочной деятельности;
-максимальное развитие личности каждого ребенка: (воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка);
-формирование основ нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие воспитательные задачи на год:
-проводить работу по созданию сплочённого дружного коллектива, учить детей строить дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-воспитывать сознательное отношение к учёбе, организованность, собранность, дисциплинированность, самостоятельность, прилежание. Обучать правилам поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
-воспитывать сознательное отношение к труду, бережливость, уважение к людям труда, уважительное отношение к родителям, взрослым; прививать интерес к активному участию во всех видах работ, проводимых в школе;
-формировать внутреннюю мотивацию к здоровому образу жизни, необходимость заботы о своем здоровье и здоровье окружающих;
-проводить работу по воспитанию эстетических чувств, учить слушать музыку, смотреть картины; формировать умения и навыки художественного творчества;
-воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гражданственности; в доступной форме знакомить детей с жизнью страны, учить работать с детскими газетами и журналами. Воспитывать бережное отношение к книгам;
-формировать экологические знания, нравственно-ценностное отношение ко всему живому, включая детей в творческую деятельность экологического содержания.
Ожидаемые результаты на конец учебного года:
-повышение качества обучения учащихся;
-развитие индивидуальности учащихся;
-развитие интереса к изучаемым предметам;
-развитие самостоятельности;
-формирование полезных привычек
Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания:
- формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников;
-расширение кругозора, развитие общей культуры;
-ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
-формирование у детей ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;
-развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
-формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Ожидаемые результаты на конец учебного года:
-повышение качества обучения учащихся;
-развитие индивидуальности учащихся;
-развитие интереса к изучаемым предметам;
-развитие самостоятельности;
-формирование полезных привычек
Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания:
- формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников;
-расширение кругозора, развитие общей культуры;
-ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
-формирование у детей ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;
-развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
-формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Планируемые результаты по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни:
-пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье;
-формировать установки на использование здорового питания;
-создавать условия для использования оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных , психологических и иных особенностей;
-развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;
-соблюдать режим дня;
-формировать знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
-способствовать становлению навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя наркотических и сильнодействующих веществ;
-формировать потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Планируемые образовательные результаты внеурочной деятельности можно разделить на три уровня.
Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
К концу учебного года обучения учащиеся должны уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельной творческой деятельности;
-для выполнения домашнего труда;
-для обогащения опыта восприятия окружающей действительности, красоты природы, произведений искусства;
-осуществления сотрудничества с другими людьми в процессе совместной работы или учёбы;
-оценки поступков и деятельности своих товарищей, себя и других людей;
-поиска дополнительной информации по интересующим вопросам и удовлетворения познавательных интересов;
-для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения;
-выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
Программа составлена на основе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников
Календарно – тематическое планирование
группы продленного дня 4 класса
№ п/п | Дата (план) |
Дата (факт) |
Направление |
|
"Вместе весело играть" – игры со скакалкой, мячом | ||
|
Знакомство с классом. Учимся брать интервью. | ||
|
Веселые старты. | ||
|
Игра путешествие «Здравствуй школа» | ||
|
Спортивная эстафета «Кто быстрее?», «Кто дальше?». | ||
|
Чтение стихов об осени. | ||
|
Русская народная игра «Пятнашки» | ||
|
Пожарная безопасность. Правила поведения при пожаре в школе. | ||
|
Русская народная игра «Охотники и зайцы» | ||
|
Правила внутреннего распорядка в школе. | ||
|
Русская народная игра «Гори, гори ясно» | ||
|
Конкурс рисунков «Моя семья» | ||
|
Веселые старты. | ||
|
Международный день грамотности. Викторина «Самый умный». | ||
|
Эстафета «Быстрые и ловкие» | ||
|
Виртуальная экскурсия по С-Петербургу. | ||
|
Русская народная игра «Охотники и зайцы» | ||
|
Викторина «Осень в гостях у ребят». | ||
|
Спортивный час. Игры на свежем воздухе. | ||
|
Этикет для детей Внешность. Одежда. | ||
|
Русская народная игра «Третий лишний» | ||
|
Математическая викторина. | ||
|
Спортивная эстафета «Кто быстрее?», «Кто дальше?». | ||
|
Беседа «Твой внешний вид». | ||
|
Русская народная игра «Краски» | ||
|
Экологическая игра «Лукошко грибника». | ||
|
Русская народная игра «Пятнашки» | ||
|
Клубный час «Путешествие в мир книг» | ||
|
Эстафета «Бег сороконожек | ||
|
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. | ||
|
Эстафета «Передача мяча» | ||
|
"Нет на свете краше: мама, ты любовь, надежда наша!" – беседа (чтение стихов, рисунки). | ||
|
Веселые старты. | ||
|
"Моё поведение дома, в семье". Конкурс рисунков «Моя дружная семья». | ||
|
Час весёлых игр и эстафет | ||
|
Этикет для детей. Идём в гости | ||
|
Русская народная игра «Охотники и зайцы» | ||
|
Час нравственного разговора «Что такое хорошо…» | ||
|
Русская народная игра «Жмурки» | ||
|
Государственные и семейные праздники | ||
|
Русская народная игра «Гори, гори ясно» | ||
|
Конкурс рисунков «Моя любимая книга». | ||
|
Русская народная игра «Краски» | ||
|
Здоровый образ жизни. Профилактика простудных заболеваний | ||
|
Эстафета «Бег сороконожек» | ||
|
«Как и кто предохраняет нас от болезней?» – беседа | ||
|
Русская народная игра «Третий лишний» | ||
|
"Один дома" – инструктаж. | ||
|
Русская народная игра «Пятнашки» | ||
|
«Природная стихия – огонь" – беседа. | ||
|
Эстафета «Быстрые и ловкие» | ||
|
Акция «Будьте внимательны – знаки дорожного движения!» | ||
|
Русская народная игра «Краски» | ||
|
"Надо ли прислушиваться к советам родителей?" – беседа. | ||
|
Спортивный конкурс: «Самый дружный и сильный класс». | ||
|
"Все профессии важны. Кем хочу стать?" – беседа | ||
|
Русская народная игра «Пятнашки» | ||
|
В мире животных. Ядовитые и опасные | ||
|
Спортивная эстафета «Кто быстрее?», «Кто дальше?». | ||
|
Конкурс рисунков «Природа глазами детей». | ||
|
Спортивный час. Игры на свежем воздухе. | ||
|
Час загадок "Как на нашей грядке выросли загадки". | ||
|
Беседа о правилах дорожного движения. | ||
|
Конкурс рисунков на асфальте «Как прекрасен мир» | ||
|
Русская народная игра «Пятнашки» | ||
|
Правила хорошего тона. Тема: «О заботливом отношении к людям».(беседа – размышление) | ||
|
Физкультурный досуг «Зимние забавы». | ||
|
Лепка из пластилина на свободную тему | ||
|
Подвижная игра «Гуси-гуси» | ||
|
Чтение и обсуждение сказок | ||
|
Русская народная игра «Краски» | ||
|
КВН "Сказки водят хоровод". | ||
|
Спортивный час. Игры на свежем воздухе. | ||
|
Поделки из природного материала | ||
|
Беседа-размышление «Добросовестное отношение к труду». | ||
|
Сочинение невероятных историй: «Что было бы, если …» | ||
|
Русская народная игра «Охотники и зайцы» | ||
|
Чтение книг с последующим обсуждением | ||
|
Физкультурный праздник «Мой веселый звонкий мяч». | ||
|
О добре и зле «За правым и левым плечом» | ||
|
Конкурс рисунков «Моя любимая сказка». | ||
|
Беседа «Уважение к старшим» Обсуждение рассказа «Секретная проверка» | ||
|
Спортивная эстафета «Кто быстрее?», «Кто дальше?». | ||
|
Клубный час «Здоровый сон» | ||
|
Строим снежную крепость. | ||
|
Работа с бумагой. «Рыбки в аквариуме». |
||
|
Русская народная игра «Гори, гори ясно» | ||
|
ЗОЖ «Осторожно, шум!» Лечебное действие звуков: слушание музыки | ||
|
Эстафета «Передача мяча» | ||
|
«Дружба начинается с улыбки». Игры - минутки о дружбе. | ||
|
Спортивный час. Подвижные игры на воздухе. | ||
|
Рисование на тему «Несуществующее животное» | ||
|
Русская народная игра «Гори, гори ясно» | ||
|
Музыкальная терапия. | ||
|
Подвижные игры на воздухе. | ||
|
Лепка «Животные леса» | ||
|
Русская народная игра «Пятнашки» | ||
|
Клубный час «Считалки и дразнилки» | ||
|
Русская народная игра «Краски» | ||
|
Игры с конструктором «Лего» | ||
|
Эстафета «Быстрые и ловкие» | ||
|
Права и обязанности детей | ||
|
Русская народная игра «Третий лишний» | ||
|
Урок здоровья. Глаза - главные помощники человека. | ||
|
Эстафета «Бег сороконожек» | ||
|
Игра « Выбор друзей в стране Слов» (ассоциация) | ||
|
Русская народная игра «Охотники и зайцы» | ||
|
Книги – реки, наполняющие Вселенную мудростью | ||
|
Спортивная эстафета «Кто быстрее?», «Кто дальше?». | ||
|
Игра «Раскрась картинку» | ||
|
Эстафета «Передача мяча» | ||
|
Расскажи свою любимую сказку. | ||
|
Русская народная игра «Пятнашки» | ||
|
Забота о животных | ||
|
Русская народная игра «Жмурки» | ||
|
Беседа «Слово лечит» | ||
|
Русская народная игра «Гори, гори ясно» | ||
|
Клубный час «Символы России» | ||
|
Эстафета «Быстрые и ловкие» | ||
|
Беседа «Этикет, или просто хорошие манеры». | ||
|
Спортивный час. Подвижные игры на воздухе. | ||
|
Разучивание хороводов, песен | ||
|
Веселые старты. | ||
|
Урок здоровья. Как сохранить улыбку красивой. | ||
|
Русская народная игра «Краски» | ||
|
Конкурс рисунков «Кем быть?» | ||
|
Спортивная эстафета «Кто быстрее?», «Кто дальше?». | ||
|
Традиции, обычаи и праздники русского народа (Рождество Христово, Крещение, Гадание на Руси.) | ||
|
Русская народная игра «Третий лишний» | ||
|
Рисование « Красота русской природы - зима» | ||
|
Спортивный час. Подвижные игры на воздухе. | ||
|
Как вести себя за столом. Сервировка стола | ||
|
Русская народная игра «Краски» | ||
|
Клубный час «Кошка и собака - наши четвероногие друзья» | ||
|
Русская народная игра «Пятнашки» | ||
|
Игровое занятие « В гостях у геометрических фигур» | ||
|
Спортивная прогулка «Делай как я, делай как мы, делай луч |