Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование коммуникативных умений
младших школьников в группе продлённого дня

Поспешилова Ольга Юрьевна
           Согласно требованиям федерального государственного стандарта в качестве одного из ориентиров образования определена нацеленность на формирование у младших школьников универсальных учебных действий. Одной из базовых компетентностей, формируемых в школьный период, является коммуникативная культура, то есть умение эффективно сотрудничать с другими людьми.
          В своей педагогической работе я столкнулась с тем. что не все ребята умеют и желают сотрудничать. Некоторые не только не выслушивают мнение партнёра, но и сразу категорически отвергают его, считая своё мнение единственно правильным. Нередко возникают  конфликты на почве нежелания уступить право первенства  в игре,в  ответе на вопрос воспитателя и т.д. Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы как воспитателя группы продлённого дня  стало формирование коммуникативной культуры у моих воспитанников.
           Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что общение младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей.
           Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии
 коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне.В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребёнок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
           Вторая яркая черта общения заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В младшем возрасте школьники втрое  чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.
          Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослыми даже самые несмелые дети придерживаются  определённых общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками младшие школьники используют самые неожиданные действия и движения: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумыват новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребёнку проявить своё самобытное начало. Однако нерегламентированностьи раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой общения детей младшего школьного возраста.
            Перечисленные особенности отражают специфику общения детей младшего школьного возраста. На протяжении младшего школьного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности,мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы.
            Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребёнка. Если к моменту своего возникновения и в течение от одного - двух месяцев его пребывания в школе  его потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, у более старших детей эта потребность выдвигается на первое место, теперь они начинают явно предпочитать общество других детей взрослому или одиночной игре.
            Второй перелом внешне выражен менее чётко, однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы, с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
            На занятиях в группе продлённого дня я уделяю внимание играм и игровым упражнениям, направленным на формирование коммуникативных умений. Приведу примеры таких игр.
"Найди пару"
               Водящий сидит на стуле в дальнем конце комнаты в расслабленной позе с закрытыми глазами. Один человек из группы подходит к водящему и протягивает ему в руки свою одну руку. Водящий ребёнок внимательно исследует её с закрытыми глазами. Как только водящий понимает, что он достаточно хорошо запомнил руку, он говорит: "Всё". Тогда все участники группы одновременно протягивают ему свои руки, и водящий пытается найти среди этого множества рук именно ту руку, которую еум давали первоначально. Обычно, выполняя это задание, дети трогают по очереди руки товарищей, говоря "не та", отодвигают руку, не соответствующую сформированному тактильному образу.
"Ролевое проигрывание ситуаций"
           Упражнение выполняется в парах; оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных" средств общения, развития эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют.
- Ты участвовал в соревновании, занял первое место, а твой друг был почти последним. Твои действия, слова.
-Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а вернул её сломанной.
-Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?
-Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?
"Клеевой дождик"
            Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким вот "паровозиком" (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т.д.
"Художник слова"
                Каждый ребёнок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека. Учитывая уровень развития детей, можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)
"Выбери партнёра"
              Детям предлагается выбрать себе партнёра и дать ему понять, что выбрали именно его, но так, чтобы больше об этом никто не догадался. Разговор рекомендуется строить с помощью глаз. Причём преимущественно не движением глаз, а изменением их выражения. Дети учатся передавать информацию с помощью этих приёмов невербального общения. После дети делятся своими впечатлениями и переживаниями.
"Что изменилось?"
              Каждый ребёнок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, причёске детей, можно пересесть на другое место (но не больше трёх изменений; все производимые изменения должны быть видимы). Задача водящего - правильно подметить происшедшие изменения.
            В результате применения этих и других игр и упражнений во внеурочной деятельности моим воспитанникам стало намного легче вступать в диалог (не только сами высказывали своё мнение, но и давали возможность высказаться своему партнёру), планировали свою совместную деятельность, оценивали её и свою роль в этой деятельности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»